Русская апокрифическая студия

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм
Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования | Ссылки | Гостевая книга

История Симона Кифы, первоверховного апостола


Происхождение и датировка текста

  Сирийский текст. Точную дату происхождения установить сложно, однако, наиболее вероятной является вторая половина 4-ого века.
    В сирийском языке разница в написании между «Шемон» (Симон Пётр) и «Симон» (Симон Маг) выражена и недвусмысленна. Чтобы отразить это различие и в целях ясности, в этом переводе последовательно принято «Шемон» (для Симона Петра).

Текст

1. История друзей Христа, которую мы должны были рассказать. У нас нет сил, чтобы выполнить часть долга, который от нас требовался, потому что наше помазание мало и наши силы слишком слабы для этой задачи. Даже если мы не захватили полноту историй, чтобы в достаточной мере показать весь героизм и победы, которые они явили в мире, но если только здесь и там несколько историй, которые бедны, чтобы показать славный героизм их стойкости - все же потому, что любовь их сострадания обязывают нас, чтобы каждый год мы праздновали эти любящие воспоминания о них в церкви - мы осмелились попытаться по мере наших сил, и не ошибиться в строках и в широких местах писаний наших святых отцов. И всю полноту их побед, которая в них содержится, да соберём мы, и да возложим на кадильницу любви их друзей, и да порадуем благоуханием её дыма дыхание святой церкви. Пока мы стараемся, давайте вкратце изложим историю их мучений в соответствии с требованиями времени их чтений (лекций). Во-первых, мы сделаем началом нашего трактата рассказ о великом разрушении и унижении, в которое была ввергнута наша природа. И расскажем о божественном сострадании, которое излилось на неё в пришествии Сына Божьего. Затем мы расскажем об испытаниях святых апостолов, тех, кого он избрал для животворящего наставления. Мы расскажем не обо всём, что они делали, но об одной или двух (вещах), которые писали о них предыдущие отцы.
2. Ибо когда первый человек презрел и нарушил повеление Божье, он был лишён славных благ и сразу же изгнан в смертную жизнь, полную всяческих страданий. И наслаждение от деревьев он променял на эту проклятую землю. А те, кто был после него и наполнил землю, оказались ещё более злыми, чем он, в своём непослушании, которое они проявили по отношению к своему Творцу. Подобно зверям, они выбрали жизнь, которая не была жизнью.
  Когда они не были посрамлены законом различения, заложенным в природе, их не убедили и божественные наставления, пришедшие в откровениях о том, что в них есть лучшее. Напротив, они жили, как дикие спящие и упрямые в пустыне невежества. Они разрушали мысли, правильные для мирного потомства знания. Они всецело отдавались всякой мерзости. Временами они развращали друг друга, иногда убивали, а иногда поедали людей. И по войнам тех великих людей, о которых упоминают греки и все остальные, они тоже задумали построить башню от земли до неба. В безумии своих мыслей они готовились сразиться со своего места с тем, кто есть Бог над всеми. И они породили богов и богинь во всём мире.
3. Поскольку они были увлечены таким образом, в потопе воды и огня он обрушил на них божественное возмездие, подобно зарослям животных, которые распространились по всей земле. В постоянном голоде, чуме и войнах, а также в огне, который он ниспосылал сверху, он уничтожал их. Он поражал их злокачественными болезнями душ в горькой каре возмездия. Но когда зло пролилось почти на всех, подобно великому пьянству, оно опьянило и людей. В результате разумная раса достигла апогея жестокости, и они осквернились даже во всех видах разврата. И за честь, подобающую тому, кто живет вечно, они осудили нечистую расу демонов. И отныне они перешли границы всякого приличия.
4. Тогда Бог-Слово, Спаситель всех, по воле себя и своего Отца убедил себя и сошёл в нижнюю глубину смерти. И в теле, которым он окутал себя от Девы Марии, каждому порядку разумных существ от конца до конца он возвестил величие себя и своего Отца. Он связал этого обманчивого демона мира как могущественного и разграбил его дом. Он появился в 304 году от Македонии, то есть в 43 году от Августа, царя римлян. В 334 году от Александра, то есть в 15 году от Тиберия Цезаря, он был крещён Иоанном Предтечей. После этого он начал провозглашать Царство Божие, что является подготовкой к новому завету, также потому, что это было время для Спасителя в целом, чтобы дать исправление этим человеческим делам и снова вспомнить их ошибку после демонов и вернуть славу творений к божественной природе.
5. Поскольку он спешил совершить свой путь и вернуться из этого мира к Отцу, то избрал для себя проповедников своего небесного учения. Наставив их сначала в знании возвещения, в истинном учении, которое было с ними, он как утвердил их в себе знамениями, которые совершал перед ними, так и усовершенствовал их после своего воскресения и восхождения на небо в силе благости Святого Духа. Они были наделены способностью исцелять язвы без мирских знаний и залечивать раны и ушибы, полученные народами в результате обмана демонов. Сначала он избрал себе двенадцать учеников, а затем семьдесят два. Те, кто был после них, проповедовали небесное учение всем.
  Итак, он поставил блаженного Петра управляющим, начальником и первым из всех, как того, кто смотрел в глаза его божественности, чтобы тот был достоин быть учителем мира после него. Поэтому он прозвал его Кифой за истинность его профессии. Поскольку он был первым и явил истинное исповедание божественности и человечности Христа через откровение Отца, которое было показано ему, он также первым был признан достойным благословения веры истины. Наш Спаситель исповедовал, что вера Церкви строится на исповедании его веры, и первым передал ему ключи Царства Небесного.
  Когда в течение трёх лет и немного больше все апостолы были наставлены в знании учения, в 18 году от Тиберия Господь наш пострадал, умер и воскрес. После своего воскресения он сорок дней укреплял учеников различными способами. И поручил паству Церкви Шемону: «Паси за меня агнцев моих, овец моих и овнов моих».
  Через десять дней после его вознесения, когда иудеи собрались на праздник Пятидесятницы, блаженные апостолы, собравшись в горнице, получили благословение Святого Духа. И они рассказывали на разных языках о чудесах Божиих, которые творил наш Спаситель. Иудеи же, собравшись вместе, собрались около горницы, так что их охватило подобие огня и оттуда лилось благоухание. И они слышали от галилеян, которые были из одного народа, что те говорят на языках всех народов. Благодаря великим силам, действовавшим через них, они усилили чудо разделения языков. Таким образом, они делали учениками многих влиятельных людей из Иудеи, которые собрались туда отовсюду. И число учеников росло с каждым днём, включая иностранцев из народов. Возникло великое собрание.
6. Ученики не хотели покидать Иерусалим и не желали общаться с язычниками. Они придерживались иудейской доктрины, согласно которой только среди иудейского народа Бог установил свои благословения. Ибо они пренебрегли животворящим словом, которое наставляло их: «Идите по всему миру и научите все народы». Поэтому, усердствуя в обучении только иудеев, они презирали остальные народы, считая их чужими и нечистыми. Тогда общий Создатель отвернулся от них, и в Иерусалиме на них начались гонения. Именно в нём блаженный Стефан был увенчан венцом свидетеля истины. Из-за этого гонения святые апостолы были рассеяны по Самарии и всем народам.
  И таким образом Божье благословение распорядилось, чтобы самаритяне тоже получили учение жизни через Филиппа, одного из семи. И через него началось обучение Эфиопии, когда благословение Божье устроило так, что один верующий, посланник Кандакии, царицы эфиопов, варваров и чужеземцев, был наставлен Филиппом через откровение, которое пришло к нему. Он учил все места среди эфиопов. Он был первенцем среди всех верующих из язычников. И через него исполнилось сказанное: Эфиопия протянет руку Богу.
7. Однако двенадцать апостолов ждали в Иерусалиме. Поэтому, поскольку Благу было угодно научить их идти учить язычников, через начальника апостолов это было приготовлено так, чтобы это произошло первым: и явился Корнилию Ангел Господень. Ибо это был человек из язычников, знатный и сотник по званию своему. Он был праведен в образе жизни и в помыслах своих и очень желал исполнить волю Божию по совершенствованию души своей. К нему-то и явился Ангел Господень; он повелел ему послать призвать Шемона Кифу, и говорить с ним слово жизни.
  Ибо и блаженному Шемону было видение, в котором с неба на землю была спущена одежда, и в ней были формы всякого рода живых животных, чистых и нечистых. И повелело ему зарезать из нечистого и есть. Когда Шемон ответил: «Я никогда не ел ничего осквернённого и нечистого» - к нему обратился голос, говоривший: «Что Бог сделал чистым, того ты сам не оскверняй». И когда это повторилось трижды, одежда была поднята к небу. Тотчас же Дух научил его толкованию видения: что он должен встать и пойти с людьми, которые были посланы к нему от Корнилия. Убедившись в этом, он пошёл к нему. Когда он говорил с ним о благах, которые Бог готов был дать людям через провидение, которое было во Христе, не успел он закончить свою речь, как Дух сошёл на Корнилия и собрание, которое было с ним, и они начали говорить на языках, как это было с апостолами.
8. И так же до этого времени апостолы были отделены от иудеев из-за обычая их воспитания у них. Они запрещали им открыто проповедовать язычникам. Тогда Благой избрал великого Павла, историю которого мы расскажем позже, чтобы он в великой радости трудился над учением язычников. Но сначала мы расскажем о подвиге, который Дух совершил через Петра. Затем мы перейдём к истории благословенного Павла.
9. Как семьдесят апостолов распространяли весть о жизни по всему миру, так и их усердные ученики превозносили её во всех обитаемых регионах. Они отвратили людей от поклонения сатане и укрепили их в исповедании и поклонении единому Богу, Творцу всего сущего. Они поклонялись ему добрыми путями и в добром уме. Но враг естества нашего возревновал и воздвиг против учения истины Симона, самарянина, который коварством бесовским совратил многих жителей Палестины в своё заблуждение. Ибо этот Симон был самарянин из города Гифнина. Имя отца его было Антон, а мать - Рахиль. Он был магом. И он хорошо обучился греческой дисциплине. Он возвысился и возвеличился и объявил о себе, что он - сила, которая больше Творца. Этот человек ранее следовал за неким человеком, которого звали Досифей. За ним шли другие, которых называли «вождями». Их было тридцать человек и одна женщина, которую звали Селена, что переводится как «луна». Она, которая прежде стояла в блуде в Кесарии Финикийской, ходила с ним в это время. Ибо с ним было тридцать развратных сообщников, так что их было тридцать, как ход луны. Этот Симон пошёл и в притворной любви попросил Досифея, чтобы тот последовал за ним. И сказал ему Досифей: «Мы не прибавляем к этому числу, пока один не уйдет от нас». И он остался с ним. Когда же число их уменьшилось, он привёл Симона.
  Через некоторое время [Симон] возжелал Селену и стал клеветать на Досифея, говоря: «Он не чисто передаёт вам учение. И делает он это не по ревности, а по невежеству». Когда однажды Досифей уловил в клевете Симона, что тот хочет уничтожить мнение многих и показать, что он - тот, кто пребудет вечно, он в гневе вошёл, как обычно, в их школу, нашёл Симона и ударил его. Но рука Досифея, когда он ударил Симона, прошла сквозь него, как дым. Досифей изумился и сказал ему: «Если ты тот, кто стоит вечно, то и я поклонюсь тебе».
  Когда Симон сказал: «Я», он упал и поклонился ему, а также тем двадцати восьми вождям, которые были с ним. И повелел он, чтобы они слушались его во всем.
10. Когда Досифей умер, Симон взял Селену. И проповедовал он во всех местах, и провозглашал, как говорил: «Всякому, кто прикрепится ко мне, я дам быть богами и великими». И говорил он: «Я - великая и первая сила, и я могу совершать многие знамения.
  Ибо если они захотят ухватиться за меня, я могу быть невидимым.
  А когда я хочу, чтобы меня увидели, меня видят.
  Если же я захочу спастись, то протрусь сквозь гору, как сквозь мягкую грязь, и пройду.
  Если я должен броситься с высокой горы, я спущусь на землю, как будто всё поддерживает меня.
  Я освобожу себя и заставлю связавших меня быть связанными.
  Если меня заключат в темницу, я открою дверь.
  И я дам души каменным статуям, чтобы те, кто их видит, думали, что это люди.
  Я заставлю молодые ростки взойти.
  Я мгновенно произведу деревья из земли.
  И если я брошусь в огонь, я не сгорю.
  Я преображусь, и люди будут видеть меня с двумя лицами.
  Я дам бороду младенцу, и сделаю [кого-то] царем, и поражу всех.
  Я добьюсь, чтобы мне поклонялись и почитали все, чтобы они поставили мой образ и служили и поклонялись мне как Богу.
  Короче говоря, всё, что я захочу сделать, я смогу. Вот, великие дела совершаются мною. Ибо однажды, когда Рахиль, мать моя, велела мне идти на жатву, я велел серпу, который был положен плашмя, идти. И не так, как говорят, что я сын Антона. Прежде чем моя мать Рахиль совокупилась с ним, будучи девственницей, она зачала меня. Потому я могу стать великим и малым, как пожелаю. Ибо я не получил начала, чтобы в какое-то время начать быть. Но во чреве Рахили я родился как человек, чтобы Меня увидели люди. И я летал, и смешивался с огнём и воздухом. Меня вели за руки ангелы, и я превратил камни в хлеб».
  Он говорил нечто большее, чем эти слова, и обманывал многих самарян, так что они думали о нём, что этот человек - великая сила Божья, потому что долгое время он поражал их своими чарами. И таким образом благословение Духа ослабевало там, где горел его огонь.
11. Когда же Филипп пришёл и учил народ знамениями и чудесами, то и Симон, изумившись, крестился. Но он не получил благодати Духа, так как не был достойным сосудом для её принятия. Когда он предлагал деньги святым апостолам, чтобы они дали ему силу, чтобы каждый, на кого он возложит руки, получил Духа Святости, он думал, что все, кто даёт деньги, получают [Духа], а он не получает, потому что не даёт. Тогда Шемон обличил его и сказал: «Ты поражён горьким гневом».
  И когда он был много раз исправлен Петром сначала в Иудее, потом в Кесарии, [Пётр] много раз обличал его, пока все не отшатнулись от него. И не было с ним никого, кроме одного. Так он вывел его в полночь и бросил его чары в море перед ним. После этого он тоже пошёл и прикрепился к Петру.
12. И [Симон] решил отправиться в Рим. Когда он шёл, сила бесовская действовала в нём так сильно, что даже статуи воздвигались для него, как для Бога. Пётр, услышав об этом, отправился из Антиохии в Рим в третий год царя Клавдия, чтобы положить конец обману Симона. Когда он был близок к тому, чтобы идти в Рим, многие услышали о его благодеянии и вышли навстречу ему. И он, придя, отправился туда, где собрался весь город. Некоторые из начальников города, одетые в белые одежды царя, вышли и приблизились к нему, чтобы послушать его.
  Когда весь город собрался к нему, он встал, чтобы поговорить с ними и показать им провозглашение своего учения. Он начал говорить с ними о Боге и об устроении мира через Христа. Он убеждал их отказаться от того, к чему они привыкли, и обратиться к свету проповедуемой им истины, и они не должны, как лишенные разума, быть убеждены Симоном в той форме заблуждения, которую он представляет, «потому что все явления, которые он показывает, являются фантазией и не являются истиной реальных дел». И сказал им: «Изберите себе знамение, которое мы должны сделать перед вами. И тот, кого вы увидите совершающим это знамение, тому и верьте».
13. В тот час они послали и привели к себе Симона. И сказали ему люди его мнения: «Как человек, на которого мы уповаем, что он силен сделать всё, сделай что-нибудь перед нами, и увидит этот Шемон Галилеянин, который проповедует Христа». Когда они говорили ему эти слова, случилось, что мимо провозили мертвеца - сына одного из начальников и уважаемого среди них человека. Они сказали собравшимся: «Тот из вас, кто оживит этого мертвеца, есть истинный и достойный доверия, и мы будем слушать его во всём, что он скажет нам».
  И сказали Симону: «Так как ты имеешь здесь преимущество перед Шемоном Галилеянином и мы были знакомы с тобой раньше Шемона, то покажи силу, которая сопровождает тебя». Симон нерешительно подошел к мертвецу, и перед ним поставили одр. Он смотрел направо и налево и рассматривал небо, произнося множество слов, одни как крики, другие как песнопения, и долго ждал, но так ничего и не сделал. А тот мертвец распростёрся на телеге.
  В этот момент к ним уверенно подошёл Шемон Кифа. Он обратился к толпе и сказал: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, которого иудеи распяли в Иерусалиме и которого мы провозглашаем, встань отсюда!». И по слову Шемона мёртвый человек ожил. Все они были поражены и сказали Шемону: «Христос, которого ты провозглашаешь, истинен!». И многие встали и сказали: «Пусть побьют камнями Симона мага!». Но Симон, поскольку все сбежались посмотреть на ожившего мертвеца, убегал от них, переходя с одной улицы на другую и с одного двора на другой. И в тот день он не попал в их руки.
14. Но весь город почитал Шемона. Они принимали его с радостью и любовью. Он не переставал творить знамения и чудеса во имя Христа, и многие верили в него. Кропинос, отец ожившего, ввёл его в свой дом и принял с большим почетом. В Риме и в деревнях и на островах морских многие ещё не были верующими в Шемона, ибо говорили: «И Симон показал нам много знамений». Многие из римлян стали учениками, как из иудеев, так и из язычников. Некоторых из них он поставил пресвитерами и диаконами. И многие собирались к Шемону в воскресенье, чтобы услышать от него слова жизни и укрепиться в вере.
  Он находился в доме пресвитера Нарцесоса. Многие, оступившиеся из-за Симона, также пришли к Шемону. Когда он убеждал их и укреплял в вере, многие радовались его словам. Они просили его разрешить им пойти за Симоном и предать его смерти. Шемон сказал им: «Где тот маг, которого, когда я оживил того мертвеца, искали и не нашли?». Они же говорили ему: «Он в доме Маркелла, которого обманул. И сказал он ему: «Я сила Божия»».
  [Шемон] сказал им: «Кто такой этот Маркелл?». Они сказали ему: «Этот человек – сенатор, и очень богат. И нет во всём Риме человека, который был бы более милостив, чем он. Ибо он питал всех вдов, сирот и бедных, так что даже Цезарь послал к нему: «Разве я поставил тебя начальником в городе для того, чтобы ты раздал своё сокровище бедным?». И он пошел к Цезарю и сказал ему: «Я и бедные - мы рабы твои, о царь. И имущество, которое у меня есть, принадлежит тебе». Цезарь сказал ему: «Если бы твоё сокровище было моим, я бы охранял его». Когда же Симон обманул его, он сидел в великой скорби, раскаивался и говорил: «Напрасно я растратил кучу денег моих в надежде на Бога». По слову Симона он повелел прогонять посохом всякого нищего, который подойдет к воротам его дома. И сказал он: «Я раскаиваюсь в том, что сделал с этими людьми. Теперь они приходят и останавливаются у ворот моего дома». И он говорит злые слова против христиан, а тебя называет чародеем».
15. Пока Шемон говорил эти краткие слова, многие стали учениками Христовой веры. И, встав, он пошёл к воротам Маркелла. Он позвал привратника и сказал ему: «Пойди и скажи Симону, злому магу, что Шемон Кифа стоит у ворот и говорит: «Из-за тебя я пришёл в город Рим»».
  Привратник пал, поклонился ему и сказал: «Господин мой, с того дня, как ты воскресил мертвого, он приходил сюда и наставлял меня: «Если придёт Шемон и спросит тебя обо мне, скажи: «его нет здесь»».
  У ворот Маркелла собралась большая толпа - больные и недужные, пришедшие за исцелением. Услышав, что Шемона Кифа стоит у его ворот, он встревожился и вышел. И когда увидел силу и чудеса, которые тот творил, пал к ногам его и сказал ему: «Помилуй меня, господин мой Пётр, и не оставь меня погибнуть в заблуждении Симона. Этот маг обманул меня так, что я даже поставил ему статую, и убедил меня, что я должен написать, что Симон - новый, великий и святой бог. Поэтому я прошу тебя, господин мой Пётр, помилуй меня, так как ты служишь Богу, прощающему грехи». Тогда Пётр очень обрадовался и вознёс за него молитву к Богу. Затем он обнял Маркелла и поцеловал его.
16. Вот, некий юноша, в котором был злой демон, сильно насмехался. Шемон посмотрел и сказал толпе: «Кто это насмехается? Пусть он покажется!». Тогда бесноватый побежал к дому Маркелла и стал биться головой о стену. И Шемон обличил его и сказал: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, оставь этого юношу и не губи в нём ничего!». В тот же миг бес покинул его и опрокинул статую Цезаря, стоявшую у ворот Маркелла.
  Когда Маркелл забеспокоился из-за статуи, опасаясь, что Цезарь сделает с ним что-то плохое, Шемон сказал ему: «Успокойся, человек! Я вижу, что ты ещё не истинно в вере Христовой. Сейчас ты совершишь чудо своей рукой. Возьми в руки воды текущей и окропи эту статую, и она станет целой, как прежде».
  Он подошёл с умиротворенным сердцем, побрызгал кусочки статуи и сказал: «Я верю в тебя, Иисус Христос, мой Господь!». Тотчас же эти части были собраны, и статуя стала такой, как прежде. Тогда Шемон очень обрадовался Маркеллу, потому что тот оказался верным в своём прошении, и многие были поражены и пали к ногам Петра. Другие же, хотя и сомневались до сих пор, говорили Шемону: «Покажи нам другие знамения, потому что и Симон показал нам много знамений, а потом обманул нас».
17. Маркелл и вся эта толпа радовались вере Христовой, а Маркелл пошёл в свой дом и нашёл Симона сидящим во дворе в одиночестве. И он прогневался на него и сказал: «Сатана и расхититель людей, злой маг и губитель души моей! Покинь дом мой!». Он поднял на него руку свою и ударил его, и изгнал, и поносил его. Он приказал своим слугам, чтобы они изгнали его. И одни из них обращались с ним бесчестно, а другие били его прутьями и камнями. Один из них побежал и принёс сосуды, полные навоза, и вылил их ему на голову за то, что Маркелл много раз заковывал его в цепи из-за него, который говорил о нём много слов. Он также ложно обвинял их в своих собраниях перед их господином. И все говорили Симону: «Тебе воздастся за это по делам твоим».
  Тогда Симон вышел из дома Маркелла, пошёл и стал у ворот пресвитера Нарцисса. И он окликнул его и сказал: «Шемон, Шемон, выйди! У меня к тебе дело».
18. Шемон вышел и во многом опроверг его, и рассказал толпе о сосудах, которые Симон украл у одной богатой женщины, по имени Эвбола, которая приняла его как апостола. Когда она устраивала свадьбу для своего сына, он нанял двух юношей за 200 динаров. И [юноши] пошли и украли её сосуды. Шемон пришёл и наставил Эвболу. И в день их продажи Шемон велел ей послать своих слуг к воротам Неаполиса у палатки Агропиноса. [Он сказал]: «Захватите продавцов». Они передали их правителю Папосу. Они рассказали, что Симон нанял их, чтобы украсть эти сосуды, и пошли показать, где они зарыты. Когда Эвбола получила свои сосуды, она накормила ими многих бедных. И она до конца верила в Господа нашего Иисуса.
19. Когда Маркелл услышал это и то, что Шемон Кифа рассказал такие вещи, он принёс Шемону сосуд с водой и сказал ему: «Встань, благослови эту воду, а я пойду окроплю свой дом, чтобы он очистился от следов Симона-мага». Шемон благословил воду, и Маркелл окропил ею весь свой дом вплоть до уборной. Маркелл устроил пир для двухсот вдов и двухсот нищих; он уговорил Шемона тоже прийти с ними.
  Когда пресвитер Нарцисс и все братья, бывшие с Шемоном, шли в дом Маркелла, [Шемон] увидел слепую женщину, державшую своего спутника за руки и шедшую [вместе]. Шемон положил на неё свою руку, и она увидела свет. Они восхваляли Бога за это чудо. В течение девяти часов они молились и садились есть, а Маркелл прислуживал им.
20. В ту ночь Маркелл увидел видение. Сначала он рассказал его Шемону и сказал: «Я видел тебя, как ты сидел на троне, а под тобой стояла огромная толпа. И вот, посреди этой толпы стояла женщина. Она была очень черна и нечиста на вид и одета в лохмотья и лоскуты. На шее у нее было железное ожерелье, а на руках и ногах - железные оковы. И она танцевала посреди этой толпы. Ты позвал меня и сказал: «Маркелл, видишь ли ты эту танцующую? Это сила Симона-мага. Отруби ей голову».
  И я сказал тебе: «Нет, господин мой, потому что Господь наш повелел не убивать». Тогда ты возвысил голос и сказал: «Пусть придёт меч истины, который есть Христос, и пусть он отсечет ей не только голову, но и все конечности»».
  Услышав это, Шемон обрадовался и возликовал, потому что Господь был с ним во всем. И он творил великие чудеса в Риме и его окрестностях, так что язычники и иудеи, не считая себя, оставляли свои собственные законы, держались его и принимали его учение. Многие маги оставляли свои хитрости и укрывались в животворящем учении. Все считали Симона нечистым, а Шемона почитали как апостола Божьего.
21. В одну из суббот весь Рим собрался в театре вместе с правителем Агерпом и всеми вельможами города. Шемон вошёл в середину этой толпы, и все воскликнули и сказали: «Шемон, покажи нам Бога, во имя которого ты творишь эти знамения, потому что весь Рим встревожен и говорит: «От тебя и от Симона мы видели знамения, и мы не знаем, кто из вас законный и с кем Бог». И есть некоторые, которые говорят, что Симон законный».
  Шемон заставил их замолчать и сказал: «Мужи, римляне, я верю в единого истинного Бога, сотворившего мир и всё в нем, в того, о ком свидетельствуют знамения, исходящие от меня во имя его. Я изгнал Симона из Иерусалима за его злые дела и за то, что он украл сосуды женщины по имени Эвбола. Когда Папос, правитель, увидел его, чтобы наказать, он бежал и пришёл в Рим. И он пытается обмануть и вас, как обманул там». Шемон повернулся и сказал Симону: «Вор и фокусник, не ты ли пал к ногам меня и моих соратников-апостолов в Иудее? И ты принёс нам большую сумму денег, чтобы мы дали тебе силу Духа, чтобы ты мог творить чудеса. Мы обличили тебя и прогнали. Как же теперь ты стоишь перед всем Римом без стыда и пытаешься обмануть его?».
22. Когда Симон во многом поносил Шемона и во многом переигрывал его, вся толпа воскликнула и сказала Шемону: «Перестань говорить, а делом покажи, что с тобой Бог». Шемон сказал им: «Знамения, которые я совершаю перед вами во имя его, свидетельствуют, что Бог с вами». Они же говорили ему: «Вот, прежде чем ты пришёл, много знамений совершил и Симон». Шемон сказал им: «Пусть он совершит передо мной одно из тех дел, которые он совершил перед вами, и я покажу, что он лжец».
  Симон сказал: «Пусть правитель прикажет, чтобы я убил одного из тех, кто стоит перед ним, и Шемон не сможет оживить его». И [правитель] приказал. И [Симон] шепнул одному юноше, который знал цезаря, и тот упал и умер. Тогда все собрание смутилось, и говорили: «Нет никого, подобного Симону!».
  Шемон сказал: «Выскажите верное суждение! Люди тоже способны убивать; один лишь Бог способен даровать жизнь. То, что Симон убил, не говорит о его законности. А вот даёт ли он жизнь, покажет правда Божья».
  В то время как они говорили, пришла некая женщина и, рыдая от горя посреди театра, сказала Шемону: «Умоляю тебя, господин мой: у меня был единственный сын, и он умер!». Шемон сказал ей: «Дочь моя, [я займусь тобой] сразу после того, как подниму того, кого убил Симон».
  Она упала к ногам Шемона и говорила: «Помилуй меня, господин мой, ибо у меня нет ни сына, ни дочери, кроме него». Шемон сказал ей: «Иди, доставь его сюда, чтобы все видели и знали, что я воскрешаю его во имя истинного Бога».
  Она сказала ему: «У меня нет никого, кто бы привел его». Шемон сказал правителю: «Прикажи людям принести мёртвого [сына] этой женщины». И он приказал трём юношам принести его.
23. Когда они уходили, правитель сказал Шемону: «Вот юноша, мёртвый и распростёртый. Цезарь хорошо его знает. И я хочу испытать твоего Бога, истинен ли он или нет».
  Шемона Кифа сказал ему: «Бога не испытывают. Но ради твоего обращения и твоей жизни он будет творить знамения и великие дела через мои руки. Встань, правитель, и постарайся взять юношу за правую руку, и Бог оживит его».
  Правитель встал и взял юношу за руку, а тот поднялся и пошёл с ним. Вся толпа воскликнула и сказала: «Один есть Бог Шемона!».
24. И принесли сына той вдовы, и поставили его посреди толпы. Шемон помолился Богу и, возвысив голос, сказал: «Я говорю тебе, юноша, во имя Иисуса Христа Назарянина, которого хулил Симон, встань с одра твоего и иди с матерью твоей, почитай её и покорись закону Божию!». И тотчас он встал.
  Толпа с радостью славила Бога и говорила: «Один ты Бог, и нет кроме тебя. Тебя не видно, а дела твои видны. Всем, кто обращается к тебе с истиной, ты отвечаешь». И пошла слава о Шемоне по всему Риму.
25. Но вот умер сын другой женщины, и она воскликнула: «Похороните его!». Слуги же ее сказали ей: «Не позволяй госпоже нашей хоронить его! Лучше отнесём его к Шемону, апостолу Божию, и он воскресит его». Имя того умершего было Насисартертос, и был он сенаторского звания.
  [Его мать] пришла перед толпой, пала к ногам Шемона Кифы и сказала ему: «Господин мой, я слышала от слуг моих и от многих, что ты - апостол Божий. Теперь я прошу тебя: смилуйся над моим сыном и воскреси его!». Шемон сказал ей: «Если ты веруешь в истинного Бога и в Иисуса, сына его, то я воскрешу его». Она заплакала и сказала: «Если он будет жить, я буду верить в него».
  Вся толпа уговаривала его и говорила ему: «Клянусь твоим Богом, сотворившим мир, воскреси и сына этой вдовы, как предыдущих!». Шемон разгневался, посмотрел на толпу и сказал: «Люди, римляне, я такой же простой человек, как и вы. И не своей силой я делаю эти вещи, но я прошу Христа, Господа моего, чтобы он показал нам во имя своё, потому что он - владыка смерти и жизни!».
  И он повелел, и вынесли мертвеца на середину толпы, вместе с теми пятью слугами, которых [Насисартертос] освободил, когда он умирал, чьи одежды были разорваны, а на головах поднята пыль, и они, оплакивая, шли перед одром. Они шли с большой толпой и со всеми великими людьми римлян, потому что он был великим человеком и знаменитым. Когда толпа в театре увидела его, она тоже заплакала. И принесли его и положили к ногам Шемона. Они принесли с ним его многочисленные одежды, которые хотели сжечь вместе с ним.
  Шемон заставил их замолчать и, возвысив голос, сказал: «Люди, римляне, произведите теперь правильный суд между мною и Симоном, и посмотрите, кто верует в Бога истины. Ибо вот, я оживил перед вами трёх мертвецов. Пусть он оживит хотя бы одного». Все говорили Симону: «Шемон хорошо сказал. Покажи свою силу, если твой бог законный».
  Когда Симон увидел, что они стоят против него, он сказал им: «Если я воскрешу этого мертвеца, то вы прогоните Шемона из всего Рима?». Они сказали ему: «Да! И если ты не оживишь его, то мы сожжем тебя в огне».
  Тогда Симон пошёл, подошёл к мертвецу и склонился над ним. Он привлёк внимание всей толпы к своему волшебству и показал им, будто этот мертвец сидит, трясёт головой и глаза его открыты. Но он не говорил. Тогда толпа изумилась, воскликнула и сказала: «И Симон - Бог!».
  Тогда Шемон заставил их замолчать и сказал им: «Мужи, римляне, я вижу, что вы поступаете глупо. Откройте глаза ваших умов и увидите, что Симон заставил мертвеца сидеть, хотя тот не жив. И не кажется ли вам, что лицо мертвеца бледно? Думаете ли вы, что он действительно оживил его? Если он действительно оживил его, то пусть встанет с одра, пойдёт и отправится с матерью своей в дом свой. А если вы хотите посмотреть: юноша всё ещё мёртв. Пусть Симон поднимется с его стороны, и вы увидите, что он мёртв».
 Правитель поднялся со своего места, схватил Симона и отстранил его от мертвеца. Тотчас же мертвец рухнул на свою подставку. И все собравшиеся удивились волшебству Симона и сказали: «Пусть он сгорит в огне!». Шемон сказал им: «Даже если он и заслуживает того, чтобы сгореть, наш Спаситель Господь не воздаст злом за зло».
  Они говорили ему: «Мы хотим сжечь его не только за то, что он не воскресил мёртвого, но и за то, что он завладел нашими собственными глазами». [Шемон] сказал им: «Оставьте его в покое. Если он обратится к Богу, он помилует его. Если же он останется в своём зле, то это будет его гибелью в этом мире, а в мире грядущем он попадёт в вечную геенну. Но не поднимайте на него руки».
  Сказав это, он подошёл к мертвецу и сказал его матери: «Говорю тебе, женщина, этих слуг, которых отпустил на волу твой сын, когда он оживёт, он не имеет права порабощать их, но они должны быть свободны в своём положении. И будет дано им пропитание, которое вышло к ним из твоего дома».
  Она говорила ему: «Всё, что ты скажешь мне, я сделаю с избытком. Даже одежду, о которой ты говорил, что я принесла с ним, я отдам им». Он же сказал ей: «Вот, перед правителем и вельможами города я говорю тебе: »Не изменяйся!».
  Шемон исполнился Святого Духа и, ткнув мертвеца, позвал его и сказал: «Нистратос, во имя Иисуса Христа Назарянина, встань!». Тотчас же мертвец вскочил и встал. Он ослабил одежду, опоясывавшую его, и сошел со своего одра. Он попросил другую одежду и одел себя.
  Всё это Шемон сделал в день субботний. И сказал Шемон: «Люди, римляне, мёртвые отложили свою смерть и ожили. Отбросьте и вы своё язычество, как смерть, и веруйте в Бога, Творца всего, в его Сына Иисуса и в его Святого Духа».
26. Вечером [Шемон] вышел из театра, чтобы пойти к месту, где он поселился, и вся толпа шла за ним и целовала его ноги. Они много раз просили его, чтобы он пошёл с ними и исцелил их немощи. Оживший также последовал за Шемоном. И [Шемон] не пожелал, чтобы он пошёл с ним. Мать его принесла две тысячи драхм.
  В день воскресный собрались все великие мужи римские с жёнами и детьми. Шемон учил их Слову Божьему. И все укреплялись в вере. Шемон разделил драхмы между бедными, вдовами и нуждающимися свободными людьми. Также некая женщина, которую звали Хриза, принесла ему большое количество драхм. И он исправил её, потому что она была прелюбодейкой. Он принял [деньги] от неё и разделил их для бедных.
27. К Нему приходили многие больные: увечные, хромые, прокажённые. Он исцелял их всех. И многие уверовали в Господа с каждым днём. Но Симон не прекращал своего зла, а предупреждал, угрожал и говорил: «Я покажу, что Шемон не верующий в Бога истины, а самозванец». И он начал показывать призраки и формы лжи. Утвердившиеся в вере смеялись над ним, ибо знали, что он самозванец, и ни в чём не почитали его.
  Тогда Симон-маг очень разгневался. Он пошёл и встал посреди города, и воскликнул, и сказал: «Вы решили, что Шемон хорош и выше меня, и оставили меня, и пошли за ним. Ибо вот, завтра я покину вас, и вы останетесь без Бога и умрёте во грехах ваших. На ваших глазах я взойду к тому Богу, чьей силой я обладаю и от которого вы отвернулись и уверовали в того, кого иудеи убили в Иерусалиме».
28. Тогда весь Рим собрался, чтобы посмотреть, действительно ли Симон полетит и вознесётся на небо. Шемон Кифа тоже собирался туда, чтобы обличить Симона-мага. Тогда Симон пришёл и стал на высоком месте. Увидев его, Шемон Кифа сказал ему: «Лукавый маг, неужели ты до сих пор не перестал колдовать? Разве они не хотели сжечь тебя в огне, а я не позволил им?».
  Симон сказал ему: «Простак, тщеславный и ученик мага, который не смог освободиться от креста: почему ты называешь меня магом? Я - сила Превознесённого свыше. Во чрево Рахили, моей матери, я прокрался и родился как человек, чтобы спасти людей. Я совершил много знамений и буду совершать их и впредь.
  Ибо я пронесусь сквозь гору и пройду, и буду летать по воздуху.
  Если я упаду с горы, то не ушибусь.
  Если заключат меня в темницу, я открою ворота и выйду.
  Я сделаю так, что те, кто заточил меня, будут заточены.
  Я дам души статуям, и они будут ходить, как люди.
  Из земли появятся ростки и новые деревья.
  Я прикажу каменным псам, и они будут лаять.
  Если мне будет угодно, я стану овцой.
  Если пожелаю, то явлюсь козлом.
  Я вызову старика из утробы матери.
  Я дам младенцам бороды.
  Всё, что я пожелаю, я сделаю. Сегодня я покажу вам свою божественность, чтобы вы пали ниц и поклонились мне, когда увидите, как я вознесусь на небо перед всей этой толпой. И вы узнаете, что я Христос».
  Закончив свои слова, он показал цепи, сцепленные в виде огненной колесницы, которые спускались в честь него. Они подняли его с земли на огромное расстояние. Казалось, что он летит, и он был поднят выше всех высоких гор. Вся эта толпа смотрела на Шемона.
  Когда Шемон увидел, что его образ вот-вот будет скрыт от их глаз, он воззвал великим голосом к Господу нашему и сказал: «Господи, не дай этому злодею сделать то, что он хочет! Если ты отступишь и позволишь ему, то все, кто верил в тебя, преткнутся. И знамения, которые ты совершил через мои руки, окажутся напрасными. Но пусть твоя справедливость проявится немедленно, и пусть этот злодей падёт и не умрёт, но пусть его конечности будут сломаны!».
  Сказав это, Шемон Кифа возвышенным голосом воскликнул: «Тебе, злой маг, говорю я тем могущественным словом, которое повергло в смятение магов во дни Моисея: да оставит тебя волшебство твоё и да сокрушится сила зла твоего!». В этот момент изображение колесницы развязалось, цепи отпустили Симона, и он упал. Его кости были сломаны в трёх местах: на шее, спине и запястьях. Его сила была погашена и вырвана на свободу.
 Тогда вся толпа воскликнула великим голосом и сказала: «Велик Бог Шемона Кифы, победивший Симона волхва!». Они поспешно побежали и снесли то изображение, которое поставили ему. И все пришли к нему, чтобы послушать. В тот день уверовало и крестилось более великого множества людей. И многие ученики Симона приняли крещение в тот день, кроме тех, которые оставили его, когда он был в Кесарии и Антиохии, и крестились.
  Пришёл один человек, которого звали Гемелл, и он был другом Симона. Увидев его разбитым и ослабленным, он стал насмехаться над ним и сказал: «Великая сила Божия, кто тот, кто разбил и уронил тебя? Если ты держал глаза людей, то можешь ли ты держать и глаза Бога?». Тогда собрался весь город, и побили камнями Симона-мага, и он умер. А Гемелл был присоединён к верующим.
29. Многие иудеи и язычники были обращены. И [Шемон] строил церкви в Риме и во всей Италии. Учение увеличилось в округе Рима, и также многие из дома Цезаря уверовали в учение Господа нашего.
  После них пришли [к Петру] две жены правителя Агриппы и две наложницы его. Вот их имена: Агриппина и Критна, и Афия и Дрозина. Они уверовали в Господа нашего Иисуса, и он держал их в святости. Он вложил им в голову, что они не должны больше приходить к постели правителя. [Правитель] начал преследовать их и беспокоить. Он приказал своим слугам, чтобы они следили за тем, куда идут и приходят женщины. Он знал, что они идут к Шемону. Правитель предупредил их, чтобы они больше не ходили к этому христианину: «Ибо если я услышу, что вы опять идёте к нему, то убью вас и сожгу в огне». Но они укрепились в Господе, и он вложил им в сердце, что они должны перенести всё, что на них обрушится, и что они больше не должны быть у [правителя].
30. И снова женщина по имени Ксантиппа, жена Альбина, друга Цезаря, пришла к Шемону Кифу вместе с другими свободными женщинами, чтобы услышать от него слово Божье. Она тоже стояла на страже святости. Её муж был полон гнева и хотел убить Шемона из-за его жены, ставшей христианкой. Многие мужчины со своими жёнами стали святыми, отказавшись от совокупления, чтобы служить Богу. И Альбин тайно советовался с правителем, чтобы они поговорили с Цезарем и убили Шемона: «Так как он сделал весь Рим христианским и отлучил от нас наших жён».
31. Ксантиппа услышала и сказала Шемону: «Если ты не уйдешь, то как будешь проповедовать слово Божие?». Блаженный Пётр понял, что наступило время, когда он должен вернуться к Господу нашему через смерть за него. Он сказал своим ученикам: «Братья мои, не подобает мне бежать».
  Когда они советовали, убеждали и сильно беспокоили его, он встал, переоделся и вышел один. Никто не знал о нём, потому что была глубокая ночь. Он увидел Спасителя во плоти, который шёл к нему. На плече у него был крест, на котором его распяли иудеи. Шемон встревожился, упал на лицо своё, затрепетал и сказал ему: «По какой причине ты, будучи вознесён одесную Бога, являешь на земле этот вид унижения?».
  Господь сказал Шемону: «Я претерпел крёстную смерть ради спасения всех, и этим показал и дал вам пример. Таким образом, не будучи виновным, я принял крёстные страдания, чтобы и вы усовершились в страданиях за истину моего учения. Но теперь, когда я увидел, что вы всё ещё держитесь слабости природы и не поняли через страдания, что вы будете совершенствоваться в страданиях за эти божественные вещи, я пришёл, чтобы пострадать во второй раз. Таким образом, вы, возможно, достигнете совершенства и не будете беспокоиться о страданиях за меня».
  Услышав это, великий Пётр опечалился, стал умолять Господа и сказал: «Поскольку я узнал от тебя, что такова твоя воля, то с радостью представлю себя тебе. И в долг твоей великой любви, которую ты являешь миру, насколько это возможно, я воздам страданиями за тебя».
32. Тотчас же форма вознеслась к небу, и Пётр вернулся к братьям. Он рассказал им о том, что видел и слышал. И это очень опечалило братьев. Он сказал им: «Пусть это не огорчает вас, братья мои. Пусть будет воля Господа нашего. А вы укрепляйтесь в вере, которую получили, и не ослабевайте».
  Тогда пришли четыре человека и схватили Шемона, чтобы отвести его к Цезарю. И все богатые и бедные бежали и кричали и говорили: «Что сделал плохого Шемон, раб Божий? И какое зло сделал он в этом городе?». Тогда господин мой Шемон благосклонно поднял руку и заставил их замолчать, а сам отправился каждый в свой дом. Затем они схватили Шемона и заключили его в темницу.
33. Когда он служил делу спасения в городе Риме в течение двадцати пяти лет и понял, что ему уже близко прославить Бога крёстной смертью, он послал и призвал Линуса, диакона, и поставил его епископом вместо себя в Риме. Он напутствовал его и повелел ему учить в церкви всему, что слышал от него, когда тот учил. Тогда Цезарь Нерон вынес ему приговор, что он должен умереть крёстной смертью.
34. Когда его вывели и приготовили дрова для распятия, он обрадовался и прославил Господа. Он уговаривал своих распинателей и говорил: «Я прошу вас, чтобы меня распяли так, как я хочу, а не так, как моего Господа, ибо он был распят правым боком вверх. Я боюсь, что если меня пригвоздят к кресту, как его, то я могу приобрести самомнение из-за сходства формы. Лучше, когда я буду распят головой вниз, я буду вспоминать о страданиях, которые были за меня. И пусть мои уста и глаза целуют те места, где гвозди были вбиты в ноги тела, одежду Слова». Теперь распинатели поступили с ним так, как он пожелал, радуясь, что таким образом он определил себе двойной суд.
35. Когда душа святого вознеслась, Маркелл приблизился, хотя ни с кем не советовался, снял Шемона с креста и омыл его. Он растолок благовония мирры и алоэ, забальзамировал его. Он положил его в большой сосуд из светлого камня, купленный за большую цену. И поместил его в свой собственный мавзолей.
36. Так был увенчан мой благословенный господин Шемон, первый апостол, по благости Христа, Господа нашего. Которому да будет слава, а нам - его милость во веки веков. Аминь.
  Климент был учеником Петра. Он спорил с Симоном и победил его. Он перевёл «послание к Евреям» с еврейского на греческий. И он написал сказания о двенадцати апостолах и о семидесяти двух. Он записал много трудов, хотя и преткнулся в любви к власти. Его история о славном апостоле Петре подошла к концу. Пусть его молитва будет о грешном писце, пресвитере Аврааме. Аминь.


Перевод - Максим Буранов
 
 
 






2001-2020 | Русская апокрифическая студия | О студии