Русская апокрифическая студия
Библиотека Наг-Хаммади
| Новозаветные апокрифы
| Ветхозаветные апокрифы
| Герметизм
Гностицизм
| Свитки Иудейской пустыни
| Исследования
| Ссылки
| Гостевая книга
Откровение Павла
Откровение святого Апостола Павла: о том, что открылось ему, когда взошел
он до третьего неба и был восхищен в рай, и услышал слова неизреченные.1
(1) Жил один влиятельный человек в городе Тарсе, в доме святого Апостола
Павла, во времена благочестивого царя Феодосия и блистательного Грациана.2
И явился ему ангел Господень, говорящий: "Разобрав основание дома сего,
возьми, что найдешь там". Он же принял это за наваждение. (2) Когда же
ангел явился ему и на вторую, и на третью ночь, поневоле пошел тот влиятельный
человек, разобрал основание дома, и, раскопав землю, нашел ларец мраморный,
заключавший Откровение сие. Взяв же, показал его тот человек правителю
города. А правитель, увидев ларец, запечатанный свинцом, убоялся, как бы
не оказалось в нем нечто иное, и отослал его царю Феодосию. Царь же, получив
ларец, повелел переписать Откровение сие и доставить подлинное писание
в Иерусалим. Написано же в нем было вот что:
(3) Было слово Господне, обращенное ко мне: Скажи народу сему: Доколе
будете вы грешить, доколе будете прибавлять к грехам своим и гневить Бога,
создавшего вас, говоря, что вы - чада Авра-амовы, дела же творя сатанинские,
пути свои направляя в дерзновении Божием, выставляя напоказ одно лишь имя
Его, нищие нищетою греха?
1 Ср. 2 Кор. 12:2-6.
2 Т. е. между 375-385 гг. по Р. X. (годы правления Грациана
в Западной Римской империи; Феодосии правил Восточной Римской империей
в 373-395 гг.).
Узнайте, сыновья человеческие, что все Творение
послушно Богу, и только греховная природа человека гневит Бога. (4) Ибо
уже много раз Солнце, великое светило, приходило к Богу, так говоря против
людей: "Господь Бог Вседержитель, до каких пор будешь Ты выносить все прегрешения
людские? Вели мне, и дотла сожгу их".
И был голос ему: "Долготерпения Моего хватит на все грехи их, лишь
бы покаялись. Если же нет - придут ко Мне, и Сам Я буду судить их". (5)
И много раз Луна, и звезды приходили к Господу, говоря: "Господь Бог Вседержитель,
Ты дал нам власть над ночью, и мы не можем долее терпеть воровства, разврата
и кровопролития, чинимых людьми. Вели нам, и мы нашлем на них чудищ".1
И был голос им: "Долготерпения Моего хватит на них, лишь бы обратились.
Если же не обратятся - придут ко Мне и Я буду судить их". (6) Так и море
возгласило, говоря: "Господь Бог Вседержитель, осквернили сыны человеческие
святое имя Твое. Вели мне - и, поднявшись, скрою я землю и сотру с нее
сынов человеческих". И был голос, говорящий: "Долготерпения Моего хватит
на них, лишь бы покаялись. А если не покаются, пусть придут ко Мне, и Я
буду судить их". (7) Смотрите, сыны человеческие: все творение послушно
Богу, одна природа человеческая грешит пред лицем Божиим. Потому прославляйте
Бога непрестанно, и более всего - на закате Солнца. Ибо в этот час все
ангелы приходят к Богу, чтобы поклониться Ему, и приводят дела человеческие
- что сделал каждый с утра до вечера хорошего и дурного.
1 Ср. Откр. Варуха 8 и прим.
И один ангел идет, радуясь о человеке, и пребывает
в веселии, другой же идет мрачный. Все ангелы в установленный час собираются
для поклонения Богу, чтобы донести о делах людей за каждый день.1
Вы же, люди, славьте Господа· непрестанно. (8) И вот, когда в установленный
час являются ангелы благочестивых людей, радуясь и распевая, и предстают
в преклонении перед Господом, се, Дух Божий говорит им: "Откуда пришли!
вы в радости?" Они же в ответ: "Мы здесь от благочестивых мужей - тех,
что проводят жизнь свою| во всяческом благочестии, в страхе пред именем
Божиим. Повели, Господи, чтобы до конца пребывали они в праведности Твоей".
И был голос им: "Хранил Я и сохраню их непорочными в Царствии! Моем". (9)
И когда поднялись эти с колен, пришли другие ангелы, радостные ликом, сияя
словно Солнце. И се, был голос им: "Откуда пришли вы?" Они же сказали:
"Мы здесь от тех, кто отрешился от мира и всего, что есть в мире, ради
святого имени Твоего; мы от тех, кто в пустынях, на горах, в пещерах и
ущельях земных,2 спя на земляных постелях и постясь, проводят
жизнь свою. Повели нам быть с ними". И был голос: "Идите с миром вместе^
с ними, храня их". (10) Еще не ушли они, как уже,, се, другие ангелы, плача
и рыдая, пришли поклониться пред лицом Божиим. И Дух вышел навстречу им,
и был им голос: "Откуда пришли вы?" И в ответ сказали они: "Пришли мы от
призывающих имя Твое, служащих же природе греха.3
1 Весь этот отрывок по 11 гл.
имеет параллель в Откр. \ Варуха 12-16.
2 Ср. Еер. 11:38.
3 Буквально сказано "веществу (hyle) греха". Ср. упот-
j ребление этого слова Иак. 3:5.
Что пользы служить им?" И был голос: "Не переставайте
служить им - может быть, они покаются. А если нет, то придут ко Мне - и
тогда сам Я буду судить их". Знайте, сыны человеческие, что все, делаемое
вами каждый день, ангелы записывают на небесах, - вы же не переставайте
прославлять Бога.
(11) И был я в Духе Святом,1 и говорит мне ангел: "Теперь
следуй за мной, и я покажу тебе место праведников - то, куда отходят они
после кончины своей". И отправился я вместе с ангелом, и вознес он меня
на небеса под самую твердь, и посмотрел я, и увидел власти великие и страшные,
полные гнева;2 изо рта же их исходило пламя огненное, и были
на них огненные одежды. И вопросил я ангела: "Кто сии?" И сказал он мне:
"Сии суть те, кого пошлют к душам грешников в назначенное время, - ибо
не веруют они ни в Суд, ни в воздаяние". (12) И возвел я очи к небу, и
увидел ангелов, лица которых светились словно Солнце, и были они препоясаны
золотыми поясами, и держали награды в руках своих, на наградах же начертано
было имя Господа,3 и были они исполнены всяческой кротости и
милосердия. И вопросил я ангела: "Кто сии?" И сказал он мне: "Сии суть
те, кого пошлют в день воскресения за душами праведников, которые невозбранно
проследуют ко Господу". (13) И сказал я ангелу: "Хочу увидеть, как исходят
из мира души праведников и грешников".
1 Ср. Откр. 1:10.
2 Власти (exoysiai) - см. прим. 2 на с. 153 к Откр.
Варуха. Здесь они находятся на подобающем им месте.
3 Ср. 1 Кор. 9:24; также 3 Езд. 9:39.
И сказал мне ангел: "Посмотри на землю". И
посмотрел я на землю, и увидел, как целый мир предо мною обратился в ничто.
И сказал я ангелу: "И это - величие людское?" И сказал он мне: "Да, ибо
так исчезает всякий неправедный". И взглянул я, и увидел облаке огненное,
простершееся надо всем миром, и сказал: "Что это, господин мой?" И сказал
он: "Облако сие есть неправедность, смешанная с гибелью грешников". (14)
Я же восплакал и сказал ангелу: "Хотел я увидеть исход и грешников, и праведников
- каким путем1 они оставляют мир". И говорит мне ангел: "Павел,
взгляни вниз и увидишь то, о чем просишь". И взглянул я, и увидел одного
из сынов человеческих, лежащего при смерти. И говорит мне ангел: "Этот
человек - праведник". И се, все дела того человека были с ним в час нужды.
И явились добрые ангелы, а вместе с ними - злые. И злые не обрели места
в нем, добрые же взяли власть над душой праведника и сказали ей: "Запомни
тело, из которого ты изошла, ибо предстоит тебе вернуться в него в день
воскресения мертвых, когда получишь то, о чем возвестил Бог праведникам".
И добрые ангелы, принявшие душу праведника, приветствовали ее как давно
знакомую. И отправилась она с ними, и вышел Дух навстречу им со словами:
"Се, душа, войди в место воскресения, которое уготовил Бог праведникам
Своим". (15) И сказал мне ангел: "Взгляни вниз на землю и посмотри на душу
нечестивца, как покидает жилище свое та, что гневила! Бога, говоря: "Будем
же есть и пить, ибо кто, сойдя в ад, поднялся, возвестив, что существуют
Суд и воздаяние?"
1 Буквально следовало бы перевести
примерно так: "на что похож, какой вид имеет их исход из мира".
И всмотрелся я, и увидел все дела того человека,
какие он совершил, стоящими перед ним. И пришли ангелы злые и добрые. И
добрые не нашли места успокоения в душе его, злые же обрели власть над
ней, говоря: "Душа несчастная, вглядись в плоть свою, запомни, откуда изошла,
ибо предстоит тебе вернуться в нее в день воскресения мертвых, чтобы получить
достойное прегрешений твоих". (16) После того, как покинула она жилище
свое, ангел, который все время был с нею, забежал вперед, говоря: "Куда
направилась ты, душа несчастная? Я тот, кто день за днем вел запись прегрешений
твоих. Загубила ты время, отданное на покаяние - да устыдишься весьма!"
Когда же прибыла она1, увидели ее все ангелы и воззвали к ней,
в один голос говоря: "Горе тебе, душа несчастная! Какое оправдание пришла
ты принести Богу? " И сказал ангел души той: "Восплачьте все над ней вместе
со мною". И, подойдя, поклонился ангел тот Господу, со словами: "Господи,
вот душа, пребывавшая во зле всю жизнь свою, все время, отпущенное ей.
Поступи с ней по суду Твоему". И был голос, говорящий душе той: "Где плод
праведности твоей?"2 Она же молчала и не могла дать ответа.
И снова был голос: "Всякий, кто помиловал, сам помилован будет - тот же,
кто не помиловал, помилован не будет.3 Да предастся душа эта
не знающему милости ангелу Темелуху,4 и да ввергнут ее во тьму
внешнюю, где плач и скрежет зубовный".5
1 "Когда же прибыла она", т.
е. на небо. О ее "прибытии" туда более подробно рассказывает сирийская
версия апокрифа.
2 Ср. Откр. Седраха 12 и прим.
3 Ср. Мф. 5:7.
4 Ангел Темелух упоминается в Откр. Петра 26. Те-мелух
(греч.) - "заботящийся".
5 Ср. Откр. Ездры 7 и прим.
И был голос словно! бы из тысячи уст, говорящий:
"Праведен Ты, Господи, праведен и суд Твой". (17) И еще увидел я: се, другая
душа влекома была ангелом, и плакала она, говоря: "Смилостивься надо мной,
праведный! Судия, избавь меня от руки ангела сего, ибо ужасен он и беспощаден".
И был ей голос, говорящий: "Вовсе беспощадна была ты, оттого и предана
теперь этому ангелу. Исповедуйся в грехах своих,; какие совершила в мире".
И сказала душа та: "Не грешила я, праведный Судия!" И сказал Господь душе
той: "Истинно полагаешь, что, где бы ни была · в мире, скрыта ты от людей.
Но разве не известно тебе, что, когда умрет человек, вперед него спешат
· дела его, будь то добрые или злые?" Услышав эти слова, умолкла она. И
услышал я, как говорил Судия: "Пусть подойдет ангел, держащий в руках рукописание
грехов твоих"1. И говорит Судия тому ангелу: "Тебе говорю Я,
ангел: умолчи обо всем, содеянном человеком сим, говори лишь о том, что
совершил он за последние пять лет до смерти своей. Клянусь тебе Собою,
что в первый век жизни его преданы были забвению все прошлые грехи его".
И сказал ангел в ответ: "Господи, повели, чтобы явились души и стали рядом
с ангелами своими". (18) И сей же час явились они и стали. И сказал Господь
душе: "Признай души эти, и если в чем согрешила ты перед ними".
1 О том, что на небе есть книги,
в которые ведется запись человеческих грехов известно, например, из Откр.
10:2 и 9. Ср. также Завещ. Авраама 12: "правый ангел вел запись добродетелей,
а левый - грехов" и далее.
Она же в ответ сказала: "Господи, года не
прошло с тех пор, как одну из них я убила, а с другой вступила в сожительство.
И это не все, но я же еще и обидела ее". И сказал Господь: "Разве не ведомо
тебе, что обижающий кого-либо в мире после смерти содержится под стражей,
пока не придет обиженный - и тогда оба будут судимы, я каждый получит по
делам его?" И услышал я голос, говорящий: "Да будет предана душа эта ангелу
Тартаруху,1 и да содержится она под стражей до великого Судного
Дня". И услышал Я голос словно бы из тысячи уст, говорящий: "Праведен Ты,
Господи, праведен и суд Твой".
(19) Говорит тут мне ангел: "Видел ты это все?" И ответил я: "Да, господин
мой". И снова сказал он мне: "Се, следуй за мной, и я покажу тебе место
праведников". И последовал я за ним, и поставил он меня перед городскими
воротами. И увидел я дверь златую, и два столба златых впереди нее, и две
плиты златые поверх нее, заполненных письменами. И сказал мне ангел: "Блажен
всякий входящий через врата сии, потому не все войдут сюда, но только имущие
простоту, непорочность и чистое сердце". И вопросил я ангела: "Что за письмена
начертаны на плитах сих?" И сказал он мне: "То имена праведников и служителей
Божиих".2 И сказал я ему: "Так значит, имена их записаны на
самом небе еще при жизни их?" Ангел же сказал мне: "Стараниями...3
ангелов становятся известны Богу те, кто хорошо служит Ему". (20) И тотчас
отворились врата, и вышел человек, убеленный сединами, навстречу нам.
1 Ангел Тартарух упоминается
в Откр. Петра XIII. Тартарух (греч.) - "хранитель Тартара".
2 Завещ. Авраама 12.
3 Место испорчено.
И сказал он мне: "Радуйся, Павел, возлюбленный
Божий". И целовал он меня, весел лицом, со слезами. И сказал я ему: "Отче,
о чем ты плачешь?" И сказал он: "Плачу, ибо многие блага уготовил Бог людям,
и не исполняют они воли Его, чтобы вкусить от них". И вопросил я ангела:
"Господин мой, кто этот человек?" И сказал он мне: "Человек сей - Енох,
свидетель Последнего Дня".1 (21) И говорит мне ангел: "Берегись
рассказывать обо всем, что я покажу тебе, кроме как с моего позволения".
И поставил он меня над рекой, исток которой был утвержден в своде небесном,
сама же река омывала кругом всю землю, и говорит мне: "Река сия есть Океан".2
И был там свет великий. И сказал я: "Господин мой, что сие?" И сказал он
мне: "Сие есть земля кротких. Или не знаешь, что написано: "блаженны кроткие,
ибо они наследуют землю"?3 Так вот, души праведников в месте
сем и охраняются". И сказал я ангелу: "А когда же они явят себя миру?"
И сказал он мне: "Когда наступит день воскресения мертвых и воссядет Судия.
Тогда повелит Он и откроет землю сию, и она просияет, и явятся в ней святые,
и утешатся благами, уготованными им от создания мира. (22) И были по берегу
реки дерева посажены, осыпанные всевозможными плодами. И обратил я взор
к восходу Солнца, и увидел там дерева весьма великие, осыпанные плодами.
1 Согласно традиции, в последние
дни, предупреждая приход Христа, явятся Енох и Илия, праведники, взятые
Богом на небо. См. Откр. 11:3-8; Откр. Петра II; Откр. Ездры 10. Иногда
бывает назван один Илия j (например, Мал. 4:5-6).
1 Ср. гл. 31 и Откр. Варуха 2 и прим.
1 Мф. 5:5.
Земля же та была светлее серебра и золота,
и были на пальмовых тех деревах виноградные лозы, и тысячи гроздий, и тысячи
побегов на каждой ветви. И сказал я архангелу: "Что сие, господин мой?"
И говорит он мне: "Сие есть Ахерон-тово озеро,1 внутри же его
- град Божий.2 Не всем дозволено войти в этот град, разве только
покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и преставился от жизни,
предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и уж затем приносит
его оно ко граду Божию в соседство к праведникам". Подивился я и вознес
хвалу Богу за все, что видел. (23) И сказал мне ангел: "Следуй за мной,
и я введу тебя в град Божий и в свет его". Свет же его был ярче, чем свет
мира,3 и ярче, чем золото, и стены окружали его. Длиною же и
шириной был он в сто стадиев.4 И увидел я двенадцать врат, богато
украшенных, ведущих в город, и четыре реки окружали его, текшие медом,
молоком, маслом и вином.5 И сказал я ангелу: "Господин мой,
что это за реки?" И сказал он мне: "Сами праведники, пребывая в мире, не
пользовались этим, но умалились во славу Божию. Здесь же получают они тысячекратно".
1 Ср. гл. 31 и Откр. Петра
XIV.
2 "Град Божий" - небесный Иерусалим (ср. гл. 29). Ср.
Откр. 21:10-23.
3 "Свет мира" - очевидно, то же, что солнечный свет.
Ср. Откр. 21:23.
4 Стадий - мера длины, равная 177,6 м.
5 "Двенадцать врат" - ср. Откр. 21:12 и 21; "четыре
реки" - Книги Сивилл II, 315-318: "Ангелы этих людей поднимут над страшным
потоком/ Пламени и поведут их к свету и жизни беспечной/ Тем нетленным
путем, что Богом проложен великим,/ Где три источника бьют - медовый, винный
и млечный".
(24) Входя в город, увидел я дерева весьма
высокие, росшие перед городскими воротами и не имевшие плодов. Под ними
же - людей немногих, которые плакали громко, и склонялись вместе с ними
дерева.1 При виде же их заплакал я, и вопросил ангела: "Сии
суть те, кому не дозволено войти в город?" И сказал он мне: "Да; тщеславие
- вот корень всех зол".2 И сказал я: "Для чего же и дерева те
так умалились?" И в ответ сказал мне ангел: "Потому нет на них плодов,
что не отступили от своей надменности". И вопросил я ангела: "Господин
мой, ради какой милости поставлены они перед городскими воротами?" И в
ответ сказал он мне: "Ради многой благости Божией, ибо с этого места Христос
должен вступить в град, чтобы те, кто будет с Ним, смогли просить за них
и разделить их горе". (25) Я же отправился дальше, предводительствуемый
на пути своем ангелом, и поставил он меня над рекой. И увидел я тогда всех
пророков, и, подойдя, приветствовали они меня, говоря: "Радуйся, Павел,
возлюбленный Божий". Я же сказал ангелу: "Господин мой, кто сии?" И сказал
он мне: "Сии суть все пророки, а песнопения эти - от всех пророчеств. И
всякий, кто опечалил душу свою, не исполнив желания ее во имя Бога, входя,
проходит здесь, и пророки приветствуют его". (26)
1 Здесь единственное число
(в оригинале сказано "дерево") заменено на множественное для согласования
с предыдущим и последующим.
2 Ср. Флп. 2:3. "Корень всех зол" - 1 Тим. 6:10.
И увлек меня ангел в южную часть града, где
течет река молочная. И увидел я там всех младенцев, кого убил царь Ирод
за имя Господне. (27) И снова ангел отнес меня в восточную часть града,
и увидел я там Авраама, Исаака и Иакова. И вопросил я ангела: "Господин
мой, что есть место сие?" И сказал он мне: "Всякий, кто гостеприимен к
людям, покидая мир, приходит сюда, и встречают его здесь как друга Божия
за гостеприимство его".1 (28) И снова отнес меня ангел в другое
место, и увидел я там реку, текущую маслом, в северной части града, и увидел
там людей, поющих и радующихся. И вопросил я: "Кто сии, господин мой?"
И сказал он мне: "Сии суть посвятившие себя Богу, они радуются, ибо допущены
в град сей". (29) И взглянул я, и увидел посреди града жертвенник великий
и весьма высокий. И был человек, стоявший рядом с жертвенником, чье лицо
сияло, словно Солнце. И держал в руках тот человек Псалтирь и гусли, и
пел сладкозвучно аллилуйю, и голос его наполнял весь град. И все единодушно
вторили ему, так что сотрясался град от крика их. И вопросил я ангела:
"Кто сей человек, поющий сладкозвучно, которому вторят все?" И сказал он
мне: "Человек сей - пророк Давид, град же - небесный Иерусалим. И вот,
когда придет Христос во второе пришествие Его, сам Давид выйдет в сопровождении
всех святых. Ибо подобно тому, как есть на небесах, так происходит и на
земле: не должно без Давида2 возносить жертву во время каждения
драгоценного тела и крови Христовой,3 но непременно нужно, чтобы
пелась Давидова аллилуйя"
1 Ср. Иак. 2:23 - об Аврааме.
То же в Завещ. Авраама passim.
2 Т. е. без псалмов.
3 Ср. Лк. 1:9-11.
(30) И вопросил я ангела: "Господин мой, как
следует толковать слово "аллилуйя"?" - "На еврейском языке "аллилуйя" означает
"тевель маримата" - хвала Богу, Основателю всего: "восхвалим Его за это".1
Потому всякий, поющий аллилуйю, возносит Богу хвалу".
(31) После того, как сказаны были эти слова, вынес меня ангел за пределы
града, Ахеронтова озера и земли благодатной, и поставил над рекой Океаном,
держащим на себе твердь небесную, и сказал он мне: "Знаешь, куда я направляюсь?"
И сказал я: "Нет, господин мой". И сказал он мне: "Следуй за мной, и я
покажу тебе, где души нечестивцев и грешников". И отнес он меня туда, где
заходит Солнце, и где начало неба было утверждено в водах реки Океана.
И увидел я то, что по другую сторону реки, и не было там света, но мрак,
печаль и стон. И увидел я реку, всю в водоворотах, и многое множество мужчин
и женщин, ввергнутых в нее одни до колен, другие до пупа, многие же по
самое темя.2 И вопросил я: "Кто сии?" И сказал он мне: "Это
люди, которые в разврате и прелюбодеяниях прожив свою жизнь, умерли без
покаяния". (32) И увидел я на юго-запад от этой реки еще одну реку - там,
где впадала в нее огненная река. И была в ней толпа из многих душ. И вопросил
я ангела: "Кто сии, господин мой?"
1 "Аллилуйя" действительно
означает хвалу Богу. Что касается соответствия этому слову в еврейском,
должно быть, имеется в виду поздний язык евреев - арамейский. Так или иначе,
сказанное предстает в сильно искаженном виде.
2 Ср. Откр. Богородицы 5 и 23. Казнь прелюбодеев - ср.
также Откр. Петра 24 и Откр. Богородицы 6.
И сказал он мне: "Сии суть воры, хулители
и клеветники, которые не полагались на Бога как на заступника своего, а
понадеялись на тщету богатства своего". И сказал я ему: "Насколько глубока
река эта?" И сказал он мне: "Меры не имеет глубина ее, но она безмерна".
(33) И стал я сетовать, и восплакал о природе человеческой. И сказал мне
ангел: "О чем ты плачешь? Не милосерднее ли ты Бога?1 Ибо Бог,
сожалея о людях в святости Своей, ждет их обращения и покаяния. Те же,
соблазняемые собственным вожделением, приходят сюда и терпят вечное наказание".
(34) И посмотрел я на реку огненную, и увидел человека преклонных лет,
кого силою влекли двое, и кого они опустили в реку по колено. И ангел Темелух,
подойдя к ним, держал в руке железо, им извлекая внутренности того старика
через рот его. И вопросил я ангела: "Господин мой, кто сей человек, подвергаемый
такому наказанию?" И сказал он мне: "Старик, которого ты видишь, был пресвитером,2
и когда он ел и пил, тогда же и служил Богу". (35) И увидел я там другого
старца, поспешно несомого четырьмя ангелами. И ввергли они его в реку огненную
по пояс, и жестоко жгли его молнии. И сказал я ангелу: "Кто этот человек,
господин мой?"
1 Ср., например, 3 Езд. 5:33.
2 Главы 34-36 (казни священнослужителей) - ср. Откр.
Богородицы 15-16. Пресвитерами в евангельские и апостольские времена иногда
назывались священники - пресвитеры (Цеян. 14:23), епископы, сами апостолы
(1 Пет. 5:1; 3 Ин. 1:1) - без строгого различия. Позднее это наименование
закрепилось за лицами второй степени церковной иерархии, получавшими власть
через рукоположение от епископов.
И сказал он мне: "Тот, кого видишь ты, был
епископом, но имя это не пристало ему. В благости Божией не ходил он, судом
праведным не судил, над вдовой и сиротой не смилостивился, не был ни добр,
ни гостеприимен, Ныне же воздано ему по делам его".1 (36) И
взглянул я, и увидел посреди реки другого человека, опущенного в нее до
пупа; руки же его были все в крови, и черви выползали наружу через рот
его. И вопросил я ангела: "Кто этот человек, господин мой?" И сказал он
мне: "Тот, кого видишь ты, был диаконом2 - таким, что ел, и
пил, и служил Богу". (37) И увидел я в другом месте: была здесь стена медная,
охваченная огнем, и внутри нее мужи и жены, пожиравшие языки свои, терпевшие
жестокое наказание. И вопросил я ангела: "Кто они, господин мой?" И сказал
он мне: "Сии суть те, которые оговаривают перед церковью ближних своих,
а сами не прислушиваются к Слову Божию".3 (38) И взглянул я,
и увидел яму, залитую кровью. И сказал: "Что это за яма?" И сказал он мне:
"Сие есть место, куда ввергнуты убийцы 4 и обманщики, блудники
и прелюбодеи, мучители вдов и сирот". (39) И увидел я в другом месте жен,
одетых в черное и гонимых туда, где мрак. И вопросил я: "Кто сии, господин
мой?" И сказал он мне: "Жены сии - те, что не слушались родителей своих,
но до брака запятнали девство свое".5 (40) И видел я жен, одетых
в белые одежды, слепых, насаженных на вертела огненные, и ангел, не знающий
пощады, бичевал их, говоря: "Теперь узнали, где пребываете, - когда же
читали о том в Писании, то не верили".
1 Ср. 1 Тим. 3:1-7. \
2 Диакон - низшая степень священства (от греч. diaconeo
- "служить", "прислуживать"). О том, какие качества должны отличать диакона,
см. 1 Тим, 3:8-13.
3 Ср. Откр. Богородицы 17.
4 Казнь убийц - см. Откр. Петра 25.
5 Казнь потерявших девство - ср. Откр. Петра XI.
И сказал мне ангел: "Жены сии погубили себя,
а вместе с собой и младенцев своих. И се, пришли младенцы, вопия: "Взыщи
за нас с матерей наших!" И были они преданы ангелу, чтобы отнес он их в
просторное место, родительниц же их - в вечный огонь".1
(41) И отнес меня ангел прочь от тех казней, и поставил над кладезем,
запечатанным семью печатями. И сказал ангел, бывший со мной, ангелу, приставленному
ко кладезю в месте том: "Открой кладезь, дабы увидел Павел, возлюбленный
Божий, ибо дана ему власть смотреть на казни". И сказал мне ангел того
места: "Стань поодаль, пока я открою печати". И когда открыл он кладезь,
изошло оттуда зловоние, какого нельзя было вынести. И, приблизившись к
месту тому, увидел я, что заполнен кладезь тот мраком и тьмой, и очень
тесен. И сказал мне ангел, бывший со мной: "От места, где находится кладезь
сей, который ты видишь, отврати-лась слава Божия, и ни один из ангелов
не взирает на людей тех. Все, кто не признал в святой Марии Богородицу
и говорил, что не воплотился от Нее Господь в человеке,2 что
хлеб причастия и чаша благословения - не плоть Его и кровь, ввергнуты в
кладезь сей, и, как были о том слова мои, ни один ангел не взирает на них".
(42) И видел я на западе, где плач и скрежет зубовный, мужей многих и жен,
мучимых там. И сказал я ангелу: "Кто сии, господин мой?" И сказал он мне:
"Сии суть говорящие, что не существует воскресения мертвых, и никогда не
будет к ним снисхождения".
1 Казнь преступных матерей
- ср. Откр. Петра 26.
2 Ср. Откр. Богородицы 4.
(43) Услышав это, восплакал я горько. И воззрев
на твердь, увидел, как разверзлись небеса, и архангел Гавриил сошел вниз
с войском ангелов, и сделали они смотр всем казням. И при виде их все приговоренные
к наказанию возопили громко в один голос: "Смилостивься над нами, Гавриил,
предстоящий пред Богом!1 Ибо слышали мы, что есть суд, и вот,
сами узнали его". И в ответ сказал архангел Гавриил: "Жив Господь, пред
Коим я предстою! Денно и нощно, без устали исполняю я посольство для рода
человеческого, но не содеяли они и малости благой в этой жизни, а суетно
загубили отпущенное им время. Ныне же и я восплачу с возлюбленным Павлом:
сжалится, быть может, благой Господь и дарует вам успокоение". Ответствовали
они ему в один голос: "Смилостивься над нами, Господин наш!" И пали пред
лицем Божиим, и умоляли, говоря: "Смилостивься, Господь, над сынами человеческими,
которых создал Ты по образу Своему!" (44) И сотряслось небо как лист,2
и увидел я двадцать четыре старца, лежащих ниц, и увидел жертвенник, престол
и завесу,3 и все взывало к славе Божией. И увидел я Сына Божьего,
со славой и многим могуществом сходившего на землю. И когда раздался глас
трубный, возопили все казнимые, говоря: "Смилостивься над нами, Сын Божий,
ибо Тебе дана власть над небесными, земными и подземными!"
1 Лк. 1:19; ср. Завещ. Авраама
4 и прим.
2 Ср. апокриф. Откр. Иоанна 17.
3 "Двадцать четыре старца" - см. Откр. 4:4; "жертвенник,
престол и завеса" - ср. Исх. 40:3-6; Евр. 9:2-3.
И был голос, говорящий: "Какое благое дело
сделали вы, что просите об успокоении? Творили вы, что хотели, и не покаялись,
но в распутстве загубили жизнь вашу. Ныне же ради Гавриила, ангела правды
Моей, и ради Павла, возлюбленного Моего, дарую вам для успокоения ночь
и день святого Воскресения, в который восстал Я из мертвых". И возопили
все казнимые, говоря: "Благословляем Тебя, Сын Бога Живого: то успокоение
милее нам жизни, что мы прожили, подвизаясь в мире".1
(45) И после того говорит мне ангел: "Вот, увидел ты все казни. А теперь
следуй за мной, и отнесу я тебя в Рай, и развлечешь ты душу свою лицезрением
праведников, ибо многие хотят приветствовать тебя". И взял он меня, не
успел я вздохнуть, и перенес меня в Рай. И говорит он мне: "Сие есть Рай,
где согрешили Адам и Ева". И увидел я древо весьма великое, цветущее, на
коем почил Дух Святой. И от корня его истекала влага благовонная, расходившаяся
по четырем руслам. И сказал я ангелу: "Господин мой, что сие за древо,
от которого истекает столь великое множество влаги, и куда текут воды сии?"
И в ответ сказал он мне: "Прежде, чем возникли небо и земля, поделил Господь
воды сии между четырьмя началами и главенствами, коим имена Фисон, Геон,
Тигр и Евфрат".2 И снова взяв мою руку, подвел он меня ближе
к Древу Познания Добра и Зла.
1 Глава 44 - ср. Откр. Богородицы
29.
2 Быт. 10:14.
И говорит мне: "Сие есть древо, из-за которого
смерть вошла в мир, и от плода которого Адам взял из рук жены своей и ел.1
Ныне же изгнаны они отсюда". И вслед за тем показал Древо Жизни,2
и сказал мне: "Его стерегут Херувимы и пламенеющий меч". (46) Когда же
я осматривал древо и дивился, увидел я жену, идущую издалека, и множество
ангелов, славословящих ее. И вопросил я ангела: "Кто она, Господин мой,
грядуща в столькой красе и славе?" И говорит мне ангел "Жена сия есть святая
Мария, мать Господа". Подойдя же, приветствовала она меня, говоря: "Радуйся,
Павел, возлюбленный Божий, Ангельский и человеческий! Ты возвестил в мире
слово Божие, учредил церкви, и свидетельствуют о тебе все спасшиеся через
тебя - ибо, избавившись от идольского соблазна учением твоим, приходят
они сюда".
(47) Еще говорили они со мной, как, воззрев на небо, увидел я трех
других мужей, идущих к нам. И вопросил я ангела: "Кто сии, господин мой?"
И сказал он мне: "Сии суть Авраам, Исаак и Иаков, праотцы праведные".3
И подойдя, приветствовали они меня со словами: "Радуйся Павел, возлюбленный
Божий! Бог не огорчил нас: знаем, что ты во плоти и еще не оставил мир".
И по порядку сказали они мне имена свои от Авраама до Манассии.4
1 Быт. 3:6.
2 Ср. Откр. Ездры 3; Откр. Седраха 5.
3 Ср. окончание Завещ. Авраама (гл. 20): "Вознесите
ныне друга моего Авраама в Рай, где пребывают шатры праведников моих и
где обители святых моих Исаака и Иакова в лоне его, и нет там страданий,
печали и стонов, но мир, веселье и жизнь бесконечная". Ср. также Откр.
Петра 14.
4 Авраам, Исаак, Иаков, двенадцать сыновей Иакова и
два сына Иосифа. Здесь названы старший и младший.
И говорит мне один из них, Иосиф, проданный
в Египет: "Послушай меня, Павел, друг Божий:1 не воздал я братьям
моим, проклявшим меня, ибо блажен могущий противиться искушению - воздаст
ему Господь в грядущем веке всемеро мзду его". (48) И еще говорил он со
мной, как увидел я другого человека, идущего издалека, и видом своим был
он подобен ангелу. И вопросил я ангела, говоря: "Господин мой, кто человек
сей?" И сказал он мне: "Человек сей есть Моисей законодатель, им же Бог
вывел сынов Израилевых из Египетского рабства". Подойдя же, приветствовал
он меня с плачем. И сказал я ему: "Отче, что плачешь ты, кроткий и праведный?"
И в ответ сказал он: "Восплакать нужно мне о каждом человеке, ибо тяжкий
труд положил я на народ неразумный, и не принесли они плода. И вижу я,
что овцы, которых пас я, рассеяны, а тяжкий труд, который превозмог я ради
сынов Израилевых, обращен в ничто. Силы и полчища увидел я среди них, они
же не разумели; и вижу язычников, поклоняющихся и уверовавших через слово
твое, обратившихся и приходящих сюда, из народа же моего, столь многочисленного,
ни один не уразумел. Ибо когда повесили Иудеи Сына Божьего на кресте, все
ангелы и архангелы, все праведники и творение всякое из числа небесных,
земных и подземных восплакали и возрыдали великим плачем, нечестивые же
и неразумные Иудеи не уразумели - оттого и уготован им огонь вечный и червь
неусыпный".2
Манассия - первенец Иосифа и Асенефы (Быт. 46:20), однако из двух сыновей
Иосифа Иаков "поставил Ефрема выше Манассии" (Быт. 48:20).
1 Ср. Иак. 2, 23.
2 Ср. Мф. 11:17.
(49) Еще говорил он эти слова, как пришли
трое других и приветствовали меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный
Божий, церквей хвала, ангелов краса!" И вопросил я: "Кто вы?" И сказал
первый: "Я - Исайя, тот, кого перепилил царь Манас-сия деревянной пилой".1
И сказал второй: "Я - Иеремия, тот, кого побили Иудеи камнями,2
сами же навеки остались гореть в огне". И сказал третий: "Я - Иезекииль,
тот, кого сожгли христоубийцы. Все эти муки претерпели мы, но не смогли
обратить каменные сердца Иудеев".3 И пал я на лице свое, взывая
к благости Божией, ибо милостив Он был ко мне, избавив от рода Еврейского.
И был голос, говорящий: "Блажен ты, Павел, возлюбленный Божий, блаженны
и уверовавшие через тебя в имя Господа нашего Иисуса Христа, ибо им уготована
жизнь вечная".
(50) Еще говорил тот голос, как пришел другой человек, возглашая: "Блажен
ты, Павел!" И вопросил я ангела: "Кто он, господин мой?" И сказал он мне:
"Человек сей - Ной, живший во времена потопа". Когда же приветствовали
мы друг друга, спросил я его: "Кто ты?"
1 Манассия - царь Иудейский,
сын и преемник Езе-кии (4 Цар. 20:21). Согласно преданию, по его приказу
был перепилен деревянной пилой пророк Исайя.
2 О мученическом конце Иеремии в Писании ничего не сказано.
Существовало предание, что он был побит камнями в городе Тафнисе.
3 Ко всей главе 49 ср. Евр. 11:37.
И сказал он мне: "Я - Ной, ста лет отроду
построивший ковчег; и не снимал я хитона, который носил, и не стриг волос,
но, упражняясь в воздержании, не приближался к жене своей, и вот, к ста
годам хитон мой не порвался, и волос головы не поредел, и не перестал я
пропове-дывать людям: "Покайтесь, ибо, се, грядет потоп". И никто не внял,
но все смеялись надо мною, не стыдясь беззаконий своих, пока не пришли
воды и не погубили всех".1
(51) И, оглянувшись, увидел я вдалеке еще двоих. И вопросил ангела:
"Кто они, господин мой?" И сказал он мне: "Люди сии - Енох и Илия". И подойдя,
приветствовали они меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий!"
И сказал я: "Кто вы?" В ответ же Илия пророк сказал мне: "Я - Илия пророк,
вознесший молитву к Богу, и сделал Он так, что три года и шесть месяцев
не сходил дождь на землю за нечестие сынов человеческих.2 Часто
тогда ангелы взывали к Богу, прося дождя. И услышал я [как сказал Он им]:
"Будьте долготерпеливы до тех пор, пока возлюбленный мой Илия не вознесет
молитву, и Я ниспошлю дождь на землю..."...3
1 Быт. 6-7; ср. Книги Сивилл
I, 125-209.
2 Ср. 3 Цар. 17-18.
3 Обрыв текста. На беседе Павла с Илией заканчиваются
почти все известные рукописи.
Примечание
Апокриф основан на тексте Второго Послания к Коринфянам (глава 12),
который молено было истолковать таким образом, что апостол Павел сам побывал
на небесах при жизни.
Памятник относится к концу IV в. по Р. X. Был очень популярен в средние
века. Греческих рукописей сохранилось мало, но имеется ряд восточных версий
(сирийская, коптская и эфиопская), а также латинская версия ("Видение Павла"),
которая считается лучшей.
В описании мук ада автор следует Откровению Петра.
Греческая, латинская и сирийская версии обрываются на речи пророка
Илии; коптская версия имеет длинное продолжение, вероятно, более позднего
происхождения.
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: Tischendorf С.
Apocalypses apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.
2001-2020 | Русская
апокрифическая студия | О студии
|