Армянское сказание об апостоле Ворфоломее
Оно не имеет ничего общего с латинскими "Страстями
апостола Варфоломея". И первоначально оно было написано в южных областях
Арменни на сирийском языке и лишь позднее переведено на древнеармянский.
Некоторые сведения о Варфоломее содержатся также и в других армянских апокрифических
сочинениях.
АРМЯНСКОЕ СКАЗАНИЕ О МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ВАРФОЛОМЕЯ
Главнейшим из святых апостолов - двенадцати ученикам, выпали в жребий
различные народы по сошествии на них в горнице Святого Духа
разделившимися огненными языками при дуновении ветра, дабы они обратили
землю в небо. Они приняли рукоположение старейшинства и власть отпускать
грехи и вязать, и творить знамения и чудеса, даровать разрешение
недугов, исцелять болезни, изгонять сатану, избавлять от грехов, освобождать
от рабства тления в свободу славы Сына Божья, ходить по заповедям Его,
дабы удостоиться обещанных даров благих, ожидающих нас там (т.е.
за гробом). По указанию Святого Духа они (т.е. апостолы) рассыпались по
разноязычным народам - проповедовать слово жизни и просвещать их через
возрождение святой купели и святой творческой силы Святого Духа.
Глава I
[Апостолы Варфоломей и Фома в Индии в городе Эдеме ]
И блаженный апостол Варфоломей, один из двенадцати, отправившись вступил
в выпавший ему жребий апостольства. При начале проповеди пришлось ему с
апостолом Фомой вступил в город, называемый Эдемом, недалеко от пределов
Индии. Он проник в середину - в самую населенную часть города, и сел у
одного источника, у которого кудесники ворожили, творили чары; где бесы
являясь принимали поклонение; где обращались к источнику, как к некоему
богу, и где во имя источника преподносились дары и жертвы. Здесь рассказывались
и такие басни: будто этот источник самому себе обязан своим началом, что
он питается силой трав, растений, семян различных деревьев, вкусом и благоуханием
разных цветов - и называли этот источник Дочерью Нила.
Случилось, что однажды собралось множество жителей города на жертвоприношение:
принесли золото, серебро, драгоценные каменья, дорогие одежды. При этом
бесы через отверстие источника издавали звуки, заставляли воду биться высоко,
покрывая ее пузырями, нагоняли ужас на зрителей и слушателей блеском огня
и ревом ветра. Между тем как совершались эти ужасы, (народ) возвысив голос,
громко призывал, как бога, источник по его имени, на помощь и на принятие
даров. Святой же апостол стоял в изумлении и в мыслях свои х печально дивился
заблуждению его и омерзительным делам, напрасному его старанию, неправильным
поступкам, бесполезной трате и тщетному воплю. Толпа нагих мужчин и женщин,
как гадины и отвратительные пресмыкающиеся, в грязных местах кишмя кишела,
чтобы выразить свое уважение источнику и обману бесов. Тогда блаженный
апостол направил свои шаги в середину толпы к источнику, снял с себя плащ,
покрывавший его, разостлал его по воде и, громким голосом произнося имя
Господа Иисуса Христа, сказал: "Да иссякнет этот источник на веки, да лишится
он силы всякой влаги!" И тотчас высох обильный поток воды и сделался как
камень. И гром перестал греметь, молния сверкать, ветер выть.
Бесы возопили, подняли крик, стали рыдать, говоря: "О Иисусе Назорей!
Долго ли будешь преследовать нас бедами, не давая нам жить в бездне вод
- в нашем обиталище? Ты изгнал нас со всей земли посредством креста Твоего;
и теперь через своих учеников теснишь нас, преследуешь, мучаешь до наступления
времени, нас ожидающего". Тогда святой апостол запретил им, говоря: "О
вы, скверные, злые человеконенавистники, враги праведности, учителя заблуждения!
Запрещаю вам во имя Господа нашего Иисуса Христа оставаться на этом
месте!". И тотчас они скрылись и пропали, как воск который не может устоять
против огня.
И многочисленная толпа, объятая ужасом, обратилась к апостолу, пала
перед святым вследствие великого чудесного события, совершавшегося у источника.
Некоторые пошли по окрестностям и стали разглашать великое изумительное
дело и дивные знамения, совершенные апостолом. Отовсюду стекались видеть
чудо; ибо издавна прославленный источник обильной воды мгновенно иссяк
и скрылся.
И многочисленных жителей города стала томить жажда. И, взяв камни, они
готовились бросить ими в апостола; но поражая ими сами себя, убивали друг
друга, вследствие чего из них погибло около тридцати душ. Тогда святой
апостол, приблизившись к умершим, положил на них руку и помолился: души
их возвратились к ним, и они встали живыми. Все они поспешили, привели
своих больных, одержимых злым духом, различными немощами и болезнями, расслабленных,
слепых, хромых, увечных, глухих, немых, лунатиков, словом - всех му чимых
различными болезнями; и он исцелял их. Тогда начал апостол проповедовать
им Евангелие Матвея последовательно; они же слушая радостно принимали святое
Евангелие. И вышел святой апостол за пределы города в ровное каменистое
место, стал на колени, начал молиться и благодарить за благодать, открывшую
их ум для разумения, внимания и принятия слова жизни, и для верования в
Господа Иисуса Христа - Он же истинный бог и жизнь вечная. И совершив там
знамение креста, воззвал он громогласно. И вот начала колебат ься земля
страшный удар грома, расселось то место и бить стал источник обильной,
приятной воды. Народ собрался там тихо и смиренно и предался радости. Апостол
ввел их в воду, окрестил и просветил светом Святого Духа. И по совершении
таинственной жертвы, приобщил их животворящего тела и крови Сына Божья
в отпущение грехов; ибо Он есть жизнь и хранитель, через которого мы обрели
веру в святую Троицу. И апостол поставил там иереев из убитых, но воззванных
им к жизни, и утвердил их в истинной вере.
Глава II
[В стране мидян и эламитов]
И отправился апостол в страны мидян и эламитов, где он не мог творить
чудес, потому что не был ими принят, за исключением немногих, которым проповедовал
он евангелие Матфея. Эти уверовали в его проповедь, покинули все богатство
мира сего и последовали за ним, и шли всюду, куда тот шел.
Глава III
[В сирийском городе Бостре]
На обратном пути он вступил в сирийский город Бостру . Случилось,
что когда он входил в город, несли одного умершего двенадцатилетнего отрока,
по имени Андроник, сына бострийского правителя. Множество плакальщиц при
звуках труб и лиры шло за ним. Они были разделены на хоры, били себя в
грудь, рыдали, проливая по нем обильные слезы. Апостол тотчас явился посреди
толпы, с простертой рукой подошел к гробу, в котором лежал умерший отрок,
и сказал: "Отрок, тебе говорю, встань во имя Господа нашего Иисуса Христа!"
И тотчас встал мертвец - и несшие его остановились. Толпа народа, взглянув
на лицо святого апостола, увидела, что пылающий огонь вылетел из уст его,
вошел в уста отрока, и тотчас ожил.
Народ единогласно воззвал: "Какой-то бог явился посреди нас!" И юноши,
взяв святого апостола, подняли его на руки, а другие спешили приносить
жертву и дары. Святой апостол высвободился из рук их, выбежал из среды
толпы, сказав громко: "Я - раб Господа Вседержителя и Сына Его Иисуса Христа,
и Духа Святого, именем которого ожил мертвый тот отрок. Я послан к вам
проповедовать евангелие царствия, дабы вы, приняв слово жизни, жили и обратились
от суетного вашего служения, которого вы держитесь по невежеству вашему
и неверию, и дабы вы познали единого истинного бога Господа нашего Иисуса
Христа, сотворившего небо и землю, море и все в них находящееся." И написал
он для них евангелие Матфея, которым он пользовался при проповедовании.
В продолжение трех дней едва удалось ему убедить народ не приносить ему
жертв. Тогда он окрестил отрока в просветление Святого Духа духовным
огнем и чистой водой вместе с его отцом правителем, со всею семьей и родственниками.
И назвал он отрока Матфеем по имени святого евангелиста, дав ему рукоположение
на проповедь.
Вышедшие из города за отроком, видя чудеса и то, что правитель со всеми
родственниками уверовал во Христа по слову и по знамениям святого апостола,
пришли добровольно и приняли крещение в Святого Духа и в смерть Господа
нашего Иисуса Христа через воду купели. И было в том городе семь капищ,
в которых стояли кованные и изваянные идолы Арея и Арамазда в рост человеческий.
Правитель, по повелению апостола, низвергнув разбил их и роздал неимущим
и нуждающимся . И много чудес совершил апостол над больными и недужными,
много изгнал бесов из города в глазах его жителей. И он воздвиг там алтарь
и оставил одного из своих учеников священствовать и юношу, получившего
рукоположение через освящение Святого Духа.
Глава IV
[В Германикии]
По утверждении их в святой вере, он отправился в Германикию , по жребию
избранному Святым Духом. И случилось, что со вступлением его туда, молва
о нем прошла по всей стороне; знамения и чудеса, совершенные святым апостолом
как солнечные лучи распространялись по лицу той земли – и все спешили к
нему, приносили страждущих различными болезнями; и сила Господняя была
при исцелении их. Одержимые недугами и мучимые бесом, сидя на перекрестках,
ожидали - не пройдет ли мимо апостол, чтобы им получить исцеление. Царь
той страны, услыхав молву о безмерных его чудесах, сильно вознегодовал;
послал своих рабов с приказанием заключить апостола в темницу на пять дней.
По прошествии пяти дней сел он на судейское место со своими вельможами
и главными германикийскими князьями, и приказал вести его.
Когда посланные пришли в темницу, вслед за ними толпа народа обступила
ее - тогда из темницы просиял сильный свет, подобный солнечному свету в
полдень. Страх напал на посланных, пришедших за святым мужем, чтобы вести
его на суд и в место пытки. Но они, объятые ужасом, поспешно возвратились
и рассказали царю и с ним присутствовавшим о великом чуде, ими виденном.
Тогда царь встал в великом гневе, встали с ним и вельможи; и дал он
приказание предать огню, зажечь темницу, чтобы сгорел святой муж божий.
Но он во все время нахождения в темнице молил Бога быть милостивым к своим
тварям и обратить их от заблуждения, погрузившего их в мрак неведения,
в бездну погибели, в дьявольский обман, и приведшего к поклонению созданиям
и делам собственных рук своих. И между тем как они вращали в уме своем
злой замысел против святого - разразился вдруг страшный гром, засверкала
молниия из облаков; все пали на землю, обезумев и став как бессловесные
животные, лишенные разума.
Святой же апостол, между тем вышел из темницы, возложил на каждого из
них руку, и они пришли в себя и стали на ноги; стали просить святого апостола
о помиловании, о ходатайстве его у Господа Бога о милости и даровании им
исцеления от поражения, их постигшего. Но святой муж божий сказал: "У кого
открыты глаза тела, тот видит только свет мира сего, но не истинный свет,
который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Если вы примете
мои слова, поверите проповеданию евангелия славы единородного Сына Божья,
которого я благовествую вам; то вы по вере вашей получите исцеление, которого
просите у Господа через мое ходатайство, души ваши будут спасены и унаследуете
свет чистейший и жизнь вечную, которую даст вам Сын Божий Иисус, если уверуете
в его имя несомненным исповеданием". В ответ они сказали: "Веруем в Бога
твоего, о котором ты с верой говоришь нам. Только бы не погибнуть нам,
а ты озаришь нас светом". И апостол, как везде, так и здесь возвестил евангелие
Матфея, пророчество Исайи, с толкованием притч, глубокомысленных мест в
пророчестве и в святом Евангелии. Тут же царь с вельможами и сатрапами
обратился к нему со словами: "Поспеши совершить возвещение евангельского
благовествования над нами - через крещение достигнуть, как ты говорил,
прощения грехов, царства небесного и исцеления от постигших нас поражений.
Не замедли спасением нашим; ибо после постигшего нас наказания, мы познали
теперь, что твой Бог есть Бог, и нет другого кроме Его; Ему мы будем служить
и повиноваться, ибо он есть истинный Бог и жизнь вечная и спаситель мира".
Тогда святой апостол повел их к ручью, который низвергался с небольшого
холма на юге, ввел в воду и окрестил их: отверзлись у них глаза и они увидели
Святого Духа, несущегося по воде в виде тихого ветра и прозрачного света;
Он озаряя облек их в свет, как в одежду. Апостол немедленно воздвиг
алтарь: накормил их от небесного хлеба и от крови Сына Божья. Помолившись,
он положил на них руку, дабы они оставались твердыми в вере, ими полученной
и в свете, которым озарил их Дух Святой. Они же просили святого апостола
пробыть с ними и пасти их и быть неразлучным. Но он сказал в ответ: "И
другим городам надлежит мне благовествовать; ибо Христос сказал: "Идите
ко всем язычникам, крестите их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Итак,
сам Христос, в которого вы уверовали и просветились, приняв печать через
Духа Его, да будет с вами; мы же, которым Он поручил язычников, должны
исполнить Его повеление".
Глава V
[В земле парфян, мидян, и эламитов]
Отсюда святой муж отправился и прибыл в землю парфян, и мидян, и эламитов
- и возвещал им слово жизни. Многие из парфян обратились к Господу сил
вследствие знамений, чудес и различных исцелений от болезней, по милости
Господа, через посредство святого апостола. Здесь он, просветив многих,
пошел в страны парсов и магов; и начал свою проповедь обычным изложением
учения по евангелию Матфея, причем он не оставил без внимания и учения
магов. Дойдя до места их служения огню, которому они служили по закону
магов, обратясь к востоку, воздел руки против солнца, которому они поклонялись,
остановил его, и силу лучей его умалил до шестого часу дня. И знамение
с неба: огненный столб стал посреди храма огня для обличения их через страх
и изумление в поклонении Гелиосу, Сепу, Арею и Прену (?). Не смотря на
великие чудеса и на дивные знамения, бывшая свыше, они не устрашались,
но продолжали поклоняться стихиям, гордо держась суетного своего баснословия.
Апостол просветил только восемь душ, которых и вывел из Среды погибшего
варварского народа.
Глава VI
[В армянской области Гохтен]
И он отправился в армянскую область Гохтен, поспешая вступить
в жребий Фаддея, по велению Духа Святого. Здесь он стал проповедовать слово
жизни, которое было принято с великой готовностью, радостью, покорностью,
и просветились крещением купели. Апостол оставил здесь иереев из тех магов,
которые были его учениками и через которых Бог совершил много знамений
во всех местах, куда доходили их стопы. Многих они обратили к Господу от
суетного их культа; вследствие чего благодать апостольства почила
на них. На 29-м году царствования Санатрука вступил святой апостол Варфоломей
в Армению по повелению Святого Духа, избравшего их (апостолов) на апостольство
язычников. Фома, по данному ему попечительству, написал Варфоломею, чтобы
он позаботился о проповедовании Евангелия царствия как тут, так и всюду,
вместо апостола Фаддея, который был один из семидесяти.
Глава VII
[В Гер-и-Заревандской области Армении]
Святой апостол по прибытии к холму Арташскому, встретил одного из двенадцати
- Иуду Иаковлева. На месте, где они встретились, они поставили знамение
креста Господня; после чего расстались друг от друга с великой радостью.
Иуда отправился в свои места, между тем как Варфоломей вступил в Гер-и-Заревандскую
область Армении, где совершил знамения и чудеса над больными, изгнал много
бесов, многих просветил, утешая их учением святого Евангелия: возложил
на них обязанность быть твердыми в вере, которую они принял и: и они остались
верны (данному обещанию). И возложив руку на каждого из них, он поручил
их божьей благодати, а сам отправился в Урбианос - город Армении . Здесь
приходили к нему все одержимые различными болезнями и страданиями: он всех
исцелил и просветил крещением святой купели.
Молва о нем дошла до Огохи, сестры царя Санатрука, племянника
Абгара (по сестре). Она пришла в нему тайком и услышав от него слово жизни,
уверовала в Господа нашего Иисуса Христа со всеми своими. Она сбросила
с себя мирскую славу и, облекшись в монашескую одежду, следовала за ним
всюду, как ученица апостола. Царь, узнав о случившемся, возгорел гневом,
как кровожадный зверь разъяренный, и отправил тысяченачальника Терентия
в сопровождении его свиты. Тысяченачальник, по повелению царя, придя к
апостолу, и увидав святого мужа, сжалился над ним; апостол же стал проповедовать
ему Евангелие царствия, - и Господь открыл его ум для разумения слов его.
Сам Терентий одержим был проказой: святой апостол взял и окрестил его ночью.
И вот светлое облако осенило то место, и огненный свет объял освящающую
купель. С выходом его (тысяченачальника) из воды, спала с него кожа, отвердевшая
как древесная кора или виноградный лист - и свет облек его как одежда.
При виде совершившихся чудес, многие уверовали в Господа. Когда же молва
о чудесах дошла до царя, то он пришел в невыразимый гнев, и тотчас отправил
другого сановника (с приказанием) немедленно покончить с ними, чтобы не
последовал за ними народ. Взяли святого апостола вместе с девой, тысяченачальником
и другими их последователями и представили в судилище. В продолжение целого
часа били святого апостола скорпионами и считали его уже умершим, и потому
повлекли его за город и бросили там. Но святой апостол был жив, силою и
могуществом своего Господа, на которого на деялся. Так он лежал три часа;
между тем множество народа из города и прилежащих местностей, толпившись,
обступило его. По истечении трех часов зашевелилась у него рука; бросились
к нему, схватили его - он приподнялся и сел. И, воздев руки к небу, сказал:
"Господи Боже, Отец Господа нашего Иисуса Христа! Не выпускай из рук своих
сей жребий ради Фаддея, Фомы и Иуды и меня Варфоломея, положивших столько
попечений на сию страну; да не будет она попрана врагом: но даруй ей благодать
твоей милости, дабы она отвратилась от поклонения суетных идолов и от неведения
своего неверия. Дай ей пастыря и начальника, через которого она познала
бы Тебя, единого истинного Бога, и посланного тобою Иисуса Христа. Меня
же прими, Господи! И сохрани сих верующих в Тебя!" Едва он кончил, как
задрожало место (где он находился) и вот светлая дуга раскинулась над святым;
он же, взглянув вверх на небо, отдал душу. И распространилось благоухание.
Показалось, что святой апостол Фаддей в образе телесном шел ему на встречу:
и оба они обратно пошли туда, откуда шел святой муж божий, Фаддей. И ужас
объял всех, и в тот день уверовали около двух тысяч душ. Все прославляли
Бога за все, что совершилось. И в продолжении двенадцати дней над телом
(апостола) дугообразно стоял свет.
Блаженную Огохи и тысяченачальника и многих других (царь) приказал предать
мечу. Тело святого апостола положили в том же самом месте, также и прочих
мучеников во славу всесвятой Троицы. Когда же загремел гром, глухие стали
слышать, слепые прозрели, немые заговорили - и исцелились от своих недугов
все, уверовавшие в Господа нашего Иисуса Христа через посредство святого
апостола Варфоломея. И верующие, воздев свои руки, единогласно стали прославлять
Господа нашего Иисуса Христа, которому купно с Отцом и Святым Духом подобает
слава, и честь, и владычество ныне и присно и во веки веков. Аминь.