Краткое житие Климента Охридского
Краткое Житие Климента дошло до нас как часть службы святому, помещенная
после шестой песни канона. Совершенно очевидно, что написание Краткого
Жития тесно связано с деятельностью иерарха Димитрия Хоматиана и может
быть датировано годами его правления (1216-1234).
27 июля память во святых отца нашего, архииерарха и чудотворца Климента,
епископа Болгарии, [имевшего свой престол] в Охриде.
1. Сей великий отец наш и светоч Болгарии ведет свой род от европейских
мисян , которых многие люди знают также под именем болгар. В древности
Александр своей волей насильно переселил их от Олимпа , что возле
Прусы , к северному океану и Мертвому морю , По прошествии длительного
времени они огромными силами перешли Истр и завладели всеми соседними областями:
Паннонией и Далмацией, Фракией и Иллириком, а также значительной частью
Македонии и Фессалии .
2. Именно оттуда вел свой род [сей] преподобный муж. Подобно Самуилу,
он был еще в материнской утробе избран Богом и с младенчества возлюбил
боголюбивую жизнь . Первым. вместе с божественными Наумом, Ангеларием и
Гораздом , он со всем тщанием изучил Святое Писание, содействием Всемогущего
переведенное на здешний болгарский диалект Кириллом, воистину богомудрым
и равноапостольным отцом, который поначалу [трудился] вместе с Мефодием,
знаменитым наставником мисийского народа в благочестии и православной вере.
Подобно плодородной и доброй почве, [Климент], приняв семя истины, взрастил
богатый урожай, по божественному [евангельскому] слову, "до ста шестидесяти"
(Мф. 13, 8; Мк. 4, 20), как он удостоверил своими делами.
3. Возлюбив монашеский и девственнический образ жизни, каким только
видом добродетели он не овладел, какой только хитрости для борьбы со страстями
не превзошел! Молчальничеством он отбивался от навязанной ему борьбы с
враждебными силами, постом и прочими подвигами ослаблял порывы сладострастия,
постоянным трезвением и молитвой изглаживал те рубцы, что оставались в
душе от страстей и мечтаний. Отличительными чертами его души были любовь
ко всем и непритворное смирение.
4. Так, с младых ногтей положив себе за основу божественный закон и
ведя свою жизнь точно в соответствии с Евангелием, он вскоре стал сотрудником
для предводителей, поводырем к благочестию для всего мисийского народа.
[Святой] претерпел те же самые испытания, какие выпали на долю его отцов
и учителей со стороны имевших тогда полную силу еретиков, как об этом рассказывает
его Пространное Житие .
5. Когда божественный Кирилл преставился для лучшей жизни, представив
свое апостольское служение и известное "приращение вверенного ему таланта"
(ср.: Мф. 25, 15-30) Адриану, тогдашнему папе Старшего Рима, Мефодий же
был этим самым папой поставлен архиепископом Моравии и Болгарии , тогда-то
и Климент возводится на епископский трон - Мефодий назначил его епископом
всего Иллирика и владевшего этой страной болгарского народа .
6. Чаще всего пребывал он в иллирийском городе Лихниде, являвшемся митрополией
окружающих городов, который теперь на мисийском языке именуется Охрид,
а также в Кефалинии, которая переименована на болгарском языке в Главницу,
где он оставил и памятники.
7. В этом Лихниде, или же Охриде, он от основания возвел, наряду с другими
Божьими храмами, и святой монастырь в честь великомученика Пантелеймона,
где и предавался аскетическим подвигам. Когда он еще пребывал среди живых,
то подобно высокому небесному светилу распространял лучи этого учения тем,
кто у него учился, а переселившись к счастливой [жизни] во святых, оставил
[нам] свою святую могилу, сокровище, бесценное для его паствы, и приобретение,
стоящее целого мира. От сего гроба каждый день обращаются вспять многоразличные
болезни, и через него этот священный храм был преподнесен Богом для всех,
прибегающих к Нему, в качестве общей и безвозмездной лечебницы. Но об этом
позже.
8. Такие вот реликвии оставил он для нас в Охриде, а еще священные книги,
[плоды] трудов его собственной возвышенной мысли и руки. Весь народ почитает
и уважает их не меньше, чем знаменитые Моисеевы скрижали, что написаны
Богом.
9. В Кефалинии можно видеть и по сей день сохранившиеся каменные столбы,
на которых выдолблена надпись, сообщающая о приходе и приобщении народа
ко Христу .
10. Когда болгарский народ еще не весь был просвещен крещением и сохранял
звероподобное варварство, [Климент] своими боговдохновенными поучениями
привел его к свету богопознания, неукротимость их помыслов он превратил
в кротость нравов, введя у них законопослушный и разумный образ жизни.
11. [Климент] через купель возрождения обратил к новой жизни их князя
Бориса, а после него - его сына Михаила, который первым был провозглашен
царем болгар , и убедил их вести государственные дела, как это в обычае
у христиан. Наконец, он стал править этим народом, словно одним человеком.
Они не по принуждению, но добровольно шли за ним по узкой и крутой дороге
[жизни] в согласии с Иисусом Христом. Их привораживали не только чары его
мудрых слов и наставлений, но и многие чудеса. которые совершил Христос
через того же верного [своего] слугу. [Климент] даровал слепым и немым
дар видеть и ясно говорить, он излечивал бесноватых, врачевал лихорадку
своими прикосновениями и молитвами и с готовностью обращал вспять любое
недомогание, так что [однажды даже] воскресил молитвой чьего-то ребенка.
12. А поименованный царь болгар Михаил сделался настолько послушен словам
[Климента], что помогал ему при возведении храмов и готов был исполнить
все, что тот ему приказывал. Из-за этого самого расположения и преданности
святому он преуспел в добродетели и стал гораздо лучше, чем был раньше.
13. Когда из-за любви к молчальничеству и созерцанию, не тревожимому
никакими земными [заботами], он решил отказаться от епископских обязанностей
(ибо и старость уже нависала у него над головой), Михаил не отпустил его,
но просьбами и мольбами едва ли разжалобил и уговорил отправлять свой пастырский
долг по отношению к ним до конца жизни. [Климент] согласился на это и всячески
старался, при том что старость и немощь мешали ему заботиться о пастве
и предводить ее к спасению души.
14. Придумал [Климент] и другие начертания для букв, дабы они были более
ясными, нежели те, что изобрел премудрый Кирилл. Посредством [этих букв]
он записал и все боговдохновенное Писание, и похвальные слова, и жития
мучеников и преподобных святых, и священные песнопения [Этим письменам
Климент] усердно учил наиболее способных отроков, из числа которых возвел
самых достойных в священнический сан. Таким образом, он собственными стараниями
превратил народ варварский и жестокий в народ святой. Свершив апостольское
дело, [Климент] за это благодати сподобился апостольской.
15. А когда настало время кончины, он, смешав прощальные и предсмертные
слова с наставлениями и напутствиями, помолился за паству, безутешно [о
нем] скорбевшую и не мыслившую лишиться и остаться без такого прекрасного
пастыря, - и радостно преставился к Богу, Коего столь сильно любил.
16. После свержения им оков [земной жизни] он каждый день стал чудесами
и исцелениями прославлять прославляющего его Господа. Пребывает он теперь
среди апостолов, будучи сам равноапостольным провозвестником истины, пребывает
среди мучеников, сам перенеся ради Слова множество оков и кар, пребывает
вместе с иерархами и преподобными, принося прошения Господу за [свою] паству
и весь мир. Да прислушается Он к ним благодаря великому Своему состраданию,
да умилостивится в день воздаяния, да простит нам то, в чем мы за нашу
жизнь неразумно согрешили.
* * *
Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы Кирилло-Мефодиевской
традиции после Кирилла и Мефодия. - СПб.: Алетейя, 2000. С. 269-277.