Русская апокрифическая студия

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм
Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования | Ссылки | Гостевая книга

Агада о Соломоне




XV. Мудрость Соломона

В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночном и сказал: "Проси, что дать тебе".
-  Даруй рабу твоему сердце разумное,- отвечал Соломон.
Притча раби Симеона бен Халафты: У царя был советник, которого царь отличал особым благоволением.
-  Проси, что дать тебе,- сказал ему однажды царь.
Подумал советник царский: "Попрошу серебра и золота, царь даст мне; драгоценных камней и жемчуга - он и в этом не откажет. Попрошу я лучше царевну в невесты: вместе с нею придет и все остальное".
Так и Соломон: "Попрошу я лучше, - решил он,- разума у Господа, а с разумом я и всего достигну".
Господь и сказал Соломону:
- За то, что ты просил разума и не просил себе жизни долгой, богатства, победы над врагами, Я сделаю по слову твоему, и то, чего ты не просил, Я дам тебе.
 
XVI. Мудрее всех людей

"Он был мудрее всех людей".
Над всеми царями был страх его.
Народы и племена становились его данниками, враги и ненавистники - друзьями его.
Богат и могуч, владелец бесчисленных угодий, серебра и золота в количествах несметных - он притчи разъяснял, давал постигать сокровенное, поведывал тайны глубины беспредельной.
Имя его гремело среди властелинов, среди мудрых - подвиги его.
Цари приходили на лицо его глядеть, слова мудрости жадно слушать из уст его.
К нему, праведному и чистому, ведающему таинства небесные, посылали вельможи в слуги и служанки сыновей и дочерей своих.
Рыбы морские, птицы небесные, животные и звери полевые сами приходили на бойни, что-бы быть закланными для стола Соломонова.
Ему был дан великий ключ ко всем вратам мудрости и разума сердечного.
Он разумел язык птиц, и животных, и зверей полевых.
Олени и газели были его скороходами, львы и барсы - оруженосцами его.
 

XVII. Человек о двух головах

Однажды предстал пред Соломоном царь дьяволов Асмодей и сказал:
-  Тот ли ты, о котором написано, что он всех людей мудрее?
-  Да,- отвечал Соломон,- так обещано мне Господом.
-  А не желаешь ли,- продолжал Асмодей,-  я покажу тебе нечто,  чего ты сроду не видал.
-  Покажи.
Простер Асмодей руку свою к стране "Тевель" - и пред Соломоном появился человек о двух головах с двумя парами глаз. Дрожь прошла по телу Соломона, и, не в силах преодолеть  тревожное чувство, он проговорил:
-  Отведите его в комнату ко мне.
Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады1 , и говорит:
-  Как полагаешь ты, есть под нами люди?
-  Душою твоей, государь, клянусь - утверждать не могу; слыхал только от Ахитофеля, что где-то там, под нами, люди живут.
- А что бы ты сказал, если бы я показал тебе такого человека?
-  Но возможно ли это? Глубина земли нашей - пятьсот лет пути, да между нашей землей и той землей тоже пятьсот лет пути.
Послал Соломон, и привели того человека. Увидя его, пал Беная на лицо свое и произнес:
-   Благословен Господь,  Царь вселенной, давший мне дожить и просуществовать, сохранив меня до сего времени!
-  Какого ты рода и племени? - спросил Соломон, обращаясь к двуглавому человеку.
-  Из рода Адама я, из потомков Каиновых,- отвечал двуглавый человек.
-  Где обитаете вы?
-  В стране "Тевель".
-  Есть у вас солнце и луна.
-  Есть.
-  С которой стороны всходит солнце у вас и на которой заходит оно?
-  Восходит с запада и заходит на востоке.
- Чем занимаетесь вы?
-  Пашем, жнем и стада пасем.
-  Молитесь вы?
-  Да.
-  О чем гласит молитва ваша?
-  Как многочисленны дела Твои, Господи! Все премудро содеяно Тобою.
-  Если желаешь,- сказал Соломон,- мы возвратим тебя в страну твою.
-  Окажите милость, возвратите меня туда.
Призвал Соломон Асмодея и сказал:
-  Ступай и отведи его обратно.
-  Нет,- ответил Асмодей,- во веки уже я не могу отвести его обратно.
Видя, что ему уже не вернуться в прежнее место свое, двуглавый человек взял себе жену и остался жить на земле.
Жена родила ему семерых сыновей; шестеро уродились в мать, вида обыкновенного, седьмой же уродился в отца - о двух головах и двух парах глаз.
Человек из страны "Тевель" занялся землепашеством и сделался одним из богатейших людей на свете.
Прошли годы. Человек тот умер, оставив имение детям своим.
Между наследниками возник спор. Шестеро из них говорили:
-  Нас всех семеро братьев, и наследство должно быть разделено на семь частей.
Седьмой же, тот, что о двух головах, говорил:
-  Нет, восьмеро нас, и я имею право на две доли в наследстве.
Пришли все к Соломону и сказали:
- Государь, царь наш! Нас всех семеро, а брат наш, который о двух головах, говорит, что нас восьмеро и что наследство после нашего отца должно быть разделено на восемь долей, из коих две доли он требует для себя.
Созвал Соломон членов Синедриона и спросил:
- Как вы рассудите дело это?
Не мог Синедрион дать ответа.
- Завтра поутру придите вторично,- сказал Соломон тяжущимся.
Когда  настала  полночь,   пришел  Соломон в храм и воззвал к Господу:
-  Владыка мира! Открывшись мне в Гаваоне, Ты сказал: проси, что дать тебе. Не просил я ни серебра, ни золота, только мудрости просил я, чтобы судить людей правдиво.
Отвечал Господь:
- Утром просвещу мудростью тебя. Наутро собрал Соломон всех членов Синедриона и сказал: "Введите двуглавого человека". Его ввели.
-  Вот,- сказал Соломон,- сделаем испытание: если у этого человека одна его голова воспринимает и чувствует то, что происходит с другой его головой, тогда он должен быть сочтен за одного человека, если нет, то, следовательно, это - два отдельных человека. Принесите горячей воды,- повелел Соломон.
Когда вода была принесена, Соломон велел вылить ее на одну голову того человека.
- Государь! Государь! - завопили обе головы.- Мы умираем! Мы умираем!
При виде этого исполнились все изумлением перед Соломоном.
 

XVIII. Спор между человеком и змеей

Шел полем человек, неся кувшин с молоком. Встретилась ему змея, стонавшая от мучительной жажды.
-  О чем стонешь ты? - спросил человек.
- Изнемогаю от жажды,- отвечала змея,- а у тебя что это в кувшине?
-  Молоко.
-  Дай мне испить молока, и я укажу тебе место, где клад зарыт.
Дал человек змее молока напиться.
- Укажи же мне клад, о котором ты обещала,- сказал человек.
-  Следуй за мною,- ответила змея,- и, приведя его к одному большому камню, сказала: вот, под этим камнем лежит клад.
Сдвинул человек камень, разрыл землю и, достав клад, направился к дому своему. Что же сделала змея? Всползла и обвилась у него вокруг шеи.
- Что это ты делаешь? - закричал человек.
- Умертвить тебя хочу,- отвечала змея,- за то, что ты сокровище мое забрал.
-  Идем на суд к Соломону,- предложил человек.
-  Идем,- сказала змея, но осталась по-прежнему обвитою вокруг шеи у него.
Обратился человек с мольбою к Соломону.
-  Чего желаешь ты? - спросил Соломон змею.
- Умертвить его.
Отвечал Соломон:
-  Прежде всего, сойди с шеи его долой: не подобает, чтобы ты распоряжалась им более, нежели я, в то время, когда вы судиться ко мне пришли.
Сползла змея на пол.
- Теперь,- сказал Соломон змее,- говори, я слушаю.
-  Я требую,- начала змея, - чтобы мне дано было умертвить его, в исполнение сказанного Господом: "Ты будешь жалить его в пяту".
- А о тебе,- сказал Соломон человеку, - Господом заповедано: "он будет поражать змею в голову".
В одно мгновение человек размозжил змее голову.
Отсюда - поговорка: "И лучшей из змей голову размозжи".
 

XIX. Который из трех?

Шли дорогой три странника. Наступил канун субботы.
Сговорились странники и спрятали бывшие при них деньги в одном месте. В полночь один из них встал и, взяв деньги, запрятал их в другое место. В исходе субботнего дня пошли странники взять деньги и, не найдя их, начали обвинять Друг друга в краже. Решили пойти на суд к Соломону.
Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора, заставив его самого уличить себя. Когда странники снова явились на суд, Соломон обратился к ним с такими словами:
-  Слышал я о вас, что вы люди просвещенные, мудрые и в делах спорных опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один царь. В стране этого царя росли в соседстве отрок и девушка. Полюбили они друг друга, и сказал отрок девушке:
"Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женою прежде, чем я не дам на то своего согласия".
Девушка поклялась. Через некоторое время ее обручили с другим человеком. После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху:
"Я не могу сделаться твоей женою до тех пор, пока не пойду к первому жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это".
Придя к первому жениху, она сказала:
"Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женою того, с кем меня повенчали".
"Так как ты осталась верна клятве своей,- ответил тот,- я не возьму никакого выкупа. Иди, ты свободна".
А молодому мужу, который был тут же, он сказал:
"Радуйся в мире доле своей".
На обратном пути на них напали разбойники. Между разбойниками был один старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями, потребовал любовных ласк от молодой женщины.
"Позволь мне,- взмолилась она к разбойнику,- рассказать тебе об одном случае в моей жизни".
И она рассказала историю первого своего сватовства и то, как поступили оба жениха ее.
"Подумай же,- прибавила она в заключение,- тот юноша, который имел все права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня, тебе, человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе все серебро и золото, только освободи меня с мужем моим".
Выслушав рассказ ее, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись в том, что он, уже стоящий на краю могилы, намеревался сделать, не только отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил полностью все ограбленные у нее деньги и драгоценности, до последней мелочи.
-  Царь,- прибавил Соломон,- в стране которого случай  этот произошел,  спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей похвалы? И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело.
- Государь,- ответил один из странников,- по-моему, высшей похвалы заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве.
Второй сказал:
-  Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от искушения и не дотронулся до нее прежде, чем первый жених не освободил ее от клятвы.
-  Это что! - воскликнул третий из странников.- Более всего я удивляюсь разбойнику: подумайте только, мало того что он пленницы не тронул, деньги, все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!..
И сказал царь Соломон:
-  Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он и не видел даже, а только слышит о них; как же он способен был поступить с теми деньгами, которые очутились в его руках?
Заключенный по повелению Соломона, в темницу человек этот действительно сознался и указал место, где спрятал украденные деньги.
 

XX. Соломон и мудрость египетская

"И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян".
В чем состояла мудрость египтян?
Когда Соломон решил приступить к построению храма, он послал к фараону Нехо с просьбой прислать, за известную плату, искусных мастеров для этой постройки. Что сделал фараон? Призвал астрологов и сказал им так:
- Наблюдайте по звездам и укажите мне тех из зодчих, которым предопределено умереть в этом году, их-то я и пошлю к Соломону.
Когда люди, посланные фараоном, явились к Соломону, "мудрейший из людей" узрел через Духа Святого, что людям этим назначено умереть в том же году. Дал им Соломон каждому по савану и отправил их обратно с письмом, в котором он писал фараону: "У тебя, по-видимому, недостает саванов для погребения покойников. Получай людей своих обратно вместе с саванами".
 

XXI. Храм и дом Соломонов

Был у Соломона чудесный червь, носивший название "Шамир". Червь этот обладал свойствами тесла и гранила. С помощью "Шамира" обтесывался строевой камень для храма и дома Соломонова и производилось гранение драгоценных камней для кошена.
Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предметы не могли противостоять его чудесным свойствам. Сохраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями.
"Шамир" был принесен к Соломону орлом из рая, где этот червь хранился с вечера шестого дня творения. "И сделал он в храме окна с откосами".
Такие откосы делаются обыкновенно от наружной стороны стены к внутренней ее стороне, чтобы дать свету извне широко разливаться по внутренности здания. Окна же в храм имели откос в обратном направлении, ибо из храма этого исходил Божественный свет, озарявший весь мир.
"Построил также Соломон дом Дубравы Ливанской".
По преданию от раби Ошайи, в храме были посажены Соломоном деревья, сделанные из чистого золота, подобие деревьев, приносящих нежнейшие плоды. Золотые деревья своевременно давали плоды, которые при дуновении ветра спадали, - как сказано: "шумели подоб-но лесу Ливанскому". Плоды эти поступали на иждивение духовенства. Когда же в храм Господень вторглись иноплеменные, деревья те лишены были чудесной производительности своей - "поблек цвет на Ливане". Но возвратится это в грядущем:  "Возликует степь безводная;
Расцветет, как лилия, пустыня,
И Ливана слава дастся ей".
За все время, пока строился храм, никто из участвовавших в работе не умер и не болел и не поломано было ни одного заступа, ни одного топора и никакого другого орудия.
 

XXII. Престол Соломонов

"И сделал царь большой престол из слоновой кости". Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов.
Устройства престол был такого:
Верх - закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней - шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени лежат: с одной стороны - лев, с другой - вол. На второй ступени - волк и ягненок. На третьей - леопард и козленок. На четвертой - медведь и олень. На пятой - орел и голубь. На шестой - ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба.
Над верхним закруглением - светильник со всеми принадлежностями его: светильнями, щипцами, пепельницами, чашечками и чеканными цветами. С правой стороны его семь стеблей с именами семи патриархов рода человеческого: Адама, Ноя, Сима первородного, Авраама, Исаака и Иакова и Иова с ними. И с левой стороны семь стеблей, а на них имена семи праведников вселенских: Левия, Каафа, Амрама, Моисея, Аарона, Елдада и Медада и Хура с ними. На верху светильника утверждено было золотое елеехранилище, откуда брался елей для храмовых лампад, а под ним - большая чаша с елеем для возжигания этого же светильника; на чаше начертано было: "Элий", на двух стеблях от нее - имена сыновей Элия: "Офни" и "Финеас", а на сточных трубках внутри стеблей: "Надав" и "Авигу".
По бокам престола были две кафедры - для первосвященника и для наместника его, и семьдесят кафедр перед троном - для семидесяти старейшин, судей Синедриона.
В уровень с висками восседающего - фигуры двух наяд.
С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами - декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы и на них павлины из слоновой кости.
Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона.
Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его.
В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей,- львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавший-ся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным.
Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колеса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рев медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону... Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. "Из-за нас,- говорили они,- мир весь рухнет!" - и невольно начинали одну чистую правду показывать.
Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезен в Египет. В ту минуту, когда фараон. ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Отсюда и название его Нехо2 . Из Египта престол был увезен нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы поверг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезен в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезен Александром Македонским, взят оттуда Енифоном, причем, во время перевозки его на судне, по-вреждена была одна из ножек, и ни одному мастеру в мире починить ее не удалось.
 

XXIII. Царица Савская

Однажды, "когда развеселилось сердце Соломона от вина", созвал он царей ближайших стран, восточных и западных.
Звуками арф, кимвалов, бубнов и гуслей капеллы Давидовой оглашался чертог царский. Желая предстать перед теми царями во всем величии и могуществе своем, Соломон повелел и птицам небесным, и зверям полевым, и пресмыкающимся, и бесам, и оборотням, и дьяволицам явиться и хоровод устроить перед ним. Писцы царские по именам и названиям вызывали их, и все, как земные существа, так и духи, тотчас же и без всякого принуждения, появлялись перед Соломоном.
Среди пернатых не оказалось одной птицы, петуха Бар3. Разгневанный ее ослушанием, Соломон повелел разыскать эту птицу и подвергнуть ее строжайшему наказанию.
Приведенный к Соломону, петух Бар рассказал следующее:
- Государь, царь мира! Выслушай меня и соблаговоли вникнуть в то, что я поведаю тебе. Уже три месяца, как я задался одной мыслью, настолько овладевшей всем существом моим, что я ни до еды, ни до питья не дотрагивался во все это время: облечу, решил я, весь мир, погляжу, есть ли на свете страна или царство, непокорные власти твоей, государь.
После долгих наблюдений я нашел такое место; это Град Китор в земле Восточной. Прах этой земли ценнее золота; серебра же, что мусора, на улице валяется. Деревья, там растущие, посажены еще в первые дни творения и орошение получают от вод эдемских. Дружин множество имеется в той стране, и воины носят венцы на головах, но войну вести не обучены и даже стрелять из лука не умеют.
И еще я видел там: царствует в стране той женщина, а зовут ее царица Савская.
И вот, если царю угодно, опояшу я, как воин, чресла свои, пойду в Град Китор, в землю Савскую, властелинов их в кандалы закую, правителей в оковы железные и приведу их к властелину, царю моему.
Понравилось дело это Соломону. Написали писцы царские грамоту и к крыльям петуха Бара привязали ее.
Поднялся в высь небесную, полетел петух Бар, и полетели за ним птицы стаями к Граду Китору, в землю Савскую.
Вышла утром на поклонение солнцу царица Савская и видит - закрыли птицы солнце, затмили его. Разодрала она одежды свои, стоит изумленная, пораженная. Подлетел к ней петух Бар, и увидала она - письмо к крыльям его привязано. Сняла царица письмо и читать начала. А в письме вот что написано:
"От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим. Ведомо тебе, что Всесвятой-Благословенный царем-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придете вы по доброй воле с приветом ко мне, я приму тебя, царица, с почетом превыше всех царей, пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете, и не придете, и не поклонитесь мне, я пошлю на вас царей с легионами и колесницами. А спросите вы: что за цари, легионы и колесницы у Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти - звери полевые, колесницы - птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы - легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас, и птицы небесные склюют мясо с костей ваших". Прочитав написанное в послании, разодрала остатки одежд своих царица Савская, созвала старейшин и сановников своих и сказала:
-  Знаете ли вы, с чем прислал царь Соломон ко мне?
-  Не знаем мы царя Соломона и царской власти его не признаем! - заявили старейшины и вельможи.
Но царица не понадеялась на них и не послушалась слов их, а призвала всех кораблевожатых, повелела нагрузить корабли деревом кипарисовым, жемчугом и камнями самоцветными и послала царю Соломону шесть тысяч отроков и девушек, родившихся в одном и том же году и месяце, в один и тот же день и час, все одинакового роста, одинакового телосложения и одинаково одетые, в одежды пурпурные. И послала через них письмо к царю Соломону.
"От Града-Китора,- писала она,- до земли Израильской семь лет пути. И вот, желание мое и просьба моя - позволь мне через три года прибыть к тебе".
По прошествии трех лет прибыла царица Савская к царю Соломону.
Узнав о прибытии ее, послал к ней Соломон Бенаю, сына Иегоиады. Человек этот был прекрасен, как утренняя заря, как звезда в плеяде среди сонмищ звездных, как лилия у потоков водных.
Увидя его, сошла с колесницы царица Савская.
-  Царица! - сказал Беная.- Для чего ты с колесницы сошла?
-  Не ты ли царь Соломон? - вопросила царица.
-  Нет,- отвечал Беная,- не царь Соломон я, но один из слуг его.
Обратила лицо свое царица Савская к вель-можам своим и такую притчу изрекла:
"Льва не видавшие -
На логовище львиное взгляните.
Царя Соломона незревшие -
Придите взглянуть на красоту того,
Кто слугою при нем состоит".
Повел Беная царицу Савскую к Соломону. Соломон же, для встречи ее, выбрал павильон, весь из стекла построенный. Показалось царице, что царь не стеклом, а водою окружен - и безотчетным движением подняла она края одежд, до колен своих обнажив ноги свои. Увидел Соломон, что ноги у нее волосами обросли, и сказал он:
-  Красота твоя - красота женская, а во-лосы - волосы мужчины. У мужчины красиво оно, у женщины изъяном почитается.
А царица так Соломону сказала:
- Загадаю я тебе три загадки. Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный:
"Колодезь деревянный, ведро железное, черпает камни, поит водою. Что это?"
- Сурьмило4 ,- ответил Соломон.
"Из земли исходит, землею питается, льется, как вода, а разливает свет. Что это?"
-  Нефть.
"Буря ходит по верхушкам его, и стонет, и вопит горестно, и, как тростник, сгибает их; почет для мертвых, позор для живых, радость для воробьев, горе для рыб. Что это?"
- Лен5 .
Предстали перед Соломоном отроки и девушки - все одинакового облика и роста и одетые одинаково.
-  Отличи,- сказала царица,- кто отрок, кто девушка.
Велел Соломон принести орехи и поджарен-ные зерна и стал угощать их. И вот, отроки, не стесняясь, поднимали края одежд и всыпали в них предложенное угощение; девушки же за-стенчиво клали орешки в чадры свои.
-  Вот,- сказал Соломон,- те - мужчины, а эти - женщины.
Тогда сказала царица Савская:
- Не доверяла я слухам, но теперь, когда сама вижу, убедилась я, что и наполовину не знала, сколь велика мудрость твоя. Блаженны подданные твои и блаженны рабы твои!
Привел Соломон царицу в покои чертога своего.
Подарила Соломону царица Савская дары из золота и лучшего серебра. А Соломон, в благодарность ей, дал царице Савской все, чего желала она.
 

XXIV. Дочь фараона

Ночью того дня, когда окончено было построение храма, состоялась женитьба Соломона на дочери фараоновой, Бифии.
Таким образом, совпали два празднества: торжество освящения храма и венчальный пир Соломона.
И венчальное пиршество дочери фараоновой превзошло, по блеску и роскоши, первое празднество храма Господнего. Возымел тогда же Господь намерение разрушить Иерусалим, как гласит Писание: "На гнев и на досаду Мне существует город этот с того дня, как построили его".
По преданию от раби Хонии - разных восемьдесят плясок проплясала Бифия в ту ночь перед Соломоном.
По другому преданию - тысячу инструментов музыкальных привезла она и в то время, когда музыканты играли на них на пиршестве в ту ночь, она говорила, поясняя Соломону:
- Вот этот гимн исполняется у нас в честь такого-то божества, а этот - в честь такого-то.
И что еще сделала она? Над ложем Соломона поставила балдахин, осыпанный с внутрен-ней стороны драгоценными камнями, сверкавшими в ночной тени подобно звездам и планетам. Каждый раз, когда Соломон, проснувшись, собирался вставать, он принимал блеск каменьев за сияние звездное - и так проспал он до четвертого часа после восхода солнца.
По преданию от раби Леви - в тот день тамид был совершен лишь в четыре часа после восхода солнечного, ключи же от храма находились у Соломона и хранились под изголовьем у него. Глубоко огорчен был народ невозможностью приступить своевременно к торжеству освящения храма, но будить царя никто не решался. Пошли к Вирсавии, матери Соломоновой, и рассказали ей. Пришла Вирсавия, разбудила Соломона и примерно наказала его; сняла сандалии с ноги своей и, сыпля удары, приговаривала: "А что, чадо мое? А каково, плод чрева моего?!"
"Соломон породнился с фараоном, царем египетским, и взял за себя дочь фараона".
В тот час, когда Соломон взял за себя дочь фараона, сошел архангел Гавриил и опустил тростину в море; на том месте образовалась мель, на которой впоследствии основан был Рим.
 

XXV. Шамир

"И когда строился дом, то строился из цельных, обтесанных камней; ни молота, ни топора, ни всякого другого железного орудия не было слышно при строении его".
Знал Соломон, что место нахождения червя "Шамир" известно одному только Асмодею, князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый камнем с печатью Асмодея на нем.
Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную, оттуда возвращался на землю для изучения земной мудрости, после чего приходил к своему колодцу и, убедившись предварительно, что печать цела, отодвигал камень, напивался воды и, снова закрыв и запечатав колодец, уходил.
Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады, дал ему цепь и перстень, на которых Шем-Гамфораш начертан был, и дал ему руно овечье да мехи с вином и послал его к Асмодею.
Пришел Беная к пещере Асмодеевой, и вот что сделал он: ниже того места, до которого доходил колодец, выкопал яму и, спустив туда всю воду, отверстие законопатил шерстью; проделав затем отверстие поверх колодца, вылил в устье вино из мехов. Покончив с этим, взобрался на дерево и стал ждать прихода Асмодея.
Асмодей явился, осмотрел печать, открыл колодец и видит: вместо воды - вино.
- Ну, нет,- сказал Асмодей,- "Вино глумливо, сикера буйна, и неразумен тот, кто увлекается ими".
Отошел и пить не стал. Но жажда стала невыносимо мучить его. Не выдержал Асмодей, выпил-таки все вино из колодца, захмелел и заснул крепким сном. Сошел Беная с дерева и связал его цепью.
Проснулся Асмодей и бушевать начал.
-  Укротись! - сказал Беная.- Имя Владыки твоего над тобою! Имя Владыки над тобою!
Взял его и повел. Поравнялись с пальмой; почесался об нее Асмодей и повалил ее; проходили мимо одного дома, и его повалил Асмодей.
Встретился им заблудившийся слепой, Асмодей помог ему выбраться на дорогу. Попался им потом шатающийся без пути пьяный - и его Асмодей на дорогу вывел. При встрече со свадебным поездом, шумным и веселым, Асмодей заплакал. Некий человек сандалии башмачнику заказывал, приговаривая: "такие сшей мне сандалии, чтоб на семь лет хватало!" - расхохотался Асмодей. Проходили мимо колдуна в то время, когда тот колдования свои производил,- и тут расхохотался Асмодей.
Привели Асмодея к Соломону. Взял Асмодей тростину, отмерил четыре локтя и, бросив тростину перед Соломоном, сказал:
- Вот пространство, которое останется у тебя после смерти, а ныне ты мир весь покорил и этим не довольствуешься,- еще меня поработить захотел!
-  Я от тебя ничего не домогаюсь,- отвечал Соломон,- кроме одного. Я собираюсь построить храм Господень, и мне нужен для этого "Шамир".
-  "Шамир",- отвечал Асмодей,- находится не у меня, но у духа морского, а дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар.
-  А что делает с "Шамиром" петух Бар?
-  Придя в необитаемую скалистую местность, положит "Шамира" на утес, утес раскалывается; бросит Бар в расселину семена древесные,- на том месте и возникнет поселение.
Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он "Шамира" и положил его на стекло, дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он "Шамира"; подобрали червя и унесли.
Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошел и удавился.
Спрашивал Беная Асмодея:
-  Почему, когда тебе встретился сбившийся с дороги слепой, ты помог ему выбраться на дорогу?
- Об этом слепом оповещено в небесах, что он праведник истый и что тот, кто доставит ему хотя краткое облегчение, стяжает душе своей жизнь вечную.
- А пьяного зачем ты на дорогу вывел?
- О нем оповещено было в небесах, что это нечестивец неисправимый,- и я доставил ему минутное удовольствие в земной жизни, дабы окончательно  лишить  его  и  малейшей  доли в жизни вечной.
-  Почему ты при встрече со свадебным поездом заплакал?
-  Потому, что жениху тому предназначено умереть,   не   прожив   и  тридцати  дней   после свадьбы, а жене его - тринадцать лет ждать, доколе подрастет малолетний деверь ее.
-  Почему ты рассмеялся, слыша, как человек тот, заказывая себе сандалии, требовал, что-бы их хватило ему на семь лет?
-  Самому ему семи лет не прожить, а он сандалиями на семь лет запасается!
-  Почему над колдуном рассмеялся ты?
- На том месте, где колдун сидел тогда, клад богатейший зарыт. А он ворожит себе и о кладе, что под ним находится, и не подозревает!..
 

XXVI. Из царей в нищие

Соломон удержал при себе Асмодея до окончания всех работ по постройке храма.
Однажды, когда они оставались одни, спросил Соломон Асмодея:
-  Скажи, чем вы сильнее нас, людей?
На это Асмодей ответил:
-  Освободи меня от цепей да передай мне перстень свой, и тогда я сумею показать тебе, чем мы сильнее людей.
Снял с него Соломон цепи и дал ему свой перстень. Наступил Асмодей на Соломона и поглотил его. Уперся потом одним крылом в землю, другим в небо и, извергнув Соломона, размахнулся и закинул его за четыреста парса. Вспоминая об этой минуте, Соломон сказал в "Екклезиасте":
-  Что пользы человеку при всех трудах его под солнцем? И это было моею долею от всех трудов моих! Ничего, кроме посоха, не осталось у меня. "Я царем был над Израилем", а ныне - я царь только над посохом моим...
Пошел Соломон у чужих порогов подаяния просить.
-  Я,- говорил он, - проповедник, был царем над Израилем в Иерусалиме.
-  Царь Соломон, - отвечали ему,- восседает на троне своем в Иерусалиме, а ты юрод-ствуешь.
И били его тростинами, а поесть давали миску крупника.
И Соломон говорил:
-  Вот доля моя от всех трудов моих!6
Когда Соломон предстал перед Синедрионом, мудрые старцы говорили в недоумении:
-  Обыкновенным юродивым однопредметное помешательство не свойственно. Что же представляет из себя этот человек?
Опросили Бенаю:
-  Призывал ли тебя царь?
-  Нет,- ответил Беная. Посылали к женам Соломоновым:
- Что с царем? Приходил он к вам?
-  Как же, приходил,- получился ответ. Вторично послали туда же:
-  Осмотритека ноги у него.
-  Он все время обуви не снимал7 ,- ответили жены Соломоновы.
Тут все и обнаружилось...
Приняли тогда Соломона и возвратили ему перстень и цепь с начертанием Шем-Гамфораша. Асмодей, видя это, улетучился.
 

XXVII. Порция зелени

Во время странствий Соломона в облике нищенском, подошел к нему некий человек и почтительно просить его начал - зайти гостем в дом его:
-  Государь мой, царь! Соблаговоли зайти и призреть на меня сегодня.
Привел тот человек Соломона в дом свой, пригласил в верхнюю горницу и велел подать на стол тельца жареного и множество других яств. За обедом хозяин стал напоминать Соломону о разных делах его, как царя Израильского: "Помнишь, мол, то-то и то-то, совершенное тобою, когда ты еще царем был?"
Застонал Соломон, зарыдал горестно при воспоминаниях этих; плакал все время обеда и с плачем ушел из дома того.
Назавтра подошел к Соломону другой человек и также просить его стал:
-  Государь мой, царь! Окажи мне честь - призри на меня сегодня.
-  Не затем ли ты зовешь меня,- отвечал Соломон,- чтоб поступить со мною так, как поступил тот, приятель твой?
- Государь,- отвечал этот,- я человек бедный; если ты окажешь мне честь зайти ко мне, я могу предложить тебе лишь немного зелени,- все, что имеется у меня. Если ты на это согласен, то зайди в жилище мое.
Когда они пришли, хозяин омыл у гостя лицо, руки и ноги и подал на стол свой обед, состоявший из небольшой порции зелени. Пока Соломон ел, хозяин говорил ему слова утешения.
-  Государь! - говорил он.- Господь поклялся отцу твоему, что не прекратится царствование потомков его. И так обычно у Господа: наказует - и милует. И верю я, что Пресвятой Благословенный еще возвратит тебя в царство твое.
Возвратившись к власти царской, Соломон, вспоминая о рассказанном, записал для притчей своих:
"Лучше угощение из зелени,- бедняком предложенное мне,- нежели откормленный бык, которым угощал меня богач для того только, чтобы напомнить мне о горестном положении моем".
 
 

Примечания

1.  Один из военачальников Давидовых.
2.  Nache – искалеченный, хромоногий.
3.  Сказочная птица, букв. Лесной петух.
4.  Трубка сурьмила делалась из тростника, ручка-насос – из металла. Само вещество для подкрашивания бровей и окрашивания глазного яблока представляло минералогический выплав; попадая в глаз, вызывало усиленное действие слезоточников.
5. "Почёт для мертвых" - саван, "позор для живых" - верёвка для виселицы, "радость для воробьев", клюющих льняные зерна, "горе для рыб" - сети.
6. Здесь пропущен промежуточный момент, фактическая сущность которого подсказывается последующим содержанием легенды. Отсутствие Соломона не было замечено ни в Синедрионе, ни в доме царском, так как Асмодей принял его образ.
7. Чтобы не обнаружить козлиных копыт своих. По других источниках у Асмодея, вместо ног, петушиные лапки.






2001-2005 | Русская апокрифическая студия | О студии

Rambler's Top100