Книга исполинов (Манихнйская версия)
Советуем прочитать Книгу Наблюдателей (1 Енох 1-36) перед ознакомлением
с манихейской "Книгой исполинов".
Фрагменты и цитаты из манихейской версии Книги Исполинов были восстановлены
из разлчных средневековых рукописей на разных языках, включая Среднеперсидский,
согдианский, югурский, коптский, парфянский, и латынь.
Представленые здесь страниц1
M1-4 полностью истинные и повествует историю падения ангелов и рождения
исполинов, M5 и M6 приближаются по содержанию к предыдущим страницам, M8-9
наверно должны были следовать за ними. M11-12 по сожержанию близки к предыдущим.
M15 интерпретирует сон в M12. M16 и M18 - противоположные стороны той же
самой страницы, с неопределенным количеством текста, потерянного между
ними у основания страницы. M23, 26-27 принадлежат тому же самому последнему
эпизоду, и M28-29 походят, Корее всего из постдилувианского периода.
Следующие фрагменты вероятные, но сомнительные. M14 приводит эпизод,
в котором Енох дает наставления бесам, в тот момент, когда он был недосегаем
исполинами. M16 приналежит (Махоейю?) когда он возвращает послание Еноха
на каменных скрижалях и M17 представляет собой послание Енох, содержание
которого соответствует контексту.
Следующие фрагменты предположительно возможны, но очень сомнительны.
M7 мог также соответствовать эпизодом отображонным в M23, 26-27. Размещение
M10 здесь базируется на предположении Скджаерва (Skjaerv), что Яим (Yima)
отождествляется с еврейским Богом Яхве. Непонятно куда относится M13 и
может быть отнесен к любой из последующих страниц. M19-20, естественно
продолжают предыдущие страницы, в которых однако Са[х]м и Махоей не упоминаются,
они идут после M18, но возможны и другие размещения. В M21 упущено наставление
Еноха которое он сначала послает исполинам, но в проходе оно теряется,
и поскольку ситуация ухудшается, он прибывает лично, чтобы непосредственно
им передать. M22 показывает реакцию Еноха на просьбу бесов об милосердии,
хотя этот эпизод мог также идти с M17 (хотя это сомнительно, что так много
текста могло сохранится между M16 и M18). M24-25 расположены правильно,
но могли также идти с M9-12
"Книга исполинов"
(Манихнйская версия в сохранившихся фрагментах
и цитатах)
M1. Эти двести бесов спустились на землю.
M2. Их сошествие с неба возбудило других небесных существ (обитателей).
M3. Они спустились (на землю) из-за красоты женщин, которых они там
(на земле) увидели.2
M4. (И) чтобы совратить этих женщин, они обучили (их) запрещенным искусствам
и небесным тайнам3 , и они (исполины)
принесли руины на землю.4
M5. Кто - то (Енох?) предупреждал, что пришествие этих двухсот бесов
приведёт только к "потери речи", и "тяжолому труду".
M6. Они поработили человеческий род, убили сотни тысяч праведных в сражении,
насильственно женились на красивых женщинах, и пленили народы. (Но) ангелы
"спрятали" Еноха. 5
M7. (Когда) праведных сжигали, они вспоминали о мудром Енохе.
M8. Шемихазе6 родил двух
гигантских сыновей, Са[х]ма (=Ohyah) и Патсэма (=Nariman или Ahyah/Hahyah).
Другие бесы и Яксас родили остальную часть исполинов.
M9. Исполины росли и крушили землю и человеческий род. Плачь рода человеческого
достигает небес.
M10. Яима7 принял преклонениеи
прошения человечества, поскольку люди умоляли о помощи.
M11. Кто-то хвалился, что Са[х]м и его брат будут жить и управлять всегда
и у них несравнимая сила и власть.
M12. Исполин Хобабиш (=Humbaba) отнял у кого - то его жену. Исполины
грешили между собой и начали убивать друг друга, а также других созданий.
Са[х]м и его брат остепенились. Оказалось, что Са[х]му приснился сон, в
котором дощечка была брошена в воду. Этот сон имел три значения, предвещая
горе, падение и разрушение. Nariman имел сон о саде, всем в рядах деревьев.
И некоторые из тех павших двухсот опомнились.
M13. Кто - то рассказал несколько притч о различии между малым и большим
или о произхождении большого из малого. Нариман рассказал как он видел
(во сне?) тех кто плакал и глубоко переживал и многих других, которые были
падшими правителями.
M14. Исполин Махоей, сын Virogdad (=Baraq'el)8
, услышал глас предостерегающий его, поскольку он летел вперед к восходу
солнца, и он подчинился Еноху "апостолу" и небесному гласу, которые предупреждали
его опустится прежде, чем солнце обосжёт его крылья (как Икара). Он спустился,
и глас привел его к Еноху.
M15. Енох истолковал сон, указывая, что деревья это как "Наблюдатели"9
, а исполины, которые были рождены женщинами, будут "сломаны" (повержены)
некоторыми …(деревьями?)
M16. Кто - то рассказал, что кто - то приказывал ему, чтобы он не бежал,
но принес послание, написанное на двух каменных скрижалях и отнес это послание
сначала к Nariman. Он принес ему, чтобы выслушать содержимое одной скрижалии,
которая имела отношение к демонам и исполинами. Шамизад приказал ему прочитать
написаное Енохом.
M17. Енох апостол, предсказывает суд над демонами и их порождениями,
говоря, что не будет им покоя и узрят они гибель своих детей (исполинов)10
. Он обращался к кому - то (возможно к исполинам), кто правил в течении
ста двадцати лет11 . Потом он предсказал
грядущую эру земного плодородия, возможно после Потопа12
, или сам Потоп13 .
M18. Са[х]м призывал других исполинов непечалится и попиршовать, но
они были слишком печальны, чтобы есть и вместо этого уснули. Махоей пошёл
к Atanbush (=Utnapistim - или другой исполин или другое имя Еноха) и рассказал
ему обо всем. И когда Махоей возвратился, у Са[х]ма был сон, в котором
он взошел на небо. Он видел воду на земле обетованной, и демоны выходили
из воды. Некоторые существа (духи защиты?) были невидимыми, но сами видели
небесных правителей.
M19. Са[х]м, Шамизад, и Махоей разговаривали. Махоей рассаказал о своем
отце Вирогдаде. И неясно зачем упомянул об оружие и благословении на того,
кто видел как избавиться от смерти. Сэм и Махоей искали …(?) …кое-что (?)
M20. Кто - то утверждал что он уверен в Махоей, и что он будет защитником
Са[х]ма, но однако Са[х]м и Махоей были повержены и начали бороться между
собой.
M21. Злые дьяволы были довольны видеть "апостола" (Еноха) и робко собрались
перед ним. Очевидно, они обещали преобразится и ступить на новый путь,
и они просили о милосердии4 .
M22. Кто - то (Енох?) предупреждал группу (бесов?), что они будут преданы
огню, и наложено на них будет вечное проклятие, несмотря на их веру, что
они всегда неправильно используют свою силу и потеряют ее. Он также обращался
к ним "рождённые в грехе сыновья вне брака" (гиганты?)5
и описывает, как праведные будут лететь над огнем проклятия и в душе злорадствовать
об этом.
M23. "Они", предположительно демоны, взяли нескольких небесных помощников
(небожителей?) в плен. Из-за этого ангелы сошли с неба, вселяя ужас в двести
демонов, которые приняли человеческое обличье и скрылись среди людей. Ангелы
разделили людей и стали следить за ними, отбирая гигантов от демонов и
вводя "их" (детей гигантов) в безопасные тридцать два отдаленных города,
подготовленных для них "Живым Духом" Aryan Wezan (традиционная родина индо-иранцев),
околосвященной горы Меру и других гор. Эти люди изобрели искусства и ремесла.
Эти двести демонов ведут великую войну против четырех ангелов.
M24. Atanbush отчаянно сражался, сопровождаемый Наблюдателями и исполинами,
и трое из исполинов были убиты. И также ангел был убит а с ним и другие.
M25. Ohyah и Ахьях решили сдержать свое обещание принять сражение, и
они хвалились своим мастерством.
M26. Эти четыре ангела, божественной командой, связали Egregoroi вечными
цепями и заточили в темную темницу6
и уничтожили его детей7 .
M27. Даже перед бунтом Egregoroi, эта темница была уготована для них
под горами. Кроме того, тридцать шесть городов были приготовлены для проживания
злых и долговечных сыновей исполинов еще перед тем как они были рождены.
M28. Ohyah (или Ахьях), исконное чудовище Левиафана, и архангел Рафаил
участвували в большом сражении "и они исчезли". Согласно одной традиции,
Охьях пережил потоп и боролся в одном сражением после потопа.
M29. Три тысячи двести восемьдесят лет прошло между временем Еноха и
времени Короля Виштаспа (который управлял во время пророка Заратустры,
который наряду с Буддой и Христом, был апостолом, который прибыл перед
апостолом Мани).
Примечания
1. М - манихейская «Книга исполинов», 1-29 – условные номера страниц
2. Сравни Быт. 6:2; 1 Енох 6:1-2; Юб. 5:1)
3. Сравни 1 Енох 7-8)
4. Сравни Быт 6:5, 11-12; 1 Енох 7; 9:8; Юб. 5:2-3)
5. Сравни Быт 5:24; 1 Енох 87:3-4, 70:3; Юб. 4:21, 23).
6. Shemihazah, сравни 1 Енох 6:3; 9:7
7. Согласно манихейской космологии это перевод имени еврейского
Бога – Яхве.
8. Сравни 1 Енох 6:7
9. Сравни 1 Енох 12:4 и дальше
10. Сравни 1 Енох 14:6; 16:3; Юб. 4:22
11. Сравни Быт. 6:3
12. Сравни 1 Енох 10:11-22
13. Сравни. Быт 7:8-9
14. Сравни 1 Енох 13:4-6, 9
15. Сравни Быт. 6:3
16. Сравни 1 Енох 10:11-14; Юб. 5:6, 10
17. Сравни 1 Енох 10:15; 15:8-12; Юб. 5:7-9, 11