Галеново на Гиппократа
Апокриф "Галеново на Гиппократа" - один из интереснейших образцов
неканонической письменности. К сожалению, памятнику повезло меньше, чем
другим апокрифам: ни детальная история его бытования, ни рукописные списки,
ни идейно-мировоззренческое содержание апокрифа специально еще не изучались.
До сих пор остаются неясными вопросы происхождения текста и непосредственные
источники воспроизведенных в неканоническом трактате идей. Нет ясного представления
о путях проникновения этого памятника в древнерусскую культуру и о причинах
востребования столь необычного для древнерусской культуры текста. Хочется
надеяться, что это неканоническое произведение привлечет к себе внимание
источниковедов, которые проведут столь необходимую для историков культуры
работу по выявлению списков апокрифа, их фрагментов в сборниках смешанного
содержания и, возможно, установят редакции, варианты, а также взаимоотношения
между ними. Большая работа предстоит по идентификации текстов с их возможными
авторами и в направлении смыслового анализа содержания памятника.
По данным ранних рукописей, в составе которых обнаружен текст "Галеново
на Гиппократа", время появления памятника в древнерусской переводной письменности
предварительно можно датировать XV столетием. Помещение в рукописные сборники
полных и сокращенных вариантов "Галеново на Гиппократа", а также распространение
в древнерусской письменности небольших фрагментов.
Галеново на Гиппократа
Мир составился из четырех первоэлементов: из огня, из воздуха, из земли
и из воды1 . Создан же был и малый
мир, то есть человек, [также] из четырех элементов2
: из крови, из мокроты, из красной [и черной] желчи. Ибо кровь по виду
- красная, а на вкус - сладкая. [Кровь] подобна воздуху, [как и он], -
теплая и мокрая. Флегма же, то есть мокрота, - на вид белая, на вкус соленая.
Подобна [она] воде, ибо мокрая и холодная. Красная желчь на вид желтая,
на вкус же горькая. [Она] подобна огню, ибо [как и он] - сухая и теплая.
Черная желчь - на вид черная, на вкус кислая. [Она] подобна земле, ибо
сухая и холодная3. Когда эти элементы
умаляются, или умножаются, или накапливаются выше меры своей, или, изменившись
и отступив от своих мест, проникают в необычные места, - многообразно и
многоразлично создают человеку болезни.
[Теперь] скажем, где и в каких местах они находятся [у человека]. Мокроте,
[например], подобает быть под селезенкой. При дыхании исходит [мокрота]
через рот и ноздри. Кровь же находится [у человека] около сердца за преградой,
откуда [она] разделяется и проходит через вены и артерию. И когда она увеличивается,
[то] просачивается и исходит через нос, ибо нигде в другом месте не может
выйти, поскольку не имеет другого пути. Красная желчь находится [у человека]
под печенью в присоединенном к печени пузыре. [У человека] при дыхании
желчь [исходит] сквозь уши. Сера же, которую удаляем из ушей, - это красная
желчь. Черная желчь [находится] под селезенкой в прикрепленной внутри мошоночке.
Она исходит через глаза. Ибо то, что жжет, выходя из глаз, - это черная
желчь.
Когда вышеназванные элементы пребывают во взаимном соответствии, - [организм]
здоров. Ибо у всякого человека вышеназванные элементы в разном возрасте
по-разному растут и множатся. Больше всего в отроческом [возрасте], до
14 лет, увеличивается кровь, ибо [ей свойственно умножаться] весной: в
марте, апреле, мае. Поэтому она [кровь] мокрая и теплая. У человека до
30 лет умножается красная желчь, [потому что ей свойственно умножаться
летом], то есть в июне, июле, августе, потому что оно [лето] - тепло и
сухо. [У человека] в возрасте 45 лет умножается черная желчь, [ибо ей свойственно
умножаться] осенью, то есть в сентябре, октябре, ноябре, потому что, [как
и осень, черная желчь] сухая и холодная. В старом же, 80-летнем, возрасте
умножается флегма, то есть мокрота, потому что она, как и зима, холодна
и мокра. [Как следствие], у детей характер горячий и легкий под влиянием
крови. И из-за этого [они] иногда играют, иногда смеются, а если плачут,
то скоро утешаются. У юношей же характер пылкий и страстный под влиянием
красной желчи, и из-за этого они более быстрые и вспыльчивые. У человека
в зрелом возрасте характер сухой и холодный под влиянием черной желчи,
и поэтому эти люди более суровые и крепкие. У старого же [человека] характер
холодный и податливый под влиянием мокроты. Поэтому [также] они печальные,
и дряхлые, и медлительные, и беспамятные. И когда они гневаются, [то долго]
остаются неутешны. И вот знай, что кровь сделает душу милостивой и податливой,
мокрота же, то есть флегма, - медлительной и забывчивой. Красная желчь
- честной и благопристойной.
Распознаются поводы и причины болезней. Во-первых, по возрасту: если
отрок болен, то виновата кровь, если юноша - красная желчь, если старый
человек - виновата флегма. Во-вторых, причины распознаются и от времени
[года]: если осень - черная желчь виновна, если же зима - мокрота повинна.
А чтобы помнить и быть мудрыми - это зависит от хороших свойств тыла, то
есть по имеющему теплый и студеный тыл. Забвение бывает от студеного тыла,
от огненных же и жгучих вещей бывает безумие. От огненного начала исходит
безумие и жар, [который], поднимаясь к голове, делает человека безумным,
вводя его в иступление. [В этом случае] необходимо смешанными [разными]
маслами, как говорит Гиппократ, помазать тело, [употребляя для этого] розовое
масло и подобные ему. Искривление бывает глазу, или губам, или человеку
- и это от студеного естества, что идет от тыла. В этом случае подобает
очищать через ноздри, а снаружи огненными парами действовать на голову.
Сколько страданий бывает человеку [от болезней, которые] имеют начало
в желудке. Или болезнь от глаз, болезнь зубов, болезнь горла, жар, удушье,
болезнь ушей, осиплость <...> и подобные этим [болезни]. [Например],
имеются на голове швы, но бывает и такая [голова], которая не имеет швов
", и та есть здоровая.
Прямые волосы на голове бывают от большого количества мокроты, что
в голове. Кудрявая же [голова] бывает от тепла, которое в ней. Рыжие волосы
- от красной желчи, черные - от черной и студеной мокроты, плешивость -
если уменьшается влажность, питающая волосы. Если боли бывают в голове
- [то это] от желудка зависит или же от железы [зависит], бельмо на глазу,
болезнь зубов, в боку отек (то есть так называемая шишечка[?]).
Бороду характеризуют [следующие качества]: широкая, длинная, маленькая,
средняя <...> это скудная борода. И такая скудная [борода бывает] от
уменьшения влаги, питающей волосы.
Чувств же в человеке пять - зрение, обоняние, слух, вкус и осязание.
Зрение - от эфира, обоняние - от воздуха, слух - от огня, вкус - от влаги,
осязание же - от земли.
Вопрос: "Сколько частей у души?" Ответ: "Три - словесная, яростная и
желающая".
Вопрос: "Когда бывает здоровым человек, а когда он болеет?" Ответ:
"Здоровым бывает [человек], когда вышеназванные [четыре стихии] сочетаются
по силе, то есть находятся в равенстве, равновесии [и] полном покое".
Вопрос: "Что такое здоровье?" [Ответ]: "Здоровье [человека] - это хорошее
сочетание первоэлементов, из которых составлено тело: теплого, сухого,
холодного, влажного".
Вопрос: "Что такое врач?" Ответ: "Врач - это слуга природы и помощник
в болезнях. Настоящий врач - это [тот], кто способен искусно видеть и делать,
а превосходнейший [врач] - это тот, кто лечит правильно. Лечение - это
искусство: профилактика - для здоровых, исцеление - больным".
Человек имеет пять частей в теле: руки - две, ноги - две и голову.
Элементов [которые характеризуют человека] - 12: темя, уши, глаза, нос,
рот, груди, руки - две, туловище, колени, ноги - две.
Имеет же и год четыре составные части: весна, лето, осень, зима.
Весна начинается с 24 марта и [продолжается] до 24 июня. [В это время]
бывает умножение крови. [Тогда] необходимо пускать кровь и делать очищение
желудка, [применяя] слабительное. Пища же [в это время] - овощи теплые.
[Следует] избегать пресыщения рыбой, и вина теплого, и ужина позднего.
Лето же начинается с 24 июня [и продолжается] до 24 сентября. [В это
время] бывает умножение черной желчи, [поэтому необходимо] себя успокаивать
и не есть много, остерегаясь острого. Пить следует воду холодную, поздних
ужинов избегать, есть [следует] немного холодной рыбы, [при этом] очищения
желудка и пускания крови [следует] избегать.
С 24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря.
[В это время] следует избегать употребления в пищу овощей, холодной воды,
большого количества вина и [остерегаться] утренних заморозков, не раздеваться,
если и душно будет, беречь себя от гнева и ярости, [а также] от пресыщения
пищей. [Следует] пускать кровь и очищать желудок, [применяя] слабительное,
когда умалится луна.
С 24 декабря начинается зима, [которая продолжается] до 24 марта. [В
это время] умножается флегма, то есть мокрота. [В это время] следует есть
все, что имеет теплоту, а именно: горчицу, редьку, лук, лук-порей, перец,
имбирь, мускатные орешки. Пить же [надобно] горячую воду с медом и с володым
вином вареным, что называется ипсимо (то есть сыта). [Следует] остерегаться
пресыщения (переедания), [употребления] сырой рыбы, злаков (хлеба) и позднего
ужина.
Галеново на Гиппократа
Мир из четырех веществ составился: из огня, из воздуха, из земли и из
воды. Составлен же был и малый мир, то есть человек, [также] из четырех
элементов, то есть: из крови, из мокроты, из красной желчи и из черной.
Ибо кровь по виду красная, по вкусу же - сладкая. [Она] подобна воздуху,
как [и он], - мокрая и теплая. Флегма4
же, которая есть мокрота, по виду белая, по вкусу же соленая. [Флегма]
подобна воде, ибо мокрая и холодная. Красная желчь по виду желтая, по вкусу
горькая. [Она] подобна огню, ибо тот сухой и теплый. Черная желчь по виду
черная, по вкусу кислая. [Она] подобна земле, ибо сухая и холодная. Чувств
же у человека - пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение -
от эфира, обоняние - от воздуха, вкус же - от мокрого, осязание же - от
земли.
Вопрос: "Сколько частей у души?" Ответ: "Три - словесная, яростная и
желающая".
Человек имеет пять частей в теле: руки - две, ноги - две и голову.
Элементов же [человеческого тела] - двенадцать: темя, уши, глаза, ноздри,
рот, груди, руки, туловище, колени, ноги.
Имеет же части и год: весна, лето, осень и зима.
Весна начинается с 24 марта [и продолжается] до 24 июня. [В это время]
бывает умножение крови. Следует [при этом] пускать кровь и делать очищение
желудка, [используя] слабительное. При этом в пищу следует употреблять
овощи теплые. [Следует] избегать пресыщения рыбой, вина теплого и ужина
позднего.
Лето начинается с 24 июня и [длится] до 24 сентября. [В это время]
бывает умножение черной желчи, [поэтому] следует [в это время] себе давать
покой и не есть много, предохранять себя от всего острого и пить следует
воду холодную. Также ужинов [подобает] поздних избегать. [В это время подобает]
есть немного рыбы холодной, [делать] очищение желудка и [при этом] избегать
пускания крови.
С 24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря.
[В это время] подобает избегать [обильного] употребления овощей, холодной
воды и большого количества вина. А также внутренних охлаждений [надо избегать,
то есть в это время] не следует раздеваться, если даже и душно будет. [Надо]
охранять себя от гнева и ярости и от всякого излишества пищи. [В это время
следует] пускать [себе] кровь и очищать желудок от съеденного, [используя]
слабительное, когда умалится луна.
С 24 декабря начинается зима, [которая продолжается] до 24 марта. [В
это время] умножается флегма, то есть мокрота. [Тогда же] подобает есть
[такую пищу, которая] имеет теплоту, а именно: горчицу, редьку, лук, лук
белый, лук-порей, перец, имбирь, мускатные орешки. Пить же [надобно] горячую
воду с медом и с молодым вином вареным, что называется варево ". [Следует]
остерегаться пресыщения пресными рыбами, овощами и позднего ужина.
Галеново на Гиппократа
Мир из четырех веществ составился: из огня, из воздуха, из земли и из
воды. [Также] создан был и малый мир, то есть человек, из четырех элементов:
из крови, из мокроты, из красной желчи и из черной.
О широте и долготе Земли. Земля имеет расстояние от востока до запада
25 десятков тысяч стадий5 , от севера
же до юга - двенадцать с половиной десятков тысяч. Ибо вдвое долгота больше
широты.
О стадиях и о поприщах6 . Стадий
имеет саженей7 100, поприще
же саженей 750. Одно поприще [имеет] семь с половиной стадий. Ибо это мы
от землемеров узнали. Насколько отстоит небо от верхней поверхности Земли,
настолько [оно] отстоит от нижней поверхности; и [точно так же] на востоке,
и западе, и севере, и юге.
Отовсюду отстоит Земля от неба и не соприкасается с ним, небо же отстоит
от Земли на расстоянии 365 десятков тысяч поприщ. [Это расстояние] проходит
человек, [как свидетельствуют] халдеи8
, за 500 лет. То же расстояние отделяет небо от Земли и вокруг нее. Об
этом сообщили астрономы и геометры.
Примечания
1. Учение о четырех стихиях как первоэлементах и основах бытия
впервые в наиболее полном виде было разработано Эмпедоклом и оказалось
столь популярным, что с различными модификациями воспроизводилось как античными,
так и средневековыми мыслителями. Теория первоэлементов играла едва ли
не ведущую роль в рассуждениях как Гиппократа, так и Галена. К сожалению,
конкретный источник апокрифической редакции, передающей это учение как
бы от лица Галена, остается пока неясным. Учение о четырех стихиях встречается
и в ортодоксальных, и в еретических текстах, которые кардинально отличаются
друг от друга концептуальными религиозно-мировоззренческими трактовками
античной первоосновы.
2. Прямое уподобление человека «малому миру" (то есть микрокосмосу)
встречаем в апокрифическом сказании о сотворении Адама в одном из вариантов
апокрифической «Беседы трех святителей". Правда, уподобление микрокосмоса
макрокосмосу имеет здесь мифологическую окраску, ибо тело человека, как
и тело мифического первопредка, отождествляется с частями Вселенной. В
апокрифических текстах о создании Адама хотя прямо и не говорится о том,
что первый человек представляет собой малый мир, уподобленный большому,
но реально повествуется о соотношении частей тела сферам мироздания. Обычно
восемь частей, из которых создается Адам, уподобляются одновременно и четырем
стихиям, и космическим сферам. Аналогичные воззрения получили распространение
не только в христианском мире, но и на мусульманском Востоке: «Буквальное
отождествление первого человека со Вселенной мы встречаем в одной из средневековых
мусульманских легенд, где рассказывается, что после того, как Бог за сорок
дней... сотворил Адама, дьявол через рот проник в его тело. Внутри он обнаружил
целый „малый мир" подобный „большой" Вселенной. Голова Адама состояла из
семи сфер, его тело было землей, волосы деревьями, кости и жилы горами
и реками. Подобно тому, как в природе существуют четыре времени года, так
и внутри Адама оказались четыре стихии - жар, холод, влага и сушь, образованные
черной и желтой желчью, флегмой и кровью" (Евсюков В. В. Мифы о Вселенной.
Новосибирск, 1988. С. 85-86. В приведенных примерах налицо компромисс между
мифологической, философской и библейской концепциями. Существуют тексты,
в которых говорится о составе человеческого тела от четырех стихий (РНБ.
Соловецкое собр. № 65/711. Л. 59 об.). В них, так же как и в апокрифе,
речь идет о составе человеческого тела вообще - в абстрактном смысле. С
одной стороны, налицо большая степень обобщения, с другой - совершенно
явное обособление от мифологической и, главное, от библейской точки зрения.
Очевидное отступление от религиозной трактовки бытия за счет философизации
текста - типичная черта комментируемого памятника.
3. Согласно принципу параллелизма, каждой стихии макрокосмоса
уподобляется одна из четырех жизненных жидкостей в человеке - микрокосмосе:
кровь - воздуху, ибо мокрая и теплая, флегма - воде, ибо мокрая и холодная,
красная желчь - огню, ибо она суха и тепла, черная желчь - земле, ибо она
суха и холодна. По сути дела, речь идет о телесных эквивалентах стихий
и их качествах. Античное учение о единстве мироздания выглядело более просто
и строго. Через каппадокийскую традицию идеи греческих философов были воспроизведены
богословами, в частности популярным на Руси Иоанном Дамаскином: «Должно
же знать, что есть четыре стихии: земля, которая - суха и холодна; вода,
которая - холодна и влажна; воздух, который - влажен и горяч; огонь, который
- горяч и сух. Подобным образом есть также и четыре влаги, которые соответствуют
четырем стихиям: черная желчь, которая соответствует земле, ибо она - желчь
- суха и холодна; слизь, соответствующая воде, ибо она - слизь - холодна
и влажна; кровь, которая соответствует воздуху, ибо она влажна и горяча;
желтая желчь, которая соотвествует огню, ибо она - горяча и суха. Плоды,
конечно, состоят из стихий, а влаги (или соки) - из плодов, тела же живых
существ - из влаг, и в них разрешаются" (Точное изложение православной
веры. М.; Ростов-на-Дону, 1992. С. 154). С богословской точки зрения, человек
через стихии имеет родство со всей неживой природой, над которой он возвышается
в силу своей двусоставной сущности (тело - душа): «Должно знать, что человек
имеет общее с неодушевленными предметами и участвует в жизни бессловесных
существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными
предметами он имеет общее со стороны своего тела, также потому, что он
соединен из четырех стихий.
4. Флегма от греч. - слизь, мокрота.
5. Стадий (стадие, стадия) - от греч. - 'мера длины с несколько
меняющейся протяженностью'
6. Поприще - 1) 'расстояние, соответствующее длине греч. стадия
(ок. 185 м); путевая мера'; 2) 'расстояние, соответствующее длине римско-греч.
мили (ок. 1480 м)'
7. Сажень - 'русская мера длины, равная 2,134 метра'.
8. Халдеи - одно из семитских племен, жившее в Южной Месопотамии
в 1-й половине I тысячелетия до н. э.