III. Священная речь Гермеса Триждывеличайшего
1. Гордость всего сущего. Бог, божественное и Природа божественная.
Начало всего сущего есть Бог - и Ум, и Природа, и материя, - поскольку
Он есть мудрость для проявления Всего. Начало священно, и оно есть Природа,
энергия, Необходимость (анагкэ), завершение (телос) и обновление.
Был бесконечный мрак над бездной, и вода, и Дух тонкий и разумный, и
все это содержалось в хаосе божественным могуществом. Тогда вспыхнул святой
огонь и стихии (Менар: из-под песка вышли стихии...), отделившись от влажного
вещества, сгустились... и все боги разделили зарождающуюся Природу.
2. В то время как все было неопределенно и неоформлено, легкие стихии
отделились от иных и устремились вверх, а тяжелые установились как основание
под влажным песком, вся Вселенная была разделена на части под воздействием
огня и подвешена так, чтобы она могла быть движимой Духом. Небо появилось
в семи кругах, и боги предстали пред взором в форме звезд со всеми своими
созвездиями (Менар: ...характерами, и звезды были посчитаны...), и небо
было определено вместе с богами, которые суть в нем. И воздух окружил внешний
круг, несомый в своем круговороте божественным Духом (Скотт: И небо начало
вращаться вокруг божественного воздуха).
3. И каждый бог, согласно своему могуществу, совершил деяние, которое
ему было предопределено. И родились твари четвероногие, и пресмыкающиеся,
и твари водные, и твари крылатые, и всякое зерно плодотворное, и трава,
и нежные побеги разных цветов, и все имеет в себе семя возрождения.
...И породили они также поколения человеческие, дабы знали они божественные
произведения и созерцали энергию Природы; множество людей, дабы они царили
над всем тем, что есть под небом, и знали Благо, дабы росли в размере и
умножались в количестве; и дабы все души, вселённые во плоть бегом круговых
богов, дабы все души эти созерцали небо, бег небесных богов, божественные
творения и энергию Природы, дабы различали Благо, дабы знали могущество
Бога, дабы научились отличать добро от зла, и дабы постигали все полезные
ремесла.
4. Их жизнь и мудрость с самого начала управляются бегом круговых богов
и ими разрешаются (Скотт: ...в стихиях). И предопределено им приобретать
мудрость, и трудиться на земле, и созидать великие памятники и предоставлять
их времени для разрушения и для обновления. И все поколение одушевленной
плоти и семян фруктов, и все творения тленные будут разложены и обновлены
Необходимостью, и обновлением богов, и периодичным круговым движением Природы,
которой управляет число. Божествен Порядок мира и его природное обновление,
ибо и сама Природа размещена в божественном.