Русская апокрифическая студия

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм
Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования | Ссылки | Гостевая книга

Лахишские письма




ЛАХИШ

Лахиш до 701 года до н.э.

Лахиш, второй по величине город в Иудее, был идентифицирован с городищем Тель эль-Дувейр, расположенным в нижней части Шфелы около главной дороги, идущей со стороны южной части Прибрежной равнины. Площадь холма составляет около 20 акров. Во времена Объединенного царства (слой V) Лахиш был заселен лишь частично, и, кроме того, он оставался неукрепленным. Последующие слои Лахиша (слой IV-III) представляют особый интерес благодаря уникальному сочетанию археологических, библейских и ассирийских текстовых и изобразительных материалов, связанных с завоеванием Лахиша Санхеривом в 701 году до н.э.
Укрепления Лахиша этих двух периодов состоят из внешней стены, проходящей посредине холма, и из внутренней стены, которой была огорожена вершина. В ближний части городища видны городские ворота, а в правом нижнем углу - ассирийская осадная насыпь нескольких участках шести метров, она была сложена из глиняных кирпичей, положенных на каменный фундамент. Привратный комплекс городских стен включал проход вдоль склона холма и внешние и внутренние ворота, расположенные, соответственно, у внешней и внутренней стен. Это напоминает подобную структуру в Дане, Мегиддо и Тимне. Внешняя стена была укреплена огромным бастионом, воздвигнутым на склоне. Небольшая площадь внутри внешних ворот вела к шестикамерным внутренним воротам, что также напоминает планы подобных сооружений в Мегиддо, Хацоре и Гезере, хотя здесь размеры комплекса больше. Вдоль городских улиц были выкопаны большие дренажные каналы. Есть большое искушение приписать сооружение этой колоссальной оборонительной системы Рехаваму, поскольку Лахиш упоминается среди укрепленных этим царем городов (П Хр. [П Ц.] 11:9). Однако список рехавамовых крепостей составляет ныне предмет дискуссий, и некоторые ученые доказывают, что он относится к более позднему времени. На этом основании Д.Усьшкин склоняется к заключению, что эти укрепления были построены Асой или Иехошафатом и исправно служили почти двести лет - вплоть до ассирийского нашествия в 701 году до н.э.
От ворот начиналась улица, по обеим сторонам которой стояли торговые лавки и жилые дома. Эта улица вела в другой жилой район города. В северной его части размещалась ставка царского наместника, этот район был отделен от остального города толстой стеной. Основным сооружением огороженной части являлся дворец крепостного типа, возведенный на высокой платформе. Первой фазе этого дворцового комплекса соответствует дворец А - квадратное сооружение площадью 32 на 32 метра, стоявшее на высоком каменном подиуме. Время его постройки точно не определено. Оно может с почти равными основаниями относиться к слою V (Объединенное царство) или к слою IV (начало Разделенного царства). В следующей фазе (дворец В) это здание было достроено с южной стороны еще на 44 м, а в третью фазу (дворец С) оно было увеличено и с восточной стороны, что в итоге дало окончательные его размеры 36 на 76 метров. Таким образом, оно является самым большим из всех раскрытых на сегодняшний день строений эпохи железного века в Израиле. Высокий подиум приподнимал первый этаж дворца примерно на 6 м, и благодаря этому он зрительно господствовал над всем городом. От самого здания ничего не сохранилось, но о его плане можно строить предположения на основе остатков несущих стен внутри подиума. К востоку от дворца располагалась просторная квадратная площадь, замощенная камнем. Она была защищена каменной стеной, в которой были устроены шестикамерные ворота. Вытянутые, прямоугольные в плане здания вокруг площади служили складами, конюшнями, что напоминает комплекс такого рода сооружений в Мегиддо. В целом эта большая крепость, вероятно, служила административным и военным центром правительства Иудеи в южной Офеле.
Завоевание Лахиша Санхеривом Осада Лахиша и его последующее завоевание войсками ассирийского царя Санхерива в 701 году до н.э. является, пожалуй, наиболее хорошо документированным событием всего периода Разделенного царства. Большой рельеф на стене царского дворца в Ниневии показывает общий вид Лахиша, его осаду и живописует результаты завоевания: пленение, казни и изгнание его жителей.
Рельеф был, скорее всего, выполнен в Ассирии по подготовительным рисункам, сделанным непосредственно во время боевых действий художником, который наблюдал за происходившим из лагеря Санхерива. Согласно разысканиям Д.Усышкина, этот лагерь был разбит к юго-западу от города. На городских башнях видны балконы, с которых защитникам города было удобно держать оборону.
Весьма подробно показаны детали ассирийской осады, например, стенобитные тараны, которые нападавшие втащили на построенные вдоль городских стен валы. Иудеи стремились сжечь эти деревянные тараны с подвижными кожаными частями, меча в них факелы, тогда как ассирийцы не давали им загореться, поливая водой. Кроме того, они сами пытались поджечь город, посылая горящие стрелы или обматывая горящим тряпьем камни.
Ассирийский осадный вал был обнаружен археологами, и в настоящее время является единственным известным образцом ассирийских сооружений такого рода. Он был возведен в юго-западной стороне города, которая неглубокой седловиной соединялась с близлежащим холмом, где, по всей видимости, располагалась ставка Санхерива. Этот вал был сооружен из множества камней, постепенно подсыпавшихся и складывавшихся перпендикулярно городской стене, покуда он не уперся в нее. В этом месте археологи нашли множество следов жестокой битвы - сотни железных наконечников от стрел, камней от пращи, огромных камней, которые сбрасывали из города на головы осаждавших, и обуглившиеся бревна. Найденные там же остатки большой цепи принадлежали, по-видимому, стенобитному тарану, или, по предположению И.Ядина, эта цепь могла использоваться горожанами при защите от этого тарана. Наиболее примечательной находкой было обнаружение массивного вала, построенного защитниками города с внутренней стороны стены напротив соответствующего сооружения осаждавших. Это было сделано, чтобы стена могла противостоять ударам тарана, а также для того, чтобы создать дополнительную преграду на тот случай, если стена будет разрушена ассирийцами.
Все эти грандиозные попытки удержать город не увенчались успехом. Лахиш пал. Библейские и ассирийские источники о его завоевании дополняются археологическими свидетельствами, наиболее драматичное из которых - это массовое захоронение тысяч убитых, обнаруженное в большой пещере за городскими стенами. Большая часть раскопанных домов Лахиша в слое Ш сгорела.
Среди находок в домах было множество сосудов для хранения продовольственных припасов типа ламелех, которые использовались при подготовке восстания против ассирийцев при царе Хизкияху.
Точная дата разрушения слоя Ш в Лахише определяется учеными по-разному. Тафнелл считает, что это произошло в 701 году до н.э., однако В.Ф.Олбрайт и Дж. Э.Райт (которые следуют первому археологу, проводившему там раскопки, Дж. Л.Старки) полагают, что этот слой был разрушен во время первого похода в Иудею Навуходоносора в 597 году до н.э. Эта точка зрения имела большое влияние на сравнительную хронологию железного века в Палестине. Однако новейшие исследования Д.Усышкина подтвердили позицию Тафнелл, и теперь разрушение города слоя Ш в Лахише в 701 году до н.э. можно считать достоверно установленным.

Лахиш в 7 столетии до н.э.
В 7 столетии до н.э. Лахиш был восстановлен. Этот последний город железного века (слой П) существовал до окончательного разрушения Иудеи вавилонянами в 586 году до н.э. Система укреплений этого города была не столь внушительна, как в предыдущий период, а привратный комплекс - значительно слабее: в него входили частично восстановленные бастион и внешние врата из предыдущего слоя, а внутренние ворота были просто проходом в новой, более узкой городской стене. На площадке между внешней и внутренней стенами в разрушенной караульне было найдено восемнадцать остраконов, известных в научном мире как "Лахишские письма", составляющие вторую по значению группу письменных источников периода Разделенного царства. Внутри города археологи раскрыли жилые здания и амбары. Они утверждают, что дворец-крепость был необитаем в этот период, однако трудно поверить, что такое огромное сооружение простояло в руинах весь 7 век. К тому же, известно, что высокий подиум этого дворца служил основанием для большого дворца в следующую, персидскую эпоху.
 
 

Лахишские письма

Письма времён Ирмияу (Иеримии) пророка

Остракон (глиняный черепок) 1

1 Гмаряу бен (сын) Ицлияу
2 Яазньяу бен Товшилем
3 Хагав бен Яазаньяу
4 Мивтахьяу бен Ирмияу
5 Матаньяу бен Нерияу
 

Остракон 2

1 Господину Яушу, да даст услышать
2 Йеова (Имя Бога) господину моему вести мира (добрые вести)
3 в это время! Раба
4 своего Кэлэва помнит ли господин мой?
5 Да воспрепятствует Йеова
6 словам моим,  если скажу, чего не знаю!
 

Остракон 3

1 Раб твой Ошаяу посылает
2 сказать господину моему Яушу, да даст услышать
3 Йеова господину моему вести мира!
4 (Объявление) в письме, и сейчас открыл
5 некто ухо рабу твоему относительно письма, которое
6 послал рабу твоему вчера (вар. перевода: о первом письме, которое  вложил во второе). Ибо сердце
7 у раба твоего неспокойно с тех пор как повелел ты рабу
8 твоему. И так сказал господин мой: «не знаю  (кто)
9 прочитал письмо. Жив Йеова, если кто-либо
10 пытался прочитать письмо (посланное) мне, то навеки (т.е. будет истреблён)
11 И также любое письмо, которое придёт ко мне, если
12 кто-либо прочитает его, то тогда гнев мой
13 на того». А рабу твоему
14 было сказано: сошёл военачальник
15 Каньяу бен Эльнатан, пришёл
16 в Египет и
17 Одавьяу бен Ахияу и
18 люди его (и) пошли взять этого.
19 И письмо Товияу, раба царя
20 пришедшее к Шалуму бен Ядуа от пророка, говорившего:
21 «остерегайся», послал раб твой господину моему (вар. Письмо Товиияу раба царя пришло к Шалуму бен Ядуа  для пророка со словами: «берегись» (его) отослал раб твой господину моему).
 

Вероятно, речь идёт о пророке Урияу (Урии), который убежал в Египет из-за опасения быть убитым. Но царь Йеояким послал Эльнатана и людей его привести Урияу из Египта и в последствии убить его ( Иер. 26:21-24).
 

Остракон 4

1 Да даст услышать Йеова господину моему в это время
2 вести мира! И сейчас, всё что повелел господин мой
3 так и сделал раб твой. Написал на двери
4 всё, что повелел господин мой мне и всё что повелел
5 господин мой о доме Эрпеда (вар. В гостинице - доме для ночлега). Нет там никого
6 Самхияу взял Шмаяу и
7 привёл его в город (Иерушалаим), а раб твой - господин мой
8 послал туда Айеу
9 Проверил патрули
10 и узнал, так как
11 наблюдали за сигнальными постами Лахиша
12 согласно повелению господина моего, но не видны (сигналы)
13 Азеки.
 

Остракон 5

1 Да даст услышать Йеова господину моему
2 вести мира и добра
3 в это время. Раб твой
4 Кэлэв, послал ли  рабу твоему
5 письма?
6 и в это время отдал раб твой письма
7 господину моему. Рука Товияу
8 в содеянном.
9 Что может раб твой сделать
10 Товияу, разве он мышца царя?
 

Остракон 6

1 Господину моему Яушу. Боящийся Йеову
2 господин мой (вар. Да насытит Йеова господина моего). Мир тебе. Раб
3 твой Кэлэв, послал господин мой  письмо
4 царяю и письма начальствующим говоря:
5 «Воззови - пожалуйста». И вот слова пророка
6 не добрые, они ослабляют руки и
7 опускают руки страны, руку Азарьяу и
8 людей его. И сейчас господин мой разве не
9 напишет,  говоря: «почему делаете
10 такое Урии? зачем это
11 царю? Почему делаете
12 подобное»? А жив Йеова Бог
13 твой, пожалуйста, не читай
14 рабам твоим
15 такое письмо
16 и не рассказывай ничего.
 

Остракон 7

Видны только отдельные буквы.
 

Остракон 8

1 Да даст услышать Йеова господину
2 моему добрые вести в это время..............
3 пророк.....
4 .....далеко....
 

Остракон 9

1 Да даст услышать Йеова господину
2 моему вести мира ....послал 115 (?)
3  ....в это время рабу твоему    ....рука Хашавьяу
4 начальствующий сделал они...
 

Остракон 10

Нет возможности прочитать этот остракон, так как буквы стёрты.
 

Остракон 11

1 …
2 Кэлев
3 .....
4 Смахияу к
5 Смахияу
 

Остракон 12

1 .... Кэлэв. Господин мой
2 письмо
3 Жив Йеова
4 Прочитал раб
5  …
6 господин мой
7 раб твой
8 …
 

Остракон 13

1 .... встал делать дело
2 ....и Смахияу
3 ........ колчан
 

Остракон 14

Видны только отдельные буквы.
 

Остракон 15

Этот остракон самый большой из остраконов Лахиша, но, к сожалению, видны только отдельные и плохо понятные буквы.
 

Остракон 16

Внешняя сторона   Внутренняя сторона
1 .... гнев?...    1 .....
2 И было....    2 ........
3 Послал  раб твой   3 Послал
4 письмо .....    4 Слово и ....
5 [   ]яу пророк
6 ......
 

Остракон 17

1 Раб
2 Господин мой
3 .......
 

Остракон 18

1 До вечера по возвращении Товшилема, пошлёт раб твой письмо, которое
2 послал господин мой для Азарьяу....
 

Остракон 19

Этот остракон содержит список имён и цифр.
1 Бен Уц 10
2 Пэках 1+10
3 Мабаль (?) 50 (?)
4 Шмаяу  50 (?)
5 Шав[…]ш
6 …
7 10+5
 

Остракон 20

1 В девятый год, в день
2 Хахальяу ......
 

Остракон 21

Внешняя сторона
1 Господину моему...
2  ....
3 В руке Кэлэва, ибо
4 И вышел........
5 .....
 

Внутренняя сторона

1 ....сошёл
2 .....
3 послал письмо
4 ....
5 ....
6 .....
 

Список имён людей упоминавшихся в Лахишских письмах и Писании.
Пророк Урия, Ахияу, Эльнатан, Гмарьяу, Одавьяу, Ошаяу, Хагав, Хахальяу, Товия,Яазняу, Ядуа, Ирмияу, Каньяу (или Яханьяу), Матаньяу, Нерияу,Смахяу, Азарьяу, Пэках, Шалум, Шмаяу.

 * * *
 

Перевод  Рами Юдовина по книге Зеева Вильнаи «Лахишские письма».






2001-2020 | Русская апокрифическая студия | О студии