Русская апокрифическая студия

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм
Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования | Ссылки | Гостевая книга

Похвальное слово Марии Магдалине


Происхождение и датировка текста

  Коптская рукопись, сохранившаяся фрагментарно, датируется серединой пятого - началом шестого века.

Текст

1. Проповедь мудрого в божественных вопросах архиепископа аввы Кирилла Иерусалимского о благородной святой Марии Магдалине, начиная с младенчества и до самой смерти, раскрывая всю её жизнь, из какой семьи она происходила. Он говорил о семи нечистых духах, обитавших в ней, рассказывая о том, как Бог охранял её, святую Деву, [от] греха до того, как она пришла в мир. Он также рассказал о её поведении перед Спасителем и шестью другими двоюродными братьями. И рассказал о том, как на неё был возложен венец, [как] она сошла в Египет, и о чудесах, которые Бог совершил через неё, и о том, что она похожа на святую богородицу Марию, которая истинно носила Бога, а она была её сестрой. День её упокоения - двадцать третье число месяца Паоне. В мире Божьем да снизойдёт на нас вместе святое благословение. Аминь.
2. Ибо Бог работает над нашим спасением, над нами, людьми, охраняя тех, кто добр. Он исследует и проверяет почки и сердце каждого. Воистину, я хочу пошевелить языком и воскликнуть вместе со святым певцом храма, отцом нашим Давидом: «Девственницы будут введены к царю после неё». Кто же эти девы, которые будут приведены за ней? О святой псалмопевец Давид, пусть твоя жалость снизойдёт на меня и научит меня толкованию этого отрывка. «Слушайте» - сказал он. «Это я научу вас... Я говорю» - сказал он, - «о царице, матери Царя царей, Иисуса Христа. После её смерти толпа женщин будет подражать ей и станет девственницами, и их приведут за ней, и они будут отданы в храм царя, то есть в небесный Иерусалим».
  Так как Магдалина была девственницей с самого рождения и до самой смерти, он полюбил её за это. Он соединил её с собой, открыв ей сокровенные тайны, как это было с его матерью, девой. Как сказано в евангелии, когда ему объявили: «Смотри, мать твоя и братья твои стоят вне дома», он сказал спросившему его: «Кто моя мать и кто мои братья?». «Ибо» - сказал он, - «всякий, исполняющий волю Отца моего небесного, есть мне брат и сестра и мать». [Хотя] я хочу также сказать много слов о словах нашего Спасителя, который сладок, ибо они недостижимы, всё же я хочу открыть вам жизнь этой целомудренной дворянки, святой Марии Магдалины, и то, как я нашёл её в библиотеке святого города [Иерусалима], написанную на египетском языке.

Неопределённое количество страниц утрачено.

3. [...] его имя Давид. [Ко]гда мать Анны умерла, её тело похоронили в земле, как это делают со всеми людьми. Пробыв [в одиночестве] год, он взял себе жену, которую звали Синклетика, дочь важного, богатого человека из дворца, родом из [Ма]гдалы. [Синклетика родила дочь], отец назвал её Марией. Мать же её дала ей имя города - Магдалина. А день, в который она родилась, был третий от месяца Койак.
  Когда ей было четыре года, умер её отец, а затем и мать [...]. Перед смертью её отец отдал всё в мои руки. Я - Симон. Я евнух и книжник. А имена [...] - это трое детей Аминадава. Остальные трое - дети Синклетики. И он отдал их в мои руки со всем своим имуществом. А маленькую Магдалину он поручил Богу, вместе со мной, чтобы я продолжал заботиться о ней. Затем, после его смерти, умерла и Синклетика. Анна, сестра Магдалины из детей [её] отца, взяла её к себе [...]. Когда моей [госпоже] Магдалине исполнилось тринадцать лет, Анна сама родила богоматерь Марию. Она дала ей [имя] Мария. Анна сказала: «Ангел господень сказал мне: «Назови её Марией». «И великие пророчества [исполнились] благодаря ей. Когда маленькая Магдал[ина] исполняла обязанности няньки для [...].

Неопределённое количество страниц утрачено.

6. [...] принесите нам то, что нам нужно по обычаю. Я не знал, что с ними случилось, Господь мой». Но Иисус, зная всё, повторил слово: «Нет здесь хлеба [...] нисколько». Они искали и нашли юношу, у которого было пять хлебов ячменных и две рыбы, то есть две [ноши]. И звали того юношу Филимон. Он имел обычай есть в чистоте сердца своего […]. Бог дал ему голос, приятный для всякого, слышащего его. И затем, чтобы я не говорил слишком долго, Христос взял пять хлебов и две рыбы. Он поблагодарил за них и велел всем прилечь. Он разделил хлеб и рыбу и отдал их моим отцам, апостолам. Они положили [хлеб и рыбу] перед толпой. И ели они, и насытились. Мы собрали оставшиеся куски и наполнили двенадцать корзин. И когда мы увидели великое чудо, которое произошло, нам было угодно пересчитать толпу. Мы нашли пять тысяч детей. А женщины, мы не знали их числа, потому что, увидев, что произошло, они расположились группами на горе, бегая друг к другу и прославляя Бога, говоря: «Слава в вышних Богу, мир на земле». Иисус велел нам взять остаток благословения, и мы отдали его святой Магдалине, чтобы она подала его нам во время трапезы.
7. И не прошло и месяца, как прибыли животные, гружённые товарами. Пришедшие слуги принесли ей письмо от господина Феофила, написанное следующим образом: «Феофил, этот недостойный, который управляет имуществом Магдалины, сообщаю вашей госпоже, что, когда ко мне пришли животные, я не забыл отправить их вам, за исключением тех, что были захвачены. Я дал ему три золотые монеты. Вот, я послал [животных] к вам». Прочитав письмо, она сказала: «Верны суды твои, Господи. Как эта лисица, Ирод, будучи прославлен по всей земле Иудейской, после этого отправился захватывать животных».
  Святой Магдалине было угодно написать императору Тиберию о том, что сделал с ней Ирод. Она дала письмо Иоанну, сыну Зеведея, и послала его к императору. Когда император Тиберий получил писания Магдалины, он прочитал их и написал в Иудейскую землю: «Пусть никто не противится Марии Магдалине [...]. Ибо, кто противится ей или знает какое-либо слово [против неё], у того голова будет отсечена мечом, а имущество конфисковано в казну императора». Бог положил Иоанну на сердце просить императора написать от его имени: «Чтобы» - сказал он, - «когда иудеи услышат, что я принёс тебе писания, они не убили меня». [Тиберий] также написал Ироду: «Присмотри за Иоанном, сыном Зеведея. Пусть никто не противится ему, прежде чем Иоанн придёт [домой?] [...]».
8. Христос пришёл на Тивериадское море. Он благословил семь хлебов, и 4000 человек поели и насытились. Осталось семь корзин. Мы отнесли их нашей госпоже Магдалине, и она продолжала давать нам от них.
9. Когда Иоанн принёс писания императора Ироду, тот [... Иоанн... император... император Цезарь... Магдалина...] относительно повеления императора Цезаря.
10. Когда наш Спаситель отдал свой дух на кресте, Магдалина быстро побежала в дом Никодима. Там она нашла Иосифа, его брата из Аримафеи, сидящего с ним. Она попросила, чтобы они пошли к Пилату, взяли тело Господа и положили его в гробницу. Они сказали: «Госпожа наша Магдалина, если ты пойдешь к нему, то ты можешь сделать это легче нас, потому что приказ императора в твоих руках».
  Она ответила: «Не подобает женщине идти к правителю, чтобы он отдал [тело]. Но возьми деньги, дай ему, и он отдаст [тело] тебе». Итак, они пошли к Пилату, и он отдал им тело Иисуса, не взяв с них денег. Он спустил [тело]. Солнце взошло, когда они спустили тело, потому что, когда он испустил дух, произошло сильное землетрясение. Они дали ему много благовоний. Святая Магдалина возлила на его тело масло, оставшееся от сестры Лазаря, которое Христос велел ему хранить до дня погребения. Его приготовили и положили в новую гробницу Иосифа с садом. Прикатили большой камень и положили его на устье гробницы, а сами ушли.
11. Но святая, она рассказала всё своей сестре Марии, его матери. Вечером в субботу, на рассвете воскресного дня, Магдалина пришла к гробнице с несколькими женщинами. Когда они подошли к гробнице, то увидели ангела, сидящего на камне, который они привалили ко входу в гробницу. Он сказал им: «Господь воскрес, пойдите к ученикам его и скажите им сие». Они убежали, испугавшись, и никому не сказали ни слова.
  После этого святая Магдалина вернулась к гробнице. Она заглянула в гробницу и увидела двух ангелов, сидящих: один у [его головы], другой [у ног], на том месте, где было тело Иисуса. [Они сказали ей: «Женщина], о М[ария], он под[нялся] [Де]ва, […]. «Сестра моя, говорящая это, не поверила бы, если бы не видела и не пришла ко мне». Пётр встал с Иоанном, и они побежали к гробнице. Они увидели лежащие там пелены. Они подошли к Богоматери и сказали ей: «Воистину, Господь воскрес». Но они не смогли убедить её сердце, [так как] она [ждала] возвращения своей сестры.
  После этого, когда пришла Магдалина, Богородица сказала: «Сестра моя, говоришь ли ты, что сын мой воскрес?» [Магдалина ответила]: «Я сама не видела его». Услышав это, мать Иисуса побежала к гробнице, встревоженная, произнося слова скорби. Сестра её (т.е. Дева Мария) стала сзади гробницы, потому что там была стража. Магдалина пришла сама и встала у входа [в гробницу]. Через некоторое время Иисус явился своей матери у задней части гробницы. Он говорил с ней, но она думала, что он садовник.
  Затем пришло время, и он отправился к своему отцу. Когда Магдалина всё ещё находилась у входа в гробницу, он позвал её по имени: «Мариам». Она узнала его голос и пришла, убеждаемая. И сказала мать его: «Раввуни! Ты воскрес, воистину воскрес!». Его мать потянулась к нему, чтобы обнять его. Он остановил её: «Не прикасайся ко мне!».
  И она стала плакать: «Почему, господин мой и сын мой, ты делаешь меня сегодня чужой для себя?». Спаситель сказал: «Я не делаю тебя чужой для себя, но потому, что ты не послушала. Вы из дома Иоаннова, вы, находящиеся среди иудеев, так осквернены, что пыль с ног их падает на ваши одежды, те, которых я не допустил, грязны вовек. Невозможно, чтобы пыль этих нечестивцев коснулась одеяния, которое я надел на себя, пока я не взойду к отцу моему. Но пойдите к братьям моим и скажите им, что я воскрес. Пусть они омоют одежды свои, придут в Галилею, и я откроюсь им и дам им мир мой. Разве ты не знаешь, мать моя, что я всё претерпел за непослушание, которое было от начала?». Магдалина пошла и рассказала ученикам, что видела Господа и что он сказал ей эти слова.
12. После этих событий, на пятнадцатый год после воскресения из мертвых нашего Спасителя, святая Богородица, Мария, скончалась двадцать первого числа месяца Тобе. Она созвала всех апостолов и поставила среди них свою сестру Магдалину. Она повелела им, сказав: «Слушайте её, как будто она - это я». И умерла.
13. Прежде чем апостолы разошлись проповедовать, мы недолго оставались в Иерусалиме, пока Павел, человек из Тарса, не пришёл в общину, и апостолы написали евангелия, и сошёл Параклет, и они выучили язык всех земель. Христос ежедневно приходил к ним, обучая их канонам и правилу приношения. [Матфей] написал евангелие, повествующее о рождении Спасителя. Павел написал евангелие. Святой Дух был дан Луке, который возвещал благую весть о Христе. Пётр написал евангелие. Дух был дан Марку, говорящему вначале о рассказал о крещении Иоанна. Иоанн написал своё евангелие, рассказывая о слове, которое стало плотью. Я получил Псалтирь. Павел написал также все четырнадцать посланий. Апостолы написали их одно за другим. Они взяли их с собой для проповеди в Египте, потому что проповедовали в близлежащих землях, оставаясь в Иерусалиме, Египте и других землях, находящихся на юге. Мы оставались в Иерусалиме, когда Спаситель пришёл к святой Магдалине, посетил её и научил многим сокровенным тайнам.
14. Однажды она сидела с господином Феофилом, своим попечителем, и они беседовали о всех писаниях Божиих. Феофил сказал: «Поистине, мысли мои смущают меня, и я не понимаю полноты Писания и родословий первых, потому что мы находим в Писании много такого, что одно опровергает другое».
  Услышав это, она встала и обратила лицо своё к востоку. И стала молиться по-еврейски. Тотчас же перед ней предстал святой архангел Гавриил. Он сказал: «Вот, я пришёл, о святая. Чего ты желаешь, того и проси, ибо Спаситель повелел мне исполнить всё, чего ты просишь у меня».
  Она сказала: «Господин мой, я хочу, чтобы ты полностью рассказал мне и Феофилу о полноте Писания и об устроении моего Спасителя». Архангел сказал Феофилу: «Всё, что ты желаешь знать полностью, я расскажу тебе обо всём, потому что это я, в котором сокрыт совет Отца от сотворения Адама до скончания века».
  [Феофил] преклонил колени и приветствовал его, говоря: «Твою милость, я принял сейчас, мой Господь, архангел». Они сидели вместе, как два человека, беседующих друг с другом. Феофил сказал: «Господи, мысли мои смущают меня, и я не знаю полноты Писания».
  Гавриил сказал: «Какие?» Феофил сказал: «От сотворения Адама и доныне [...] возможно для тех, кто будет искать дальше после этого, потому что всё, что ты сказал блаженному Даниилу, действительно произошло. Но просвети меня на время о полноте первых и об устроении Спасителя моего, из какого колена он произошёл, [и] почему евреи противятся христианам. [Я] желаю, чтобы ты рассказал мне о потопе и черепе Адама, а именно, где он находится на Голгофе. Ибо одни говорят, что потоп принёс его [туда], а другие, говоря иначе, не могут установить истину относительно этого. Расскажи нам, как возникло поклонение идолам, и в какой день были сотворены Адам и Ева, и как она появилась на свет, ибо евреи спорили, существует ли она одна или, как говорят другие, она от дьявола, тогда как в книге Бытия Бог сказал: «Он навёл сон на Адама, взял одно из рёбер его и создал Еву»».
  Ар[ха]нгел сказал: «Воистину, [ты] стремишься к высшему пониманию. Эти вещи не открыты всем мудрым. Наблюдайте их полноту. Отдайте сердце ваше и ум ваш [мне], и я буду говорить с вами, потому что есть много вопросов перед полнотой всех этих вещей. Я же, воспользовавшись досугом, буду говорить с вами, пока не наполню вас».
  «Бог создал Адама из девственной земли и оставил его, не дав ему духа, на сорок дней. Он вознёсся на небо, и хор ангелов шёл перед ним. Он сел на свой престол, а ангелы разошлись по своим обительским местам. Дьявол, любивший ссориться, встал и отправился в рай - место, в котором Адам находился до своего появления на свет. Он ударил его пальцем в правый бок и сказал: «Встань, человек, и вложу дух в уста твои, и будешь рабом с сыновьями своими». Он страдал, общаясь с ним, но не сдвинул его с места. Он наложил на него позорное проклятие, чтобы это было первым из дурного, что выйдет из его уст. И сразу же, когда [проклятие] было дано, Отец заплакал на своём престоле. Он сказал: «Каюсь, что я сотворил человека целиком, кроме того, что единородный Сын мой был схвачен, так как остался без духа. За это на всякого человека, который будет проклинать меня, проклиная Бога своего, создавшего его, Бог придёт во гневе своём». Ибо истинно слово Бытия: «Бог навёл сон на Адама, и от него произошла Ева».
15. «В начале сотворил Бог Адама, в шестой день Пармута, в пятницу, в первый час дня. Бог навел великую тишину на всё воинство ангелов на небесах. Бог сказал: «Сотворим человека по подобию нашему и образу нашему». Услышав голос, ангелы пришли в великий страх и трепет, [говоря]: «Великое чудо открылось нам сегодня, потому что Бог сотворил человека по подобию своему». Сказав это, они взглянули и увидели правую руку Бога, парящую над землёй. Вся земля была заключена в его деснице. И увидели они: вот, из всех стихий земли он взял немного праха, из всякого естества вод взял каплю, из естества воздуха - немного дыхания, из всякого естества огня - немного от его жара. Ангелы увидели четыре стихии, которые Бог поднял в своей правой руке. Они удивились, что Бог сотворил Адама из четырех скромных элементов: разве не всё подчинено [ему]? […] он был создан из земли, чтобы [вся] природа на земле была подчинена Адаму. [Из] природы воды - капля […], чтобы те, кто в море и реках, были под его властью, [немного из воздуха, чтобы [он] был господином [над] птицами, [немного] из огня, чтобы пламя огня и силы небесные были ему помощниками.
  «Тогда Бог сотворил Адама в своих святых руках по своему подобию и образу. Ангелы увидели подобие Адама, как он был сотворён в этой великой славе. Они встревожились, увидев его прекрасное лицо, сияющее, как солнце, свет его глаз, подобный лучам. Его тело было светлым, и он сиял, как кристалл. Он стоял посреди земли. Он поставил свои ноги на то место, где был установлен крест Иисуса Христа. На нём были царские одежды, и он возложил на себя венец славы. Он был царём, священником и пророком. Он воссел там на престоле славы своей. Они принесли Адаму птиц и зверей. Он дал им имена, и они склонили перед ним головы. Они поклонились Господу, говоря: «Вот, я поставил тебя царем, и священником, и пророком. Только тебе одному я дал власть над всем, что я создал». Ангелы поклонились Богу и благоговели перед делом рук его».
16. «Когда сатана, поставленный над последними вещами, увидел высоту и славу, которую Бог даровал Адаму, он возревновал и не захотел поклоняться ему. Когда ревность охватила его, он бежал. Он и весь его орден с ним пали в пятницу, в шестой день Пармута, во втором часу дня. Когда произошло падение дьявола, он и весь его орден сняли одежды славы. Его называли «сатана», что в переводе означает «тот, кто отвратился от Бога». Его называли «дьяволом», потому что он вызывал беспорядок [...]. Его назвали «д[е]мон», потому что он был отрезан от одежд своей славы с того дня, как они были сняты, и он [бежал] от славы Бо[га].
 «К Адаму Бог [сошёл] на огненной колеснице в рай. Ангелы воспевали его вместе с херувимами и серафимами, восхваляя и поклоняясь Богу, радуясь об Адаме, потому что он был помещён в рай. [Бог] повелел ему о дереве. В третий час дня, в пятницу, он был помещен в рай. Бог навёл на Адама сон, и он заснул. Он взял его правое ребро и создал Еву. Проснувшись, он увидел её и возрадовался. Адам был с Евой в раю, они несли славу и честь и радость. Рай был на высотах [в] воздухе, будучи высоко над горами и холмами на сто пядей по [мере] духа. [Б]ог насадил [рай] в Эдеме на востоке. Он поместил человека в раю, раю, окружающему всю землю» - как сказал великий Моисей. Эдем, то есть наследие святых церкви, есть милость Божья, которой предначертано распространиться на всё человечество, ибо Бог предвидит».
17. «Он предвидел помыслы сатаны, которые тот измышлял об Адаме, потому что [Бог] сделал Адама царём, священником и пророком. [Бог] поместил [Адама] в рай, чтобы тот трудился в Эдеме. В центре рая Бог посадил дерево жизни, а именно крест нашего спасения. Когда дьявол увидел, что Адам и Ева радуются, он исполнился сильной зависти. Он сел на змея и взлетел с ним в воздух. Он поселился с ним неподалеку в раю, рядом с Адамом.
  «Почему он остановился на змее? Потому что знал, что в его облике есть уродство, а также потому, что, если бы Ева увидела его лицо, постыдное и страшное, она бы затрепетала и убежала от него. Подобно тем, кто берёт птиц, называемых попугаями, и обучает их греческому языку, и приводит других и помещает их перед ними, и когда кто-то тайно говорит перед ними, то птицы сразу же слышат голос тех, кто кричит позади них, и видят тех, кто похож на них, и радуются, думая, что те, с кем они говорят - их братья. Тотчас они тайно и радостно склоняют уши свои и принимают голос, который говорит с ними. И они привыкают к изучению греческих слов».
  «Именно таким образом вошёл дьявол. Он расположился на змее и оставался [там], пока не нашёл возможность и не увидел Еву, отдыхающую в одиночестве. Он позвал её по имени, чтобы она пришла к нему. Когда она повернулась, то увидела его облик. Он заговорил с ней и обманул её своими мягкими словами, так что она поверила каждому слову. Когда она выслушала его о дереве, то поспешно побежала и собрала урожай с дерева в раю. Она позвала Адама, и он пришёл к ней. Она протянула руку к плоду и съела его. Он тоже съел. Оба были наги, и они сшили себе фартуки из фиговых листьев. Они оставались в фартуках стыда три часа. Вечером их получили осуждение за свой проступок. Бог сделал кожаные одежды и дал им, которые есть смертность и принадлежность плоти могилы».
18. «[В] третий час дня Адам был помещён в рай. Три часа он радовался благам; три часа он был наг. А в девятый час дня, вечером, произошло изгнание его из рая; они вышли в печали, плача. Бог говорил с Адамом, придавая ему мужество: «Наберись мужества, Адам. Не бойся и не слабосердствуй. [Я] снова верну тебя к твоему наследию. Посмотри на мою любовь к тебе, [...] которую я проклял на землю из-за тебя и обманувшего тебя [змея]. Тебя я искуплю, тебя, который не проклят. Но я сделал его без ног, и заставил его двигаться на сердце своём и на животе своём. Он будет есть землю во все дни свои. Я возложил на него ярмо покорности, чтобы он оставался покорным людям. Так как вы преступили мои заповеди, то бегите теперь из рая и не скорбите».
  «По прошествии времени изгнания, которое я заповедал вам и земле, которую я проклял, я пошлю слово моё, и оно искупит вас, родившись плотью от святой девы Марии, из дома Давидова. В то время я искуплю вас и верну вам ваш удел. Прикажи детям своим, и они приготовят тебя к погребению, и помажут тебя миррой и кассией и елеем, и погребут [тело твоё] в пещере, которую я покажу тебе на горе, потому что ты один достоин оставаться в ней несколько дней до того дня, когда произойдёт разделение и сыновья твои будут далеко от рая. Тем, кто останется в те дни, я прикажу взять твоё тело, и они похоронят его в середине земли, и в том месте я спасу тебя и твоих детей». Бог открыл Адаму все тайны его сына: «Ему надлежит страдать из-за тебя». Когда Адам вышел из рая, херувимы взяли огненные мечи и стали сторожить его.
19. «Адам покинул рай вместе с Евой и поселился в Пещере сокровищ; оба они были девственниками. По истечении сорока дней Адам и Ева спустились с горы, с того места. Адам познал Еву, жену свою. Она зачала и родила Каина и Елиупиду, сестру его. Когда дети выросли, Адам сказал Еве, родившей Авеля и Кальмию, сестру его: «Пусть Каин возьмёт Кальмию, сестру Авеля, а сам Авель возьмёт Елиупиду, сестру Каина». Каин сказал Еве, матери своей: «Я возьму сестру свою, а Авель пусть сам возьмёт сестру свою», потому что Елиупида была очень красива и походила на Еву, мать свою. Когда Адам услышал слова его, он сильно огорчился и сказал: «Это грех - [брать] сестру твою, которая [родилась] с тобою». После этого Адам сказал им: «Возьмите от плодов земли и от первой овцы [...] и взойдите на святую гору; идите в Пещеру сокровищ. Принесите свои жертвы и дайте [...] и помолитесь Богу. После этого соединитесь с вашими женщинами». И пошёл Адам, первый священник, с Каином и Авелем на святую гору.
  «Дьявол овладел Каином, который убил Авеля, своего брата, из-за Елиупиды, своей сестры. Когда зло открылось в его сердце, Бог отверг его жертву, потому что он принёс её не в праведности. А жертву Авеля Бог принял. Когда Каин увидел, что [Бог] принял жертву Авеля, ревность [охватила его]. [Каин] сказал Авелю, брату своему: «Пойдём в поле». Тогда [случилось], что они [в] поле и их […], Каин поднял [на Авеля], брата своего, [руку] и [убил] его камнем [...]. Он получил [приговор] проклятия. [Трепет] и скорбь постигли его во все дни жизни его. Бог отверг лицо его и поселил его в лесу и в [болоте]».
20. «Адам и Ева оплакивали А[веля], сына своего, сто лет. Затем А[дам] познал Еву, свою [жену], и она зачала и родила [Сифа], который был очень красив по своему облику. Он был человеком сильным и совершенным, как Адам, отец его. И он стал отцом сильных. Сиф сошёлся со своей женой и родил Еноса.
   Енос родил Каинана, Каинан родил Малелеил. Это те, кто родился при жизни Адама».
21. «И Адам прожил 930 лет. Когда самому Малелеилу было 130 лет, приблизился день смерти отца нашего Адама. Собрались отцы наши, Сиф, Енос и Малелеил, и пришли к [Адаму], и получили от него благословение. Он помолился над ними и повелел Сифу, говоря: «Слушай, сын мой, то, что я повелеваю тебе [сделать] сегодня, ты [передай это Еносу], а Енос передай это Каинану, а Каинан передай это Малелеилу. Исполняйте слово сие среди колен ваших. Приготовьте тело моё с миррой и маслом. Возьмите меня и похороните в Пещере сокровищ. А тот, кто останется из ваших колен, в то время возьмёт с собой мое тело и положит его в центре земли, а именно в том месте, где Бог будет слушать весь наш род. Сам же ты, мой сын, Сиф, [стань] пастырем над народом своим. Паси их в страхе Божьем. Отдели сыновей Каина, убийцы, от твоего народа».
  «Когда он закончил повелевать ему, он захромал и умер. Все его дети собрались к нему. Адам умер, будучи 930 лет от роду, в четырнадцатую луну, в четырнадцатый день Пармута, в пятницу. В этот день пришёл Сын Божий и отдал свою душу ради нашего спасения. И отдал [свой] дух в руки [От]ца. Когда умер Адам, Сиф и его дети приготовили его к погребению и положили его в Пещеру сокровищ, потому что его смерть была первой на земле. Они оплакивали его и скорбели о нем 140 дней. После смерти Адама рождённые от Сифа отделились от сыновей Каина. Сиф взял сыновей своих и пошёл с ними на гору, один, на место гробницы Адама. Сам же Каин со своими сыновьями остался на том месте, где он убил Авеля».

Неопределённое количество страниц утрачено.

78. «...они, как и сыны Церкви, те, которые были историками, не могли показать, как тело Адама пришло на Голгофу. Как и о Мелхиседеке, кто были его родители, как и о родителях святой Девы Марии. Я также тот, кто наполнит тебя, о Феофил. И я ничего не скрою от тебя об этом, и ещё потому, что ни одна часть [церкви] не существует напрасно:
  1. Адам взял Еву, от неё родился Сиф.
  2. Сиф взял Кальмию, сестру Авеля, и от неё родился Енос.
  3. Енос взял Халот, дочь Иобеля, и у него родился Каинан.
  4. Каинан взял Фарит, дочь Каттура, она родила Малелеила.
  5. Малелеил взял Тэтэр, дочь Еноса, она родила Иареда.
  6. Иаред взял Хаппит, дочь Хнифу, она [б]руда [Ен]оха.
  7. Енох взял Гаган, дочь Туны, сына Малелеила, она родила Мафусаила.
  8. Мафусаил взял Сакут, дочь Хоусина, сына Еноха, она родила Ламеха.
  9. Ламех взял Ихас, дочь Хуппы, сына Мафусаила, и она родила Ноя.
  10. И взял Ной Хечер, дочь Омоса, сына Еноха, она родила Шема.
  11. [Шем] взял О[…]р, дочь Нарны, она родила Арфаксада.
  12. Арфаксад взял Артуту, дочь Сеула, сына Иафета, она родила Шелаха.
  13. Шелах взял Мортат, дочь Гахенеха, сына Сима, она родила Евера.
  14. Евер взял Салпиту, дочь Ламеха, она родила Пелега.
  15. Пелег взял Ахит, дочь Шелаха, она родила Храгау.
  16. Храгау взял Мхат, дочь Евера, она родила Сероуха.
  17. Сероух взял Хиель, дочь Пелега, она родила Нахора».

Четыре страницы утрачено.

81. «[...] в землю Египетскую, пока не исполнилось всё написанное. Когда же нечестивый Ирод увидел, что волхвы смеются над ним, то послал [за] ним, и умертвил всех младенцев, бывших в Вифлееме, и всех, бывших в пределах его, от двух лет и ниже. Когда Иоанн, сын Захарии, скрылся, его не нашли. Ирод сказал: «Истинно, Иоанн есть царь Иерусалимский, потому что Ангел говорил с отцом его в храме». И когда он не нашёл Иоанна, то приказал убить в храме и Захарию, отца его. И пришёл гнев Божий и на Ирода, беззаконника. И [Ирод] был съеден при жизни червями, и всё тело его [стало гнилым], и он повелел Архелаю, сыну своему, и Саломее, дочери своей: «Если я умру, не возлагайте [...] на него [...] и на вас. Если же я умру, то возьмите по человеку из каждого дома во всей Иудее. Приведите их и убейте, чтобы, если я умру, все скорбели, чтобы не радовались о смерти моей». Когда Ирод, беззаконник, умер, вот, Ангел Господень явился [И]осифу и сказал: «Выйди из Египта и поселись в Назарете».
82. «[И] когда Христу было тридцать лет, он крестился от Иоанна, святого Предтечи, сына Захарии. Иоанн всю свою жизнь питался саранчой и диким мёдом. В девятнадцатый год правления Тиберия распяли Спасителя нашего, Иисуса Христа. Пойми сам, о Феофил, что в сороковой год Иареда завершилась первая тысяча лет. В четырнадцатом [...]».


Перевод - Максим Буранов
 
 
 






2001-2020 | Русская апокрифическая студия | О студии