Манихейские притчи
Притча о слушателях
Манихейский текст на парфянском языке. Под "слушателями" подразумеваются
последователи Мани, живущие в миру.
... И подобно разбойнику с дороги, который убил тех сыновей, так же
и вы все, кто простирает свои руки против земли ... и вредят ей каждым
способом... И всем вашим телом вы растаптываете и повреждаете землю...
И вы предаете мученической смерти и плохо обращаетесь с этой живой Душой,
из которой вы были рождены, и постоянно молитесь и плачьте из-за ваших
рук, которые плохо обращаются с ней.
Вы слушатели, которые стоят обременённые большим количеством грехов
и вины, вы нуждаетесь в прощении и благоволении от многих ваших грехов
раз и навсегда. Поэтому выбирайте день за днем для соглашений (?) и прощений
так, чтобы они ... могли принести благоволение на Вас.
[отсутствует восемь строк]
Они (совершенные слушатели) походят на человека, который есть ... здоровый
во всем своём теле и свободный от боли, и кто не имеет никакой боли или
ничем не болеет.
Все же он иногда может немного повредить себе некоторые органы, и он
встает беспокойно и поворачивается к этому (органу) снова и снова, и задается
вопросом, когда же эта рана исцелится, так, чтобы его целое тело было хорошим
и освободилось от боли.
И снова, они сопоставимы богатому человеку, который ... ничего ни у
кого не заимствует. И однажды приходит необходимость, и он заимствует драхму
у кого - то еще. После того, он постоянно думает, "Когда же я заплачу драхму
моему кредитору согласно..." Подобно этому...
Притча о земледельце
Манихейский текст на парфянском языке.
1. ... он собирает эту пшеницу, и он засыпает ее в сосуд, который
2. забирает с собой. И он идет в свой дом, из которого прибыл,
3. поскольку он выполнил задачу, для которой прибыл на поле, и
4. потому что он прибыл все выжинать и собирать,
5. и потому, что то, что он собирал уже сохранено в его сосуде...
1. "... Мы хотим получить ..., благословляем и сопровождаем его в благополучный
путь".
2. И это свидетельствует о том, что он говорил верно.
1. Кроме того, он сказал, "Поймите, что никто не уведет Вас,
2. поскольку многие возьмут мое имя, говоря, "Мы - Иисус (ученики?),
3. и это его время прибыло". И многие обольстят их.
Притча о монахе и девушке
Манихейский текст на парфянском языке.
1. "... Я хочу поместить милостыню туда (в горшок или сосуд)".
1. Тогда женщина дала ему девушку, и монах поместил девушку
2. туда. И он ушел. И эту женщину посет[ил] ... a[…]
3. .... охотник. Он поймал волка и принес его к ... Он хотел
4. положить его в этот сосуд. Когда он открыл его, он увидел девушку,
и она
5. была очень красива. Немедленно он спросил женщину,
6. "Что находится в сосуде? " И она ответила, "Монах положил в него
7. свою милостыню". Сразу же охотник вынул девушку, а туда поместил
8. волка в...
1. В ночное время прибыл монах, размышляя, "Я хочу взять девушку
2. .... "Когда он засунул свою руку в сосуд .., волк выпрыгнул
3. и съел монаха.
1. Эта притча касается грешников, которые, постоянно копят багатства
2. ... думают что ... Но они идут в темный Ад. Также, как монах искал
3. девушку, (а) нашел волка...
Притча о двух змеях
Манихейский текст на согдийском языке .
1. Здесь начинается история о змеях "Тяжело-нести " и "Легко-нести ".
Как рассказывают, были однажды две змеи, и первую из них звали "Тяжело-нести".
Их тела были одинаково большими, и их хвосты были очень длинны. Будучи
одинаково умными, они любили друг друга так, что нельзя было заметить их
отделено друг от друга. И однажды они вместе двинулись в путь. И когда
они проползли много земель, одна змея упала в уныние, а другая змея поползла
по пути дальше.
На одной стороне пути была очень крутая гора, а с другой стороны очень
глубокая морская бездна. И на их пути ловец установил ловушку для змей.
В этой ловушке было полно горящих углей, и во все стороны взлетали искры
в воздух. Ловец же скрывался поблизости. И когда змеи подползли в то место,
то сильно удивились, увидев в воздухе пламенные искры. Но не было возможности
избежать ловушки, поскольку, надо было идти вперед по этому пути, и не
было пути назад. И тогда, немного подождав, она бросилась вперед, думая:
"Я перепрыгну через ловушку всем своим телом". Но ловушка была очень широка,
а тело змеи длинное и очень тонкое, и хвост ее был очень длинен, она не
смогла перескочить ловушку. Ее голова перескочила, но хвост остался позади,
и расположился поперек ямы, и змея не смогла подтянуть хвост к шее. Так
змея горела так умерла. И вскоре ловец подошёл к яме, протянул руку и камнем
разбил голову змее, поднял камень, и ушел очень счастливым.
Вторая змея приползла и нашла своего мертвого друга с разбитой головой.
Взмолилась в глубине своей души, "Увы! Ты был очень дорог для меня" И плакала
и глубоко переживала, горько оплакивая она жалобно и сказала, "O прекрасный
брат, как же ты в позоре умер, и твой брат ничем тебе не помог?" Когда
же закончила глубоко переживать, про себя подумала: "Мой брат умер, потому
что он думал о всем своем теле. Если же я также, не найду выход, то я должна
буду умереть" И эту задачу она должна была решить. И змея сказала, "Поскольку
он был мужчиной, он не мог перенести разделение со своим дорогим хвостом;
он не мог вынести тление и перенести боль в теле. Если же я вынесу разделение
от моего дорогого хвоста и вынесу небольшую (физическую) боль в моем теле
ради души, то я смогу перепрыгнуть через ловушку". Тогда она перестала
унывать нашла оставленный пастырями огонь. И так она сожгла длинный кусок
своего хвоста, который был бесполезен для тела. И, когда она стала меньше,
то бесхвостое тело очень легко подскочило вверх и пересекло ловушку благополучно.
Из этих двух змий, каждый – человек, который любит свое тело, и для
которого отношение [к телу ....] является главным, тот неспособен позаботится
о душе. И его [....] длинен. Вторая змея - человек, для которого душа более
дорогая чем тело. И небольшое количество яда (вреда) в нем не мешает души
скинуть тонкие оковы, связывающие его душу. И ловушки для души все эти
три испытания, и высокие горы и глубокая бездна воды, и канава с
огнём. Ловец - Агриман, и камень душа.
В конце концов Старик, без добрых дел, является тем, кто не может перепрыгнуть
через эти три канавы с длинным хвостом (грехов). Но избранный Новый Человек
пройдет очищение тремя ядами в теле и если перенесет в своем теле боль,
которою требует соблюдения Закона, и если он сможет вынести разлуку со
своей дорогой женой и детьми и богатством, то в Судный (букв. Последний)
День его душа будет результатом тела и достигнет мира и Рая ...