Русская апокрифическая студия

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм
Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования | Ссылки | Гостевая книга

Сказание о Макарии Римском


Слово о трех монахах, как пришли они к святому Макарию

Господи, благослови, отче!

Умилимся же и мы, убогие и недостойные иноки - Сергий, Феофил и Угин. Вы же, отцы и братья, послушайте нас, отрекшихся от жизни этой, исполненной соблазнов. Вошли мы в монастырь отца нашего Асклепия в Месопотамии Сирийской между двумя реками, одна по имени Ефрат, а другая - Тигр. И когда отпели службу девятого часа, сели все трое на низменном берегу. И стали друг друга расспрашивать о посте и о воздержании монашеском. И пала одному из нас на сердце мысль божественная, и сказал Феофил братьям своим Сергию и Угину: "Хотел бы всю жизнь ходить и странствовать по земле, чтобы увидеть, где сходится небо с землею". И сказали оба брата Феофилу: "Мы тебя почитаем вместо отца и не оставим тебя". И в ту же ночь тайно вышли из монастыря. Шли до Иерусалима шестнадцать дней и поклонились гробу Господню и честному кресту. По-шли в святой Вифлеем и поклонились святой пещере, в кото-рой родился Христос, и видели звезду и источник водный. Отойдя далее на два поприща, нашли место, где ангелы пе-ли: "Слава Богу в вышних". И возвратились, и взошли на гору Елеонскую, на которую взошел Христос, и вернулись в Иерусалим, и провели здесь двенадцать дней, ходя по мо-настырям и молясь Богу. И не надеялись возвратиться в этот мир. И направились на восход солнца, шли восемь дней, и перешли реку Тигр, и вступили в землю Персидскую, на равнину, именуемую Азией, где убил святой Меркурий Юлиана Преступника . И вошли в город, называемый Ктесифон , а в том городе лежат три отрока - Анания, Азария и Мисаил. И поклонились трем отрокам и прославили Бога, провед-шего нас сквозь землю Персидскую. И вступили в землю Индийскую, и через четыре дня набрели на пустое жилище индийское, в котором не было людей. И, войдя в него, за-ночевали здесь. И не было там поселения, но каждый должен был иметь свое жилище. И пробыли мы в том жилище два дня.

И вот пришли двое супругов, с диковинными венцами на головах. И увидев нас, очень испугались и подумали, что мы выходцы из земли (иной). И, пойдя, собрали на нас людей. И было их две тысячи человек, и пришли они, и застали нас молящимися Богу, и, принеся огонь, хотели нас сжечь. Мы же, испугавшись, выскочили и стали посреди них, ибо некуда было бежать. Они нам говорили, а мы не понимали языка их, а они нас не понимали. И, схватив, повели нас, и заперли в месте тесном, и не давали нам ни есть, ни пить. Мы же, грешные, молились Богу и благословляли Бога, десять дней проведя в заточении. И собрались на нас люди, и увидели нас, молящихся Богу, а они думали, что уморили нас голо-дом. Вывели нас вон из жилища того и погнали нас из земли той, избивая палками.

А уже много дней не вкушали мы никакой пищи. И, помо-лившись Богу, шли сорок дней, и набрели на деревья, красивые на вид и очень плодоносные, рождавшие добрые плоды. И прославили Бога, и насытились теми плодами прекрасными. И перешли в другую землю - псоглавцев, - и смотрели они на нас, и не причиняли нам зла. Повсюду живут они в гнездах, устроенных между камней, живут с детьми своими. Шли через землю их сто дней, двигаясь на восход солнца, и всту-пили в землю обезьян. Они же, увидев нас, убежали, а мы прославили Бога, избавившего нас от них. И взошли на гору высокую, где ни солнце не светит, ни деревьев нет, ни трава не растет, только гады и змеи свистящие. И скрежетали зуба-ми аспиды, ехидны и увалы, и василиски. Видели и других змей, но многим названия не знали. И прославили Бога, из-бавляющего нас от них. Шли четыре дня, слыша глас змеи-ный, уши свои залепив воском, так как не могли переносить змеиного свиста. Когда перешли мы через ту гору, то вступили в землю пустынную и бескрайнюю, и не было в той земле ничего, не приходил сюда человек никогда.

Шли мы дней шестьдесят, размышляя, что нам делать, и решили помолиться Богу, чтобы защитил он нас от лютых напастей. И подошел к нам олень и пошел перед нами. Пош-ли мы вслед за оленем, и повел он нас сквозь темноту и через огромную пропасть. Шли со страхом и трепетом и, пройдя, вышли на ровное место, где паслось стадо оленей. И прошли всю ту землю бездорожьем, и впали в уныние. И помолились Богу, указывающему нам верный путь. И оттуда шли семьдесят дней и пришли на равнину благодатную, и увидели множество деревьев на месте том, но стояла темнота. И тут, несчастные, сев, заплакали, ибо дорога сделалась невидимой и не знали мы, куда путь держать. Плакали мы на месте том семь дней, и прилетел к нам с вышины голубь и стал летать перед нами. Мы же, несчастные, обрадовались и возвесели-лись, и прославили Бога. Пошли вслед за голубем тем и набрели на столп со сводом. И было написано по ободу его: "Этот столп поставил Александр, царь македонский , идя от Халкидона и победив персов. Дошел, воюя, до этого места, которое именуется "Мрак", и если кто хочет миновать место это, то пусть налево идет, ибо все воды мира с левой стороны текут, и если держаться по течению вод этих, то выйдет на свет. А по правую сторону - горы высокие и озеро, полное змей". Так было написано на столпе Александровом. Мы же, прочитав это, утешились, - пришла нам удача, и прослави-ли Бога, спасающего нас.

И пошли мы на левую сторону, и шли сорок дней, и все эти дни страдали от зловония. И, благословив Бога, дающего нам терпение духовное, шли в печали великой, и донесся до нас звук, подобный ржанию коней. И подошли к месту, откуда шел звук этот. И увидели озеро, полное змей, так что не бы-ло видно воды под ними, и услышали плач и горькие стена-ния. И было то озеро полно людей, и донесся до нас другой голос с неба, вещающий: "Это люди осужденные, ибо те лю-ди Бога отвергли". Тогда мы со страхом и трепетом миновали озеро то осужденное и, пройдя несколько дней, увидели две высокие горы, и там увидели мужа огромного роста, высотой в сто локтей, и был он привязан опутавшими все его тело це-пями медными, и огонь опалял все тело его, и вопил он голо-сом громким. Разносился вопль мужа того на тридцать по-прищ. И, увидев нас, муж тот заплакал, склоняясь к земле, и было опалено все тело его. Мы же от страха прикрыли ли-ца свои и, миновав ту гору, шли пять дней, все еще слыша го-лос его. И дошли до обрыва над глубокой пропастью, и увидели простоволосую женщину, стоящую на краю пропасти, и змей огромный обвил тело ее от ног и до головы. И хотела она сказать что-то, и не давал ей змей, и затыкал ей рот хвостом и бил им ее по губам, чтобы ничего не говорила. И дру-гие голоса доносились из пропасти глубокой - многих лю-дей, вопивших из глубины: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас, Сын Бога вышнего!" Мы же от страха того шли, говоря: "Господи, пощади жизнь нашу, ибо увидели очи наши чудеса эти и страдания на этой земле". И снова пошли от места то-го, плача, и набрели на место другое, а на месте том - дере-вья, подобные смоковницам, и на деревьях тех множество птичьих стай, тьмы тьмущие. И речь их была подобна речи человеческой, и все в один голос вопили, говоря: "Оставь нас, Владыка, и помилуй нас, Господи, ибо мы согрешили больше всех сотворенных". Мы же, несчастные, те чудеса видевшие и слышавшие, поклонились Господу, говоря: "Господи, объяс-ни нам чудеса эти, которые мы видели и слышали". И когда мы молились Богу, расступилась земля перед нами, и раздал-ся голос, произнесший: "Не дано вам видеть дел тех, но иди-те своей дорогой".
Мы же миновали то место со страхом и пришли к другому страшному месту. И там увидели четырех мужей, вид которых нельзя описать словами, и было перед святыми теми мужами оружие острое, строго охраняемое. Змеи с ехиднами окружа-ли их, у этих четырех мужей на головах были красивые венцы, а в руках у них были золотые палицы. Тогда мы, несчастные, упали ниц на землю и возопили: "Помилуйте, мужи небесные, да не коснется нас оружие это". И отвечали нам, говоря: "Встав, идите своей дорогой, туда, куда знаете, не бойтесь ничего, не может причинить вам зла оружие это, мы стережем его до дня Судного". И мы, то услышав, перекрестились, и по-клонились, и прославили Бога, и прошли мимо, едва живы.

Шли мы сорок дней и неожиданно услышали звуки голосов множества людей и насладились благоуханьем - от голосов по-ющих исходило благоухание. Сон нас сморил, и мы уснули, и встали, когда начали слипаться губы наши от сладости, пре-восходящей сладость меда и медовых сот. И, встав, увидели церковь, и была она изо льда  и огромна, посреди же церкви той - алтарь. Посреди же алтаря того - источник водный, - бел словно молоко. И увидели тут мужей страшных с виду, во-круг воды стоящих. И пели они ангельские песни. И мы, видя то, затрепетали и помертвели, и тогда один из них, прекрасный видом, сказал, подойдя к нам: "Это источник бессмертия, ожи-дает, чтобы праведники насладились". Мы же, услышав это, прославили Бога и отошли от места того со страхом и в радости великой были, чему свидетель Бог. Но были уста наши ослаж-дены той водой, и три дня слипались губы наши как от меда. И дошли до большой реки, и напились воды из нее, и наслади-лись благостью, и прославили Бога. И, когда настал девятый час, сели на берегу реки той, размышляя, что дальше будем де-лать. И разлился по реке той свет, в семь раз светлее дневного света. И помолились мы на четыре стороны этой земли, и были ветры в земле той различные по виду: западный ветер зеленого цвета, а от восхода солнца, от рая - рыжий ветер и желтый, а с севера ветер - словно свежая кровь, а с южной стороны - ветер белый как снег. Солнце теплее нашего в семь раз и деревья выше, и краше, и гуще, и плодовитее, а другие - не имеют плодов. И горы выше наших, и земля два облика имела - крас-ная и белая, и птицы различны видом.

Прошло уже сто дней, как не вкушали мы пищи, кроме воды той, чему свидетель Бог. И когда мы шли так, неожиданно напало на нас множество мужчин и женщин и детей, не знаем откуда. Одни из них угрожали, что одолеют нас, другие же дивились на нас, те, что были невысоки ростом. Мы же, увидев их, испугались, говоря между собой, что съедят они нас. И начали советоваться: "Что будем делать, братья?" И сказал Сергий к братии: "Распустим волосы на своих головах и уставимся на них. Если же мы побежим, то съедят нас". И сделали так, и они побежали, хватая детей своих и скрежеща зубами своими.

Шли по земле той много дней и нашли траву невысокую, в локоть от земли высотой. И, грызя ее, прошли землю ту, и была трава та бела, но слаще меда и медовых сот, и, ту тра-ву грызя, изменились мы в лице и повеселели. И славили Бога, идя по земле той дней пятьдесят, не зная дороги. Божьим повелением нашли мы дорогу и пещеру, человеком обустроен-ную. Увидев это, обрадовались мы. И, войдя внутрь пещеры, ничего в ней не нашли. Но тут благоухание коснулось ноздрей наших, и сказали мы: "Братья, останемся здесь до вечера, не придет ли кто-нибудь сюда". И легли поспать, и, поднявшись ото сна, вылезли вон из пещеры под вечер. И, глядя на восток, ожидая, не придет ли кто на это место, увидели мужа страш-ного обликом, и не было на нем никакой одежды, но только волосы, и покрывали они все его тело от головы до ног. И на-правляясь к той пещере, он почувствовал издалека наше при-сутствие, и пал ниц на землю, и произнес: "Заклинаю вас Бо-гом: если явились ко мне от Бога, то предстаньте передо мной, если же - от Дьявола, то идите, проклятые, прочь от меня!" Тогда мы воскликнули, говоря ему: "Отец благой, мы - грешники, рабами Божьими называемся, от Дьявола отрека-емся". Тогда, подойдя к нам и возведя руки свои к небу, по-молился он Богу и благословил нас, и отвел волосы от лица своего, и усы свои расправил. И были волосы его белы как снег, и исходило благоухание от него. И услышали голос стар-ца того, и лицо его увидели: глаза его впали от старости, и брови его свисали, а ногти его были длинны на руках и на ногах, тело же у старца тоже было совсем дряхлое. И, буду. чи спрошены им, поведали ему всю правду, как пошли мы, чтобы увидеть, где небо сходится с землею. И сказал святой Макарий: "Чада мои милые! Не может человек во плоти, рожденный от женского греха, ни места того видеть, ни тех чудес, ни силы Господа Бога нашего Иисуса Христа. Я ведь, грешный, много раз пытался и Бога молил дать мне увидеть чудеса те. И сказал мне ангел: "Не гневи Господа Бога свое-го, создавшего тебя. Никто не может до того места дойти". И я спросил: "Почему же, господин мой?" И ответил он мне: "От этого места в двадцати поприщах находятся два горо-да - один железный, а другой медный. И за теми города-ми - Рай Божий, где были прежде Адам и Ева. К Востоку за Раем небо сходится с землей. А вне Рая поставил Бог херувимов и серафимов с оружием огненным в руках, чтобы ох-раняли они Рай и древо жизни. А херувимы те от ног до пу-па - люди, а грудь у них львиная, а голова иного обличья, а руки их словно ледяные, и оружие огненное в руках их сна-ружи стен городских. И не может никто туда войти, ибо тут Силы грозные и многочисленные, и сонмы ангелов тут пребывают, и поясы небесные тут, где покоится небо"". И услышав от человека Божьего Макария, что сказал ему ангел, испуга-лись мы, охваченные страхом великим; прославили Бога мы и святого Макария. И обрадовались, что поведал он нам о дивных чудесах Божьих.

Настал уже вечер, и сказал Макарий: "Чада мои, отойдите немного и постойте немного, ибо есть у меня два детища, которые приходят ко мне всякий вечер. Боюсь, как бы не испу-гали вас". Тогда мы отошли немного. И вот пришли два льва из пустыни, и поклонились ему. И мы, увидев их, пали ниц от страха, не в силах и слова вымолвить. И возложил Макарий руку свою на них, и благословил их, и сказал им: "Чада мои добрые, из мира людей пришли к нам гости, не делайте им ни-чего. Рабы они Божьи". И сказал нам: "Идите сюда, братья, и не бойтесь ничего, сотворим вечернюю молитву". Подошли к нему со страхом, и двинулись львы нам навстречу. И начали радоваться, одному ноги лизали, другого по голове гладили, словно разумные люди, и кланялись. Мы же руки свои про-стерли к Богу, укротившему таких зверей.

И сотворили вечернюю молитву, и сели тут, и спросили святого Макария, и сказали: "Отец благой, как ты пришел на место это святое, скажи нам". И поведал нам Макарий о жизни своей с самого начала: "Скажу вам, братья. Склоните уши свои к словам уст моих, и послушайте меня, и расскажу вам обо всем. Я, грешный, Иванов сын был, и насилие надо мной сотворили родители женитьбой. Совершили брак и при-вели мне жену. И когда настал вечер, хотели меня положить на ложе. Пока народ плясал, я вышел тайно, людьми не уз-нанный, и скрылся у женщины-вдовы. И пробыл там семь дней, скрываясь у вдовы, и та старица сообщала мне вести о скорби моих родителей. И сказала мне старица: "Сынок, уйди от меня, чтобы не увидели тебя здесь. Боюсь родителей твоих". И встал в полночь в глухое время, вышел от нее и про-славил Бога, не оставляющего никого, но подающего руку всем, кто молится ему. И послал мне Господь ангела Рафаила в образе мужа - старца-странника, и подошел он ко мне, и я спросил его: "Куда идешь?" И сказал он мне: "Куда ты своим умом помыслишь, туда и я с тобою иду". И сказал я: "Госпо-ди, настави меня на путь жизни моей". И пошел вслед за ним по земле, и стали мы просить милостыню на пропитание се-бе. Я же не знал, что ангел ведет меня, но думал, что старец ведет меня. И длилось путешествие наше три года, и пришли на место некое и легли поспать. И когда я проснулся и не уви-дел возле себя старца, я заплакал, говоря себе: "Куда мне де-ваться в пустынях этих?" И тут услышал я голос, говорящий: "Я Рафаил, ангел Господень, приведший тебя на это место повелением Божьим". И, услышав тот голос, я утешился. И сно-ва пошел, не ведая пути, куда мне идти. И встретил меня не-кто дикий, что пасся. И заклял его Богом, сотворившим небо и землю, и сказал я ему: "Поведи меня в места, где живут лю-ди". И он пошел предо мной, и я пошел вслед за ним. Шел я за ним два дня, и встретил меня олень, и, увидев оленя, этот ди-кий возвратился назад. И повел меня олень следующие два дня, и встретил меня змей. И олень, увидев змея того, возвра-тился назад. Я же, увидев змея того, испугался и заклял его именем Бога, чтобы не причинил мне никакого зла. И тут змей, поднявшись на хвосте своем, заговорил, как человек, и сказал мне: "Хорошо, что пришел ты на это место, раб Божий Мака-рий, вот уже двенадцать лет ожидает тебя место это, тебе уго-тованное. Так иди же за мной и увидишь место свое". И про-славил я Бога, слыша речь змея того, и пошел он предо мной, обратившись в юношу, и, приведя, поставил меня у дверей пещеры и стал невидим. Я же влез в пещеру и обнаружил мертвую львицу и детенышей, плачущих над ней и не могу-щих сосать молоко. И я стал кормить их, словно детей своих, верхушками древес, а мать оттащил и похоронил в пещере". Пока так беседовали мы, прилетел ворон, принесший три ломтя хлеба и, положив перед нами, улетел. И сказал Макарий: "Теперь понял я, что вы - рабы Божьи, раз поспешил Господь принести пищу эту. Многие годы провел я на месте этом, и птицы приносили мне пищу всякий день. И еще пове-даю вам о грехах своих". И сказал: "Когда прожил я на этом месте двенадцать лет, вышел я из пещеры посидеть, и начал меня мучить Сатана. И нашел я одежду женскую. Я же, грешный, не догадался, откуда это, и взял ее, и положил ее в пещеру, раздумывая, что означает одежда эта в этих пусты-нях. И на другой день обнаружил другое знаменье женское и внес его, и положил тут же. И пролежал ночь, не перекрес-тившись и не поклонившись. На третий день вылез, чтобы поклониться Богу. И не смог перекреститься из-за охватившего меня греха моего, и увидел сидящую женщину в дорогих одеждах. Была она красива безмерно, а плакала горько. И я, грешный, обратился к ней: "Что плачешь и что делаешь здесь?" Она же, по-прежнему плача, сказала: "Я грешница по имени Мария, дочь богатого человека из Рима. Принуждали меня родители мои выйти замуж. Я же не хотела осквернить девственность свою и во время свадьбы, когда люди плясали, скрылась тайком. И никто обо мне не знал. И зашла в пустыню эту, не зная пути. Потому и плачу". Я же, грешный, возбудился и поверил ей, ведь враг ловил душу мою. И я, грешный, взял ее за руку и повел к себе в пещеру, и пожалел, и дал ей поесть дубовых желудей. Она по-прежнему плакала, а мою душу смущали помыслы. Я же, грешный, лег, не перекрестившись. Она же приползла ко мне, и развязала пояс мой, и обвила руками тело мое. Я же лежал, обессиленный сном тяжким, и тогда и замыслил согрешить с ней. И, пробудившись ото сна, овладел ею и согрешил. Она же исчезла. Я же, грешник, очнулся и лег на землю, как мрамор, холодную. И тут вспомнил о своем грехе, вылез из пещеры, плача горько, а львята, разгневавшись на меня, качали головами своими, видя грех мой. Я звал их, и не шли ко мне. Молил их и повелел им выкопать яму в углу пещеры. Выкопали они яму глубиною в человеческий рост. Я же, грешный, ввергнулся в яму и три дня умолял их, чтобы закопали меня в яме. И пришли львята, плача обо мне, и закопали меня в яме. И пробыл в ней три года и не умер. Господь - мой заступник. И когда пробыл я там все три года, случилась лютая зима, по Божьему повелению, и рассеклась земля над головою моею, и открылась яма, и увидел я свет. Вылез я вон и прославил Бога, очистившего меня от греха. И предо мной голос, возвестивший с небес: "Пришел я не праведных ради, но грешных спасти и в покаяние привести". И до сего дня милует меня Бог".

Мы же, услышав то от святого Макария, подивились и прославили Бога. Пока мы дивились словам его, пришли из пустыни два льва. И возложил Макарий руки свои на них, и благословил их, и поклонился всем нам. И сказал нам: "Возложите руки свои и вы на детищ этих". И благословил их преподобный отец. И, поцеловав нас, предал нас Господу, направляющему нас. И двух львов отдал нам, чтобы довели нас до темных мест. Божьим повелением дошли мы, нашли столп со сводом Александров. Тут оба льва поклонились нам и возвратились в свои места. Мы же, Богом наставляемые, пришли в Персию, и перешли реку Тигр, нашли христиан. И те спросили нас о путешествии нашем. И рассказали обо всем, что видели и слышали от человека Божьего Макария. И пришли в Иерусалим, и поклонились гробу Господню и всем святым местам. И, придя в свой монастырь, поклонились всей братии и великому игумену Асклепию. И рассказали ему обо всем, что видели и слышали. Во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне, и присно, во веки веков. Аминь.






2001-2005 | Русская апокрифическая студия | О студии

Rambler's Top100