Послание Дионисия Ареопагита к Поликарпу
Глава 1
1 Я никогда не состязался ни с эллинами, ни с кем другим в той
мысли, что для людей добрых довольно узнать и сказать истину, как она есть
сама в себе.
2 Ибо когда закон истины верно покажет и ясно откроет существо
дела, то все несообразное с ним и только носящее вид истины тотчас обнаружится,
обнаружит отличительную черту свою, свою противозаконность, свою личину.
3 Поэтому раскрывающий истину вовсе не имеет нужды состязаться
с теми или другими противниками,
4 ибо каждый говорит, что именно он обладает царской медалью,
хотя у иного находится, может быть, только обманчивое подобие какой-нибудь
малейшей частицы истины.
5 Попытайся обличить это заблуждение – вдруг один за другим начнут
спорить с тобою.
6 Но когда слово истины будет положено твердо и останется непоколебимым,
несмотря на противоречие других слов, то все, что с ним несогласно, падет
само собою – по причине самой непоколебимости истины.
7 Будучи уверен в справедливости этой мысли, я не спешил говорить
с эллинами и с другими: для меня достаточно, если бы только Бог дал, во-первых,
узнать истину, во-вторых, как должно, высказать ее.
8 Между тем, ты говоришь, что софист Аполлофан порицает меня
и называет отцеубийцей за то, что и непризнательно пользуюсь греческим
образованием против греков.
9 Вопреки этому обвинению можно бы сказать с большей справедливостью,
что именно греки непризнательно пользуются божественным против божественного,
когда Божией мудростью стараются разрушить Божию же религию.
10 Это говорю я, конечно, не о мнениях простого народа, который,
материально и буквально принимая вымыслы поэтов, служит более твари, нежели
Творцу, –
11 нет, я говорю, что сам Аполлофан непризнательно пользуется
божественным против божественного,
12 потому что знание сущего, которое он правильно называет философией,
а божественный Павел – мудростью Божией, должно бы возводить истинных философов
к Причине как бытия сущего, так и познания его.
Глава 2
1 Если Аполлофан заботится более о раскрытии справедливости собственного
мнения, нежели о показании несправедливости чужого, то не может не знать,
как мудрец, что нельзя предположить никакой перемены в устройстве и движении
неба без воли Творца,
2 Который и дал ему бытие, и сохраняет его, и является причиной
его движения, – Который, по свидетельству Священного Писания, все созидает
и изменяет.
3 Почему же Аполлофан не благоговеет перед Тем, Который уже и
в этом отношении является истинным Богом всяческих?
4 Почему он не удивляется этой всемирной Причине и неизреченному
Ее могуществу?
5 Ее дивной силой и распоряжением солнце и луна вместе со всей
вселенной некогда приведены были в совершенную неподвижность,
6 так что в течение целого дня все оставалось под теми же созвездиями,
и, что еще удивительнее, тогда как первостепенные сферы, в которых заключаются
прочие, продолжали вращаться, содержащиеся в них сферы стояли неподвижно.
7 Ее же силой почти устроен был другой день, так что в продолжение
всех двадцати часов или вселенная совершила противоположное шествие и обратные
круговращения,
8 или солнце, сократив свое пятиповоротное движение в десятичасовое
время, в продолжение других десяти часов исполнило то же самое движение
каким-то новым путем.
9 Это явление так изумило вавилонян, что они, признав Езекию
как бы равным Богу и гораздо высшим человека, покорились ему без сражения.
10 Я уже не говорю о дивных событиях, совершившихся в Египте,
о божественных знамениях, произведенных в других местах; я упоминаю только
о тех небесных явлениях, которые всеобщи, известны везде и всем.
11 Аполлофан, конечно, скажет, что все это несправедливо, но
это сохранилось в священных сказаниях персов, и маги доныне празднуют память
тройственного Митры.
12 Впрочем, он не верит этому, может быть по незнанию или неопытности;
напомни же ему по крайней мере о затмении, бывшем при распятии Иесуа Христа;
13 тогда мы оба находились в Илиополе и своими глазами смотрели
на дивное совпадение солнца и луны (этому совпадению в то время быть не
следовало),
14 а потом видели, как луна, вдруг отделившись от солнца, с девяти
часов до вечера стояла против него и опять вполне освещалась его лучами.
15 Напомни ему также и о другом обстоятельстве: что это совпадение,
как обычно, началось с восточной дуги солнца и продолжалось в противоположной
его оконечности,
16 а потом луна вдруг обратилась назад и очистила прежде не ту
сторону, которую сначала закрыла, а противоположную ей (западную).
17 Вот явления, в то время происшедшие, – такие явления, которые
могли быть произведены одним Христом, Высочайшей Причиной всякого бытия,
совершающей великие и дивные чудеса, им же несть числа!
18 Скажи Аполлофану, если нужно, все это и, если можно, обличи
его с тем, что тогда он со мною и вместе был, и вместе смотрел, и вместе
разсуждал, и вместе удивлялся;
19 тогда он даже проникнут был как будто духом пророчества и,
обратившись ко мне, говорил: "Любезный Дионисий! Это изменение порядка
есть дело Божие!"
20 Того, что я теперь сказал, для письма довольно, а чего недостает,
дополнишь сам, и этого во многом мудрого мужа совершенно обратишь к Богу.
21 Может быть, он и не откажется признать с кротостью сердца
истину нашей веры, стоящую выше всякой мудрости человеческой.