Русская апокрифическая студия

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм
Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования | Ссылки | Гостевая книга

Галеново на Гиппократа

Апокриф "Галеново на Гиппократа" - один из интереснейших образцов неканонической письменности. К сожалению, памятнику повезло меньше, чем другим апокрифам: ни детальная история его бытования, ни рукописные списки, ни идейно-мировоззренческое содержание апокрифа специально еще не изучались. До сих пор остаются неясными вопросы происхождения текста и непосредственные источники воспроизведенных в неканоническом трактате идей. Нет ясного представления о путях проникновения этого памятника в древнерусскую культуру и о причинах востребования столь необычного для древнерусской культуры текста. Хочется надеяться, что это неканоническое произведение привлечет к себе внимание источниковедов, которые проведут столь необходимую для историков культуры работу по выявлению списков апокрифа, их фрагментов в сборниках смешанного содержания и, возможно, установят редакции, варианты, а также взаимоотношения между ними. Большая работа предстоит по идентификации текстов с их возможными авторами и в направлении смыслового анализа содержания памятника.
По данным ранних рукописей, в составе которых обнаружен текст "Галеново на Гиппократа", время появления памятника в древнерусской переводной письменности предварительно можно датировать XV столетием. Помещение в рукописные сборники полных и сокращенных вариантов "Галеново на Гиппократа", а также распространение в древнерусской письменности небольших фрагментов.
 
 

Галеново на Гиппократа

Мир составился из четырех первоэлементов: из огня, из воздуха, из земли и из воды1 . Создан же был и малый мир, то есть человек, [также] из четырех элементов2 : из крови, из мокроты, из красной [и черной] желчи. Ибо кровь по виду - красная, а на вкус - сладкая. [Кровь] подобна воздуху, [как и он], - теплая и мокрая. Флегма же, то есть мокрота, - на вид белая, на вкус соленая. Подобна [она] воде, ибо мокрая и холодная. Красная желчь на вид желтая, на вкус же горькая. [Она] подобна огню, ибо [как и он] - сухая и теплая. Черная желчь - на вид черная, на вкус кислая. [Она] подобна земле, ибо сухая и холодная3. Когда эти элементы умаляются, или умножаются, или накапливаются выше меры своей, или, изменившись и отступив от своих мест, проникают в необычные места, - многообразно и многоразлично создают человеку болезни.

[Теперь] скажем, где и в каких местах они находятся [у человека]. Мокроте, [например], подобает быть под селезенкой. При дыхании исходит [мокрота] через рот и ноздри. Кровь же находится [у человека] около сердца за преградой, откуда [она] разделяется и проходит через вены и артерию. И когда она увеличивается, [то] просачивается и исходит через нос, ибо нигде в другом месте не может выйти, поскольку не имеет другого пути. Красная желчь находится [у человека] под печенью в присоединенном к печени пузыре. [У человека] при дыхании желчь [исходит] сквозь уши. Сера же, которую удаляем из ушей, - это красная желчь. Черная желчь [находится] под селезенкой в прикрепленной внутри мошоночке. Она исходит через глаза. Ибо то, что жжет, выходя из глаз, - это черная желчь.

Когда вышеназванные элементы пребывают во взаимном соответствии, - [организм] здоров. Ибо у всякого человека вышеназванные элементы в разном возрасте по-разному растут и множатся. Больше всего в отроческом [возрасте], до 14 лет, увеличивается кровь, ибо [ей свойственно умножаться] весной: в марте, апреле, мае. Поэтому она [кровь] мокрая и теплая. У человека до 30 лет умножается красная желчь, [потому что ей свойственно умножаться летом], то есть в июне, июле, августе, потому что оно [лето] - тепло и сухо. [У человека] в возрасте 45 лет умножается черная желчь, [ибо ей свойственно умножаться] осенью, то есть в сентябре, октябре, ноябре, потому что, [как и осень, черная желчь] сухая и холодная. В старом же, 80-летнем, возрасте умножается флегма, то есть мокрота, потому что она, как и зима, холодна и мокра. [Как следствие], у детей характер горячий и легкий под влиянием крови. И из-за этого [они] иногда играют, иногда смеются, а если плачут, то скоро утешаются. У юношей же характер пылкий и страстный под влиянием красной желчи, и из-за этого они более быстрые и вспыльчивые. У человека в зрелом возрасте характер сухой и холодный под влиянием черной желчи, и поэтому эти люди более суровые и крепкие. У старого же [человека] характер холодный и податливый под влиянием мокроты. Поэтому [также] они печальные, и дряхлые, и медлительные, и беспамятные. И когда они гневаются, [то долго] остаются неутешны. И вот знай, что кровь сделает душу милостивой и податливой, мокрота же, то есть флегма, - медлительной и забывчивой. Красная желчь - честной и благопристойной.

Распознаются поводы и причины болезней. Во-первых, по возрасту: если отрок болен, то виновата кровь, если юноша - красная желчь, если старый человек - виновата флегма. Во-вторых, причины распознаются и от времени [года]: если осень - черная желчь виновна, если же зима - мокрота повинна. А чтобы помнить и быть мудрыми - это зависит от хороших свойств тыла, то есть по имеющему теплый и студеный тыл. Забвение бывает от студеного тыла, от огненных же и жгучих вещей бывает безумие. От огненного начала исходит безумие и жар, [который], поднимаясь к голове, делает человека безумным, вводя его в иступление. [В этом случае] необходимо смешанными [разными] маслами, как говорит Гиппократ, помазать тело, [употребляя для этого] розовое масло и подобные ему. Искривление бывает глазу, или губам, или человеку - и это от студеного естества, что идет от тыла. В этом случае подобает очищать через ноздри, а снаружи огненными парами действовать на голову.

Сколько страданий бывает человеку [от болезней, которые] имеют начало в желудке. Или болезнь от глаз, болезнь зубов, болезнь горла, жар, удушье, болезнь ушей, осиплость <...> и подобные этим [болезни]. [Например], имеются на голове швы, но бывает и такая [голова], которая не имеет швов ", и та есть здоровая.
Прямые волосы на голове бывают от большого количества мокроты, что в голове. Кудрявая же [голова] бывает от тепла, которое в ней. Рыжие волосы - от красной желчи, черные - от черной и студеной мокроты, плешивость - если уменьшается влажность, питающая волосы. Если боли бывают в голове - [то это] от желудка зависит или же от железы [зависит], бельмо на глазу, болезнь зубов, в боку отек (то есть так называемая шишечка[?]).

Бороду характеризуют [следующие качества]: широкая, длинная, маленькая, средняя <...> это скудная борода. И такая скудная [борода бывает] от уменьшения влаги, питающей волосы.
Чувств же в человеке пять - зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Зрение - от эфира, обоняние - от воздуха, слух - от огня, вкус - от влаги, осязание же - от земли.

Вопрос: "Сколько частей у души?" Ответ: "Три - словесная, яростная и желающая".
Вопрос: "Когда бывает здоровым человек, а когда он болеет?" Ответ: "Здоровым бывает [человек], когда вышеназванные [четыре стихии] сочетаются по силе, то есть находятся в равенстве, равновесии [и] полном покое".
Вопрос: "Что такое здоровье?" [Ответ]: "Здоровье [человека] - это хорошее сочетание первоэлементов, из которых составлено тело: теплого, сухого, холодного, влажного".
Вопрос: "Что такое врач?" Ответ: "Врач - это слуга природы и помощник в болезнях. Настоящий врач - это [тот], кто способен искусно видеть и делать, а превосходнейший [врач] - это тот, кто лечит правильно. Лечение - это искусство: профилактика - для здоровых, исцеление - больным".

Человек имеет пять частей в теле: руки - две, ноги - две и голову.

Элементов [которые характеризуют человека] - 12: темя, уши, глаза, нос, рот, груди, руки - две, туловище, колени, ноги - две.

Имеет же и год четыре составные части: весна, лето, осень, зима.

Весна начинается с 24 марта и [продолжается] до 24 июня. [В это время] бывает умножение крови. [Тогда] необходимо пускать кровь и делать очищение желудка, [применяя] слабительное. Пища же [в это время] - овощи теплые. [Следует] избегать пресыщения рыбой, и вина теплого, и ужина позднего.

Лето же начинается с 24 июня [и продолжается] до 24 сентября. [В это время] бывает умножение черной желчи, [поэтому необходимо] себя успокаивать и не есть много, остерегаясь острого. Пить следует воду холодную, поздних ужинов избегать, есть [следует] немного холодной рыбы, [при этом] очищения желудка и пускания крови [следует] избегать.

С 24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря. [В это время] следует избегать употребления в пищу овощей, холодной воды, большого количества вина и [остерегаться] утренних заморозков, не раздеваться, если и душно будет, беречь себя от гнева и ярости, [а также] от пресыщения пищей. [Следует] пускать кровь и очищать желудок, [применяя] слабительное, когда умалится луна.

С 24 декабря начинается зима, [которая продолжается] до 24 марта. [В это время] умножается флегма, то есть мокрота. [В это время] следует есть все, что имеет теплоту, а именно: горчицу, редьку, лук, лук-порей, перец, имбирь, мускатные орешки. Пить же [надобно] горячую воду с медом и с володым вином вареным, что называется ипсимо (то есть сыта). [Следует] остерегаться пресыщения (переедания), [употребления] сырой рыбы, злаков (хлеба) и позднего ужина.
 
 

Галеново на Гиппократа

Мир из четырех веществ составился: из огня, из воздуха, из земли и из воды. Составлен же был и малый мир, то есть человек, [также] из четырех элементов, то есть: из крови, из мокроты, из красной желчи и из черной. Ибо кровь по виду красная, по вкусу же - сладкая. [Она] подобна воздуху, как [и он], - мокрая и теплая. Флегма4  же, которая есть мокрота, по виду белая, по вкусу же соленая. [Флегма] подобна воде, ибо мокрая и холодная. Красная желчь по виду желтая, по вкусу горькая. [Она] подобна огню, ибо тот сухой и теплый. Черная желчь по виду черная, по вкусу кислая. [Она] подобна земле, ибо сухая и холодная. Чувств же у человека - пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение - от эфира, обоняние - от воздуха, вкус же - от мокрого, осязание же - от земли.

Вопрос: "Сколько частей у души?" Ответ: "Три - словесная, яростная и желающая".
Человек имеет пять частей в теле: руки - две, ноги - две и голову.
Элементов же [человеческого тела] - двенадцать: темя, уши, глаза, ноздри, рот, груди, руки, туловище, колени, ноги.

Имеет же части и год: весна, лето, осень и зима.

Весна начинается с 24 марта [и продолжается] до 24 июня. [В это время] бывает умножение крови. Следует [при этом] пускать кровь и делать очищение желудка, [используя] слабительное. При этом в пищу следует употреблять овощи теплые. [Следует] избегать пресыщения рыбой, вина теплого и ужина позднего.
Лето начинается с 24 июня и [длится] до 24 сентября. [В это время] бывает умножение черной желчи, [поэтому] следует [в это время] себе давать покой и не есть много, предохранять себя от всего острого и пить следует воду холодную. Также ужинов [подобает] поздних избегать. [В это время подобает] есть немного рыбы холодной, [делать] очищение желудка и [при этом] избегать пускания крови.

С 24 сентября начинается осень, [которая продолжается] до 24 декабря. [В это время] подобает избегать [обильного] употребления овощей, холодной воды и большого количества вина. А также внутренних охлаждений [надо избегать, то есть в это время] не следует раздеваться, если даже и душно будет. [Надо] охранять себя от гнева и ярости и от всякого излишества пищи. [В это время следует] пускать [себе] кровь и очищать желудок от съеденного, [используя] слабительное, когда умалится луна.

С 24 декабря начинается зима, [которая продолжается] до 24 марта. [В это время] умножается флегма, то есть мокрота. [Тогда же] подобает есть [такую пищу, которая] имеет теплоту, а именно: горчицу, редьку, лук, лук белый, лук-порей, перец, имбирь, мускатные орешки. Пить же [надобно] горячую воду с медом и с молодым вином вареным, что называется варево ". [Следует] остерегаться пресыщения пресными рыбами, овощами и позднего ужина.
 
 

Галеново на Гиппократа

Мир из четырех веществ составился: из огня, из воздуха, из земли и из воды. [Также] создан был и малый мир, то есть человек, из четырех элементов: из крови, из мокроты, из красной желчи и из черной.

О широте и долготе Земли. Земля имеет расстояние от востока до запада 25 десятков тысяч стадий5 , от севера же до юга - двенадцать с половиной десятков тысяч. Ибо вдвое долгота больше широты.

О стадиях и о поприщах6 . Стадий имеет саженей7  100, поприще же саженей 750. Одно поприще [имеет] семь с половиной стадий. Ибо это мы от землемеров узнали. Насколько отстоит небо от верхней поверхности Земли, настолько [оно] отстоит от нижней поверхности; и [точно так же] на востоке, и западе, и севере, и юге.
Отовсюду отстоит Земля от неба и не соприкасается с ним, небо же отстоит от Земли на расстоянии 365 десятков тысяч поприщ. [Это расстояние] проходит человек, [как свидетельствуют] халдеи8 , за 500 лет. То же расстояние отделяет небо от Земли и вокруг нее. Об этом сообщили астрономы и геометры.
 
 
 

Примечания

1.  Учение о четырех стихиях как первоэлементах и основах бытия впервые в наиболее полном виде было разработано Эмпедоклом и оказалось столь популярным, что с различными модификациями воспроизводилось как античными, так и средневековыми мыслителями. Теория первоэлементов играла едва ли не ведущую роль в рассуждениях как Гиппократа, так и Галена. К сожалению, конкретный источник апокрифической редакции, передающей это учение как бы от лица Галена, остается пока неясным. Учение о четырех стихиях встречается и в ортодоксальных, и в еретических текстах, которые кардинально отличаются друг от друга концептуальными религиозно-мировоззренческими трактовками античной первоосновы.

2.  Прямое уподобление человека «малому миру" (то есть микрокосмосу) встречаем в апокрифическом сказании о сотворении Адама в одном из вариантов апокрифической «Беседы трех святителей". Правда, уподобление микрокосмоса макрокосмосу имеет здесь мифологическую окраску, ибо тело человека, как и тело мифического первопредка, отождествляется с частями Вселенной. В апокрифических текстах о создании Адама хотя прямо и не говорится о том, что первый человек представляет собой малый мир, уподобленный большому, но реально повествуется о соотношении частей тела сферам мироздания. Обычно восемь частей, из которых создается Адам, уподобляются одновременно и четырем стихиям, и космическим сферам. Аналогичные воззрения получили распространение не только в христианском мире, но и на мусульманском Востоке: «Буквальное отождествление первого человека со Вселенной мы встречаем в одной из средневековых мусульманских легенд, где рассказывается, что после того, как Бог за сорок дней... сотворил Адама, дьявол через рот проник в его тело. Внутри он обнаружил целый „малый мир" подобный „большой" Вселенной. Голова Адама состояла из семи сфер, его тело было землей, волосы деревьями, кости и жилы горами и реками. Подобно тому, как в природе существуют четыре времени года, так и внутри Адама оказались четыре стихии - жар, холод, влага и сушь, образованные черной и желтой желчью, флегмой и кровью" (Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988. С. 85-86. В приведенных примерах налицо компромисс между мифологической, философской и библейской концепциями. Существуют тексты, в которых говорится о составе человеческого тела от четырех стихий (РНБ. Соловецкое собр. № 65/711. Л. 59 об.). В них, так же как и в апокрифе, речь идет о составе человеческого тела вообще - в абстрактном смысле. С одной стороны, налицо большая степень обобщения, с другой - совершенно явное обособление от мифологической и, главное, от библейской точки зрения. Очевидное отступление от религиозной трактовки бытия за счет философизации текста - типичная черта комментируемого памятника.

3.  Согласно принципу параллелизма, каждой стихии макрокосмоса уподобляется одна из четырех жизненных жидкостей в человеке - микрокосмосе: кровь - воздуху, ибо мокрая и теплая, флегма - воде, ибо мокрая и холодная, красная желчь - огню, ибо она суха и тепла, черная желчь - земле, ибо она суха и холодна. По сути дела, речь идет о телесных эквивалентах стихий и их качествах. Античное учение о единстве мироздания выглядело более просто и строго. Через каппадокийскую традицию идеи греческих философов были воспроизведены богословами, в частности популярным на Руси Иоанном Дамаскином: «Должно же знать, что есть четыре стихии: земля, которая - суха и холодна; вода, которая - холодна и влажна; воздух, который - влажен и горяч; огонь, который - горяч и сух. Подобным образом есть также и четыре влаги, которые соответствуют четырем стихиям: черная желчь, которая соответствует земле, ибо она - желчь - суха и холодна; слизь, соответствующая воде, ибо она - слизь - холодна и влажна; кровь, которая соответствует воздуху, ибо она влажна и горяча; желтая желчь, которая соотвествует огню, ибо она - горяча и суха. Плоды, конечно, состоят из стихий, а влаги (или соки) - из плодов, тела же живых существ - из влаг, и в них разрешаются" (Точное изложение православной веры. М.; Ростов-на-Дону, 1992. С. 154). С богословской точки зрения, человек через стихии имеет родство со всей неживой природой, над которой он возвышается в силу своей двусоставной сущности (тело - душа): «Должно знать, что человек имеет общее с неодушевленными предметами и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, также потому, что он соединен из четырех стихий.

4.  Флегма от греч. - слизь, мокрота.

5.  Стадий (стадие, стадия) - от греч. - 'мера длины с несколько меняющейся протяженностью'

6.  Поприще - 1) 'расстояние, соответствующее длине греч. стадия (ок. 185 м); путевая мера'; 2) 'расстояние, соответствующее длине римско-греч. мили (ок. 1480 м)'

7.  Сажень - 'русская мера длины, равная 2,134 метра'.

8.  Халдеи - одно из семитских племен, жившее в Южной Месопотамии в 1-й половине I тысячелетия до н. э.






2001-2005 | Русская апокрифическая студия | О студии

Rambler's Top100