Смерть Пилата
Когда снедаемый тяжким недугом император римлян Тиберий Цезарь узнал,
что в Иерусалиме есть некий лекарь по имени Иисус, который единым словом
любые болезни лечит, и не ведая еще, что иудеи и Пилат умертвили его, приказал
он некоему служителю своему Волузиану:
- Поезжай сколько можешь скорее в заморские земли и скажи слуге и другу
моему Пилату, чтоб прислал он сюда лекаря, который сумеет мне прежнее здоровье
вернуть.
Выслушав повеление императора, немедля отбыл Волузиан и, как было ему
предписано, явился к Пилату и, приказ Тиберия Цезаря исполняя, молвил:
- Повелитель твой, император римлян Тиберий Цезарь, прослышав, что
в городе у тебя есть лекарь, который любую болезнь единым словом лечит,
настоятельно просит тебя отослать к нему целителя этого для лечения недуга
его.
Страшно испугался Пилат, услышав это, ибо помнил, что сам приказал
безвинно казнить Его. Но отвечал он так нунцию:
- Был тот человек злодеем, и когда потянулся к Нему народ Палестины,
приказал я, вняв совету мудрецов иерусалимских, распять Его.
И повстречал, возвращаясь в гостиницу, нунций некую женщину, именем
Вероника1, бывшую
некогда среди близких Иисуса, и спросил он ее:
- О женщина, жил в этом городе какой-то лекарь, единым словом больных
исцелявший, отчего ж умертвили его иудеи?
И, зарыдав, сказала женщина:
- О господин, увы мне! Ибо Тот, Кого из зависти предал Пилат, на смерть
осудил и распять велел, - Бог и Господь мой.
Молвил тут опечаленный нунций:
- И мне увы! Ибо не могу я исполнить того, зачем послан владыкой моим.
А Вероника ему:
- Когда вознамерился мой Господь идти на проповедь, не в силах разлуку
с Ним выносить, захотела я, чтоб написали мне образ Его, дабы служила мне
утешением при разлуке хотя бы тень Его облика. И когда несла я художнику
холст для образа, повстречал меня Господь мой и спросил, куда направляюсь?
И едва только помыслы свои Ему я открыла, взял Он холст у меня из рук и,
запечатлев на нем благословенный Лик Свой2,
вернул его мне. И коли с благоговеньем взглянет на образ этот владыка твой,
немедля благодатью здоровья вознагражден будет. А Волузиан ей:
- Можно ль золотом или серебром ценность картины такой означить? Она
ему:
- Нет, - одним лишь священным чувством благоговения. И поэтому поеду
с тобой я, взяв образ, дабы взглянул на него Цезарь, а после вернусь.
III. И вот, приехал Волузиан с Вероникой в Рим и сказал Тиберию-императору:
- Иисуса, давно тобой поджидаемого, Пилат с иудеями неправедно смерти
предал. Из зависти пригвоздили они Его к перекладине крестной. Но приехала
вместе со мной матрона некая и привезла она образ того Иисуса. Если благоговейно
воззришь на Него, тотчас благодатью здоровья вознагражден будешь.
Приказал тогда Цезарь, чтоб шелковыми тканями путь устлали и доставили
образ к нему немедля, И едва взглянув на Него, более здоровья обрел.
IV. Схвачен был Понтий Пилат по приказу Цезаря и доставлен в Рим. И
велел исполненный гнева Цезарь, узнав о приезде его, вести во дворец Пилата.
Но привез с собою Пилат несшитую тунику Иисуса и, к императору отправляясь,
в нее облачился. И как только увидел его Тиберий, гнев свой напрочь забыл
и навстречу ему поднялся, и принудить себя не мог говорить с ним строго,
и, хоть был без него столь суров и грозен, сделался почему-то при нем вдруг
кроток Но потом, едва отпустил Пилата, тотчас вновь страшным гневом на
него распалился, называл себя ничтожным и жалким, ярость сердца своего
явить неспособным. И повелел он тут же, чтоб воротили назад Пилата, и утверждал
и клялся, что тот - сын смерти и в живых оставлять его непристало. А едва
завидев его, снова думать забыл о гневе и вдругорядь здравствовать ему
пожелал.
Удивились все, да и сам он тому удивился, что ярится так, когда нет
Пилата, и сказать ничего ему гневно не может всякий раз, едва покажется
тот,
Наконец, Божественному наитию повинуясь, а может, по совету какого-то
христианина, велел отобрать у Пилата Цезарь тунику, и вернулась сразу к
нему всегдашняя твердость. Поскольку же был весьма поражен он этим, рассказали
ему, что владел ею прежде Сам Господь Иисус. Приказал тогда император содержать
Пилата в тюрьме, пока не решат мудрецы в совете, что надлежит с ним делать.
И через несколько дней вынесли приговор Пилату, дабы казнен он был позорнейшей
смертью. Проведав об этом, собственноручно, своим же кинжалом себя Пилат
порешил и такою вот смертью жизнь свою закончил.
О смерти Пилатовой услыхав, молвил Цезарь: - Позорнейшей смертью, воистину,
умер тот, к кому собственная рука была беспощадна.
А потом привязали тело Пилата к огромному камню и бросили в реку Тибр.
Но злые и нечистые духи, радуясь все как один скверному трупу, в волнах
бесновались и, наводя ужас на римлян, вызывали на небе громы и молнии,
бури и град, так что объял всех вокруг страх непомерный. И потому, выловив
труп из Тибра, отвезли его римляне ради насмешки в Виенну и бросили там
в Родан-реку3,
ибо Виенна считалась тогда проклятым местом, да и звучит почти как "дорога
в геенну". Однако ж и там отыскались беспутные духи, и точно такие же непотребства
там вытворяли. И потому, не стерпев дьявольской той напасти, местные жители
сей сосуд зла от себя удалили, отправив его для погребения в землю лозанцев,
а те, кознями сатанинскими изведенные, избавились от него, сбросив в какой-то
горный провал, скалами окруженный, где, говорят, и поныне бурлит и клокочет
злоба дьявольская.
КОММЕНТАРИИ
1. Вероника - по христианскому преданию, женщина, протянувшая
Иисусу покрывало во время его крестного пути на Голгофу, чтобы Он обтер
лицо. На покрывале осталось изображение Христа. В новозаветных евангелиях
Вероника не упоминается.
2. В этом рассказе представлена несколько иная версия,
чем в наиболее распространенном предании: Вероника хочет получить портрет
Иисуса, и он сам запечатлевает его на покрывале. Эта версия указывает на
позднее - средневековое происхождение апокрифа, так как для первых христиан
не было изображений Иисуса. Характерно, что создатели апокрифа отказались
от описания крестного пути и страданий Иисуса, которые могли бы запечатлеться
на образе.
3. Родан-река - современная р. Рона.
(Перевод А.П. Скогорева по кн.: TischendorfC. Evangelia apocrypha.
Lipsiae, M.D.CCCL III, p. 432-435.)