Похвала Иоанну Крестителю
Происхождение и датировка текста
Рукопись составная, датируется 10 веком. Создана в Египте, на коптском языке. Вполне возможно, что манускрипт является переводом более ранней греческой версии, которая больше не сохранилась, и которая могла возникнуть в конце четвёртого - начале пятого веков.
Текст
1. Похвала, которую святой отец наш Святой апа Иоанн, архиепископ Константинопольский, славный во всех отношениях, святой Златоуст, провозгласил во славу и честь святого Иоанна Крестителя, святого предтечи и родственника Христа,
которого, среди рождённых от женщин, не было более великого;
которого, превыше всех святых, Бог возвысил в чести и славе;
который чистотой превосходит ангелов.
Он провозгласил это прославление в связи с отрывком из Евангелия от Матфея, объясняя нам смысл написанных слов: «Для чего вы вышли в пустыню смотреть?». В Божьем мире да снизойдёт на нас его святое благословение, чтобы все мы достигли спасения. Аминь.
2. Возлюбленные мои, я хочу возвестить вам некоторые из возвышенных слов и правых суждений Крестителя непорочного и Предтечи славного, то есть святого Иоанна, родственника Христа. Но я нахожусь в серьёзной беде, ибо мой язык неспособен возвестить о его могуществе и его чести так, как они того заслуживают. Более того, наши святые отцы, богобоязненные епископы, жившие до нашего времени - Афанасий, Феофил, Кирилл и Иннокентий - произнесли много возвышенных слов о тебе, о Иоанн Креститель, которого среди рождённых от женщин не было более великого.
Кто из наших предшественников не произносил хвалебных слов о тебе, о священник и сын священника, пророк и сын пророка, девственник и мученик, равный всякому ангелу, и, дорогой святой Иоанн Креститель, друг истинного жениха, который есть Христос? Воистину, имя твоё и память о тебе стали лекарством и средством, исцеляющим всякую болезнь.
3. Теперь я говорю об Иоанне, который сковал язык своего отца актом своего зачатия, и который снова заставил уста своего отца открыться своим рождением. Ибо когда Захарию спросили: «Как ты хочешь назвать его?», он сделал знак рукой, прося скрижаль для письма. Он написал эти три буквы, которые достойны удивления: Йота, Омега и Альфа. В самом процессе написания у него внезапно открылся рот, и, освободив язык, он заговорил, обретя силу. Он воскликнул громким голосом: «Иоанн есть имя ему!»
Ибо воистину имя «Иоанн» достойно удивления, ибо оно - светильник всего мира. Но язык мой сильно заплетается, и он не сможет перечислить великое множество его могущественных деяний; тем не менее я хочу отправиться в путешествие по морю понимания.
4. Когда наступил день рождения проклятого Ирода, дочь Иродиады вышла и танцевала, радуя Ирода и пировавших с ним. Тогда он обещал дать ей всё, что она попросит. Она пошла к своей матери, чтобы сообщить ей об этом. [Иродиада] сказала ей: «Попроси голову Иоанна Крестителя, и пусть принесут её на блюде».
Она вернулась к царю и сказала ему: «Дай мне сейчас же голову Иоанна Крестителя на блюде». Царь приказал отдать ей голову. Он послал стражника в тюрьму с приказом принести голову Иоанна. [Стражник] принёс её на блюде. Он отдал её девушке, и она принесла её своей матери. Затем пришли его ученики, взяли его тело и похоронили. И они передали эту новость Иисусу.
5. Услышав эту новость, Иисус удалился в пустыню, в уединённое место. Услышав об этом, толпа последовала за Иисусом. Увидев толпу, Иисус пожалел их. Когда наступил вечер, к нему подошли ученики и сказали: «Это пустынное место. Отпусти толпу, чтобы они могли пойти купить себе еды в ближайших селениях».
Иисус же сказал им: «Неужели вам нечего дать им поесть?». Они же сказали ему: «У нас нет ничего, кроме пяти ячменных хлебов и двух рыб». Тогда Иисус сказал: «Принесите их сюда». Приказав собравшимся сесть на траву, он взял пять ячменных хлебов и две рыбы и, воззрев на небо, благословил, разломил и отдал ученикам. Ученики раздали их толпе, и все были сыты. А собранные остатки наполнили пять корзин. А накормленных было около пяти тысяч, не считая женщин и детей.
Возлюбленные мои, я хочу рассказать вам о чести, оказанной Иоанну, а также о том, какую агапу (трапезу - прим. пер.) устроил для него Христос - о, как он любил его, ведь он был его другом и родственником. Ибо этими пятью ячменными хлебами и двумя рыбами он накормил; число накормленных было около 5000 человек, не считая женщин и детей.
Ибо народ собрался плакать об Иоанне, и Иисус плакал и скорбел об Иоанне. И раздал за него агапу, потому что он был его родственником и другом. Поэтому, когда ученики сказали ему: «Отпусти народ, чтобы они пошли и купили себе поесть», он отказался, не желая, чтобы они уходили в таком голоде.
6. Обратите внимание на слово здесь! Начнём с того, что когда Иисус получил весть об Иоанне Крестителе, он удалился, и толпа поспешила за ним. Более того, когда сострадательный и милосердный Иисус увидел их, он пожалел их, как всегда жалеет добрый пастырь. И когда ученики попросили его: «Отпусти толпу, чтобы они пошли и купили себе поесть», Спаситель сказал им: «Нет!», подумав: «Что за благодарение (евхаристия) совершается перед моим родственником, если пришедшие ко мне из-за него испытывают такое беспокойство? Если их отправят в таком голоде, они упадут в обморок по дороге».
Как Иосиф-патриарх раздавал агапу после смерти своего отца Иакова, так же поступил и Иисус. Он устроил агапу для своего родственника Иоанна. Более того, обычай устраивать агапу сохранился у всех людей, которые устраивают агапу в честь членов своей семьи, когда они умирают.
7. Теперь я хочу сообщить вам ещё одну благородную и глубокую мысль. Святой евангелист сказал: Находясь в темнице, Иоанн услышал о деятельности Христа. Он позвал двух своих учеников и послал их к Господу спросить: «Ты ли тот, который должен прийти, или нам ждать другого?».
Придя к Иисусу, они сказали Ему: «Иоанн Креститель послал нас к тебе спросить: «Ты ли тот, кто должен прийти, или нам ждать другого?». В этот момент он совершал исцеления среди толпы. Тогда он сказал посланцам от Иоанна: «Идите и скажите Иоанну, что вы видели и что слышали: слепые прозревают, парализованные ходят, мёртвые воскресают, нищим возвещается Евангелие, и блажен тот, кто не пытается злословить меня. Я тот, кто милостиво дал тебе отца твоего Захарию и мать твою Елизавету. Я тот, кто пришёл к тебе, когда ты был во чреве Елизаветы, матери твоей, и когда я сам был во чреве Марии, матери моей, - я приветствовал тебя и там внутри ты возрадовался.
«Я также тот, кто пришёл к тебе в десятом часу ночи, в одиннадцатый день месяца Тобе, чтобы принять крещение из твоих святых рук. Воистину, дорогой Иоанн, чьё имя означает «благодать», ты достиг величия, превышающего все почести, ибо тебя сочли достойным крестить меня. Я тот, кто должен прийти, и я принял крещение от тебя. Я тот, кто возьмёт на себя грех мира.
«Дорогой Иоанн, ты тот, кого я избрал; я вместе с моим Отцом, который на небесах, и со Святым Духом. Я послал тебя как моего предтечу и как того, кто приготовит мне путь. Итак, обратитесь к толпе, призывая их покаяться, ибо Царство Небесное приближается. Люди не могут созерцать его, ибо сказано: «Вот, я совершу дивное дело в дни ваши, и если даже услышите о нём, не поверите».
И сказал Иисус посланным от Иоанна: «Пойдите и скажите Иоанну, что вы видели и что слышали: слепые прозревают, парализованные ходят, мёртвые воскресают, нищим возвещается Евангелие, и блажен, кто не пытается злословить меня».
8. Когда они отошли, он сказал народу об Иоанне: «Что вы ходили в пустыню смотреть? Тростник, раздуваемый ветром? А что вы выходили посмотреть? Кого-то в красивой одежде? Вот, люди в красивых одеждах находятся в домах царских особ. А вы вышли посмотреть на пророка? Да, а я говорю вам: более, нежели пророка! Ибо о нём написано: «Вот, я пошлю пред тобою посланника моего, чтобы он проложил путь твой». Аминь, говорю вам, что среди рождённых от женщин нет никого более великого, чем Иоанн Креститель. И тот, кто намного меньше его, намного больше в Царстве Небесном».
Теперь необходимо разъяснить вам этот отрывок. Ибо многие, не будучи сведущи в Писаниях, думают, что это настоящая тростинка, раздуваемая ветром, как и все другие растения на земле: финиковое дерево, фиговое дерево, смоковница, персея, или терновое дерево (акация), даже полевые культуры; если они растут, то их раздувает туда-сюда ветер, что очевидно для любого слабоумного человека, но ещё более для тех, кто сведущ. Спаситель же говорил о тростниковой флейте в пустом месте, где никого нет; когда она издает громкий звук, те, кто слышит её издалека, говорят: «Что случилось? Мы слышим эту тростниковую флейту».
Они тут же собрались вместе, чтобы посмотреть, что случилось, узнать, что такой-то и такой-то сын победил в состязании, и, в частности, что такой-то и такой-то сын хорошо учился. Именно поэтому там, где пророк пророчествовал, звучала тростниковая флейта, и все они собрались вместе, чтобы получить наставления. Вот почему Спаситель сказал: «Что вы ходили в пустыню смотреть? Тростник, раздуваемый ветром? А что вы вышли посмотреть? Кого-нибудь в красивой одежде? Вот, кто в прекрасной одежде, тот находится в царских домах».
Поэтому, дорогие мои возлюбленные, разъяснив этот вопрос, я, по воле Божьей, объясню вам дальнейшее.
9. Когда во дни Ноя великий потоп омыл землю, бурлящие воды подняли тело Адама; они понесли его и поместили в центре Иерусалима. Омывая его, воды земли покрыли его грязью. Когда Спаситель пришёл и, уча, ходил по этой местности, он сказал: «Если кто хочет служить мне, того почтит отец мой. Отец мой, спаси меня от этого часа!». В тот момент, когда Спаситель сказал это, пятка его правой ноги легла на голову Адама. Повествование зашло так далеко. Несомненно, эта тема представляет для нас большую ценность, но сейчас не время углубляться в неё, ибо перед нами праздник родственника истинного жениха, Христа.
10. Если вы присмотритесь, то увидите толпу людей, взывающих ко Христу в Аменте: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!». Также вы услышите, как многие кричат: «Господи, пробуди свою силу и спаси нас, наш добрый Бог и человеколюбец Христос!».
По своей обильной милости ты собрал всех этих людей к себе в этот день. Ты спас тех, кто был в Аменте с самого начала; ты собрал к себе всех грешников в жизни: блудницу ты сделал девственницей и простил ей грехи; разбойника ты ввел в рай; мытаря ты сделал евангелистом; гонителя ты сделал апостолом. Ты спасал пленных. Ты поднял тех, кто упал. Ты собрал тех, кто был рассеян. Устами Божьими ты взывал ко всем: «Придите ко мне все усталые и обременённые, и я дам вам покой».
Сегодня тот самый день, когда ты дал повеление своим святым апостолам, сказав им: «Начиная с Иерусалима, идите до концов мира. Вы будете свидетелями того, как поступили со мной евреи/иудеи. Идите и возвещайте им искупление и прощение греха. Не отгоняйте от себя грешников, но примите их в покаяние. Дайте покаяние мытарям. Прощайте грехи блудниц». Мои дорогие возлюбленные, теперь вы увидели, как Христос почтил своего родственника, Предтечу, святого Иоанна Крестителя. [Христос] оказал ему честь на небесах. Он оказал ему ещё большую честь на земле.
11. И когда пришло время Господу нашему Иисусу родиться на земле в Вифлеемском хлеву, произошло истребление малых детей злым Иродом. И когда архангел Гавриил предупредил Иосифа во сне, [Иосиф] взял младенца Иисуса с матерью, и они ушли в Египет. Кроме того, когда Елизавета была охвачена страхом, она взяла Иоанна и убежала с ним в пустыню.
И когда палачи Ирода погнались за ней и её сыном, чтобы убить их, она оглянулась и увидела, что они приближаются. Тогда, когда она с сыном подошла к горной скале, она воскликнула: «Скала, прими меня в себя вместе с сыном моим!». И в тот же миг скала открыла рот, раскололась и приняла их в себя. Она стал для неё уединенным и спокойным местом.
Когда возникала необходимость, они шли к месту скалы, которое открывалось для них, а затем снова закрывалось по Божьему провидению. Это было просторное место для их прихода и ухода. И если они просили чего-нибудь, в чем нуждались, то это находилось там; например, если им нужна была саранча или дикий мёд, то они приходили туда. А дверь в пещеру открывалась и закрывалась для них сама собой. В летние дни воздух был прохладным, так что палящий зной не угнетал их, а в зимние дни воздух был теплым, так что холод не доставлял им никаких страданий. Так они мирно сосуществовали с дикими животными вплоть до того дня, когда святой Иоанн явился на Иордане.
12. Но теперь вернёмся к разговору о некоторых почестях, оказанных Богом его возлюбленному Иоанну, согласно тому, что мы нашли в древних книгах, которые наши отцы, апостолы, написали и поместили в библиотеку святого города Иерусалима. Будучи сам в Иерусалиме, я поселился в церкви, которой управлял старый благочестивый пресвитер, и жил там, чтобы иметь возможность праздновать праздник воскресения Господа Иисуса Христа вместе с праздником святого Креста. Я просматривал эти книги и, к моему великому облегчению, нашёл небольшую древнюю книгу, написанную апостолами. Вот что в ней было написано:
13. Когда мы, апостолы, собрались вместе с нашим Спасителем на Елеонской горе после его воскрешения, он обратился к нам, поручив нам такую задачу: «Идите по всему миру, проповедуя им Евангелие Царства». Он также говорил нам об Иоанне Крестителе и о тех почестях, которые он воздал ему на небесах. И мы сказали ему: «Конечно, нам подобает быть хорошо осведомлёнными о твоём возлюбленном родственнике, Иоанне, как ты засвидетельствовал: «Я дам ему третье небо, дар со всеми благами на нём, в обмен на кровь, которую он пролил за меня». Так что теперь, Господь наш, точно сообщи нам о нём и покажи нам небо, которое ты даровал своему возлюбленному Иоанну, вместе с благами, которые ты для него приготовил. И покажи нам Иоанна, о котором ты сказал: «Никто на небесах не сравнится с ним во славе и чести, дарованной ему Отцом»».
14. Тут же, по повелению нашего Спасителя, он спустил облако света. Он вошёл в него и велел нам, апостолам, войти вместе с ним в облако. Он поднял нас на первое небо, а затем на второе. Когда он дошёл до третьего неба, то не позволил нам войти, а повел нас на четвертое небо, и на пятое, и на шестое, и на седьмое. И он не позволил нам войти. После того как он показал нам всё, он вернул нас на третье небо.
15. Мы дивились его красотой, богатсвом и великолепием. И увидели мы там Иоанна Крестителя вместе с его отцом Захарией и его матерью Елизаветой. Они были одеты с таким великолепием, в драгоценные камни багряницы и камни всех цветов. Спаситель велел нам встать перед Иоанном и поставил Иоанна среди нас: справа от него - Захария, слева - его мать Елизавета. А нас, апостолов, он расставил по рангу, от отца нашего Петра до Матфия (Матфея).
Пройдя перед нами, наш Спаситель открыл нам всю полноту небес. Он открыл нам всё хорошее и приятное, что было заранее приготовлено для него. Эти вещи он дал в дар своему возлюбленному Иоанну, чтобы они были даны всем, кто вспомнит Иоанна на земле, так как [Иоанн] - его родственник и предтеча.
Я, Иаков, брат Господень, клянусь вам, что не скрою ничего из того доброго, что открылось мне, что приготовлено на третьем небе, что Бог даровал святому Иоанну, чтобы оно, в свою очередь, было даровано всем, кто помнит его на земле.
16. Кроме того, с нами были Павел и Лука, а также Марк. Затем добрый Спаситель призвал семь архангелов, начиная с Михаила, величайшего архангела и главнокомандующего небесными силами, и кончая Зидекиилем. [Спаситель] созвал и нас, апостолов, по чину и по имени, начиная с отца нашего Петра, величайшего из апостолов, и кончая Марком Евангелистом.
И [Спаситель] сказал нам: «О мои архангелы и святые слуги, а также мои апостолы! Вы - свидетели моего рождения, моих страданий и моего распятия. Поэтому я назначаю вас свидетелями ещё раз. Ибо вот я дал третье небо в дар Иоанну Крестителю, моему другу и родственнику. Поэтому провозгласите по всему миру, что всякого, кто сохранит память о возлюбленном Иоанне на земле - в виде приношения, или в виде агапы, или в виде благотворительного дара, раздаваемого бедным, - либо у него дома во имя его, либо записанного в святой книге как память о нём и хранящегося в церкви, либо покрыв драгоценными тканями стол у себя, - того вы приведёте на третье небо, которое я даровал вам, и облечёте его в небесные одежды.
«Говорю тебе, возлюбленный Иоанн, который был признан достойным крестить меня своими святыми руками: если кто принесёт в жертву первые плоды вместо тебя во имя твоё, или накормит голодного во имя твоё, или напоит жаждущего, или накроет нагого во имя твоё, того не оставлю я в Аменте; напротив, ты введёшь его в жизнь вечную, и я дам ангелам моим одеть его в крылья света и одарю его всеми благами, которые есть в Царстве моём. Отец мой благословит твою правую руку, которую ты возложил на мою голову. Мой язык благословит твои уста и твой язык, которым ты сказал: «Вот Агнец Божий, который берёт на себя грех мира».
«Ибо я в истине. И всякого, кто помнит тебя на земле, истинно говорю тебе, родственник мой Иоанн, я не оставлю в вечности в Аменте и в наказаниях его, даже в огненной реке, которую должен перейти всякий человек, праведник или грешник. Вот, я даю в подарок за переход через эту огненную реку золотую лодку. Все, кто помнит тебя на земле, будут перевезены тобой через эту огненную реку».
17. Тогда мы, апостолы, сказали ему: «Господь наш, какова ширина и глубина этой огненной реки? Научи нас, чтобы мы могли научить людей, как она страшна». Спаситель сказал нам: «Я сообщу вам её размеры и размеры золотой лодки, которую я дал моему возлюбленному Иоанну. Глубина огненной реки - тридцать длин волн от берега до берега, а от гребня до гребня - тридцать стадий по волне. Но я дал золотую лодку моему родственнику Иоанну для переправы через огненную реку, чтобы он мог переправить всех, кто помнит его на земле, хотя бы небольшим куском хлеба или чашкой холодной воды.
«Когда они дойдут до последней волны, там я крещу их в огненной реке. Когда они придут креститься, для тех, кто сохранил память об Иоанне, огненная река будет как вода для купания, и воды будут горячими, как когда человек моется, такой будет огненная река. Поэтому всякому, кто вспомнит тебя на земле, дорогой Иоанн, мой друг и родственник, будь то приношение, первые плоды или любой дар, данный в память о твоём святом имени, я приказываю переправить его через воды огненной реки в золотой лодке, которую я даровал тебе, и взять его на третье небо, чтобы он мог насладиться всеми вечными благами, которые были уготованы».
18. И когда наш добрый Спаситель рассказал нам всё это, мы обрадовались великой чести, оказанной Иоанну Крестителю. Тогда он сказал нам: «Пойдёмте, я научу вас всему, что есть в раю на третьем небе». И повёл он нас бродить по полям, усеянным плодами, каждый по своему роду и источающим благовонные запахи. И все деревья на полях, по временам года, приносили плоды, соответствующие своему роду, от корней своих до высот своих: корицу, амом, мастику и мускатный орех, - источая благоухающие запахи, каждый свой.
Фома сказал Спасителю: «Господи, вот, ты рассказал нам о всех благоухающих деревьях в раю, о временах года и финиковых пальмах. Теперь скажи нам, насколько велик урожай фиников, насколько велика каждая часть плода на каждом дереве, насколько велика гроздь на каждом дереве».
Спаситель сказал: «Я не утаю ничего, о чём вы просили. Что касается урожая, о котором вы спрашивали, то на нём десять тысяч гроздей плодов, и каждая гроздь переполнена шестью мерами. Что же касается райских финиковых пальм, то их урожайность - десять тысяч, каждая длиной и мерой с человека. Так же и с инжиром - десять тысяч на ветке. Если три человека съедят одну смокву, они насытятся. В одном колосе пшеничного зерна из Рая десять тысяч гроздьев, и такова же высота цитрусовых деревьев, которые приносят по десять тысяч зёрен. Яблоневые и персиковые деревья одинаковой высоты, на каждом из них по десять тысяч плодов, и если три человека съедят один плод, то насытятся.
«Вот те блага, которые я приготовил для всех, кто помнит моего возлюбленного родственника Иоанна на земле. Блаженны все, кто сочтёт себя достойным наследовать эти блага, которых ни глаз не видел, ни ухо не слышало, ни сердце человеческое не вместило. Эти блага Бог приготовил для тех, кто любит его и любит Иоанна, своего друга и родственника. Нет никого, кто удостоился бы такой чести, какой он достиг на небе и на земле. Он был признан достойным крестить Сына Божьего своими святыми руками и созерцать святую Троицу: Сына, которого он крестил своими руками; голос Отца, который он слышал, говорящий: «Ты Сын мой, возлюбленный, которым я доволен»; и Святого Духа, сошедшего с небес, который опустился на него, как голубь».
19. Пётр снова обратился к Спасителю: «Господь и Бог наш, дай нам знать, для чего эти весла и эти светильники». Спаситель сказал: «На каждом весле по светильнику, и в каждом светильнике семь отверстий, горящих ярко. Всякий, кто зажжёт светильник на месте святого Иоанна, хотя бы и перед его образом, будет переправлен через огненную реку в золотой лодке, которую я даровал моему возлюбленному Иоанну. Эти светильники будут освещать им путь, сияя до тех пор, пока они не пройдут по тёмным тропам, перенося их на третье небо, которое я даровал моему возлюбленному Иоанну, где они унаследуют навечно все блага, которые там находятся».
20. Сказав все это, добрый Спаситель поднялся на облако. Он приказал нам подняться вместе с ним. Он спустил нас вниз и поставил на Елеонской горе. Он стоял и молился вместе с нами, говоря: «Мир вам». Сказав это, он вознёсся на небо в великой славе, где ангелы воспевали ему гимны.
21. Воистину, дорогие мои возлюбленные, нет никого, подобного Иоанну Крестителю на небе и на земле, и более возвышенного в славе. Согласно устам Христа, которые не могут лгать, «среди рождённых от женщин не было никого более великого, чем Иоанн Креститель». Вот, вы теперь знаете, какой славой и честью Бог одарил Иоанна Крестителя. Вы должны посвятить себя благотворительным дарам, агапе и приношениям в его святое имя. Мои дорогие братья, вы знаете, что жизнь человека на земле - ничто.
Если вы хотите спастись и наследовать вечную жизнь, то спешите искупить свои грехи благотворительными дарами, а свои беззакония - милосердными делами по отношению к бедным и нуждающимся, чтобы иметь возможность наслаждаться благами в радостном месте ликования. Даже если ты согрешил, обратись и покайся, и он освободит тебя от греха, ибо Бог сострадателен, и его милость противостоит злобе обращающегося к нему человека.
Ибо он сказал пророку Иезекиилю: «Я не желаю смерти нечестивца, но чтобы тот обратился от своего пути, покаялся и жил». И ещё: «Если беззаконники обратятся от своего нечестия и будут делать праведные дела, то я не вспомню их беззакония», - говорит Господь, - «но, делая праведность, они будут жить». И в другом месте он говорит: «Обратитесь ко мне, дети заблудшие, и я исцелю ваши переломы». И ещё в одном месте он говорит: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Вы знаете, мои дорогие возлюбленные, что благотворительные дары - это хорошо, а агапы - это великолепно. Пусть никто не пренебрегает благотворительными дарами и агапами для бедных и нуждающихся, по силе своей. И вы также должны делать пожертвования для церкви во имя святых. За всё это воздадим славу Богу и его святому Предтече Иоанну Крестителю, девственнику, мученику и родственнику Господа нашего Иисуса Христа. Это тот, кто оказал я [Иоанну] столь великие почести, [и] кому причитается всякая слава и честь с его добрым Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Перевод - Максим Буранов