VI. О том, что Благо существует только в Боге одном, и нигде более
Речь Гермеса Триждывеличайшего
1. - Благо, о Асклепий, есть только в Боге одном, и нигде более, или,
скорее, Благо есть всегда Сам Бог. Если так, то Благо должно быть сущностью
(Менар: нерушимой, несотворенной, вездесущей, имеющей в себе самой постоянную
деятельность, совершенной, полной и неисчерпаемой), из которой берет свое
начало всякое движение и всякое рождение (Скотт: лишенной всякого движения
и всякого рождения), ибо нет существа, которому не было бы присуще движение
и рождение. Эта сущность имеет сосредоточенную в себе самой энергию, пребывающую
в состоянии покоя, она ни в чем не нуждается и не подвергается волнениям,
в избытке обеспечена (Скотт: ...всем, чего можно было бы желать), высшая
сокровищница, источник всех вещей. (Менар: Единство есть начало всего,
Благо есть источник всего.) Когда я говорю, что то, что все всем обеспечивает,
благое, - я подразумеваю, что оно есть полностью и всегда благое.
Оно принадлежит только Богу, ибо нет ничего, чего бы Ему недоставало
и желание чего могло бы сделать Его плохим; нет ничего среди вещей, что
Он мог бы потерять и потеря чего могла бы Его удручить; ибо печаль есть
форма зла. Нет ничего более сильного, чем Он, и что могло бы подвигнуть
Его к раздору и вражде (Менар: что могло бы победить Его; Фестюжьер: что
могло бы считать Его врагом, ибо обижаться на что-либо не согласовалось
бы с Его природой). Нет ничего более прекрасного, что могло бы разжечь
в нем пламя любви; и нет ничего, что отказалось бы подчиниться ему и вызвало
бы этим его гнев; и нет ничего более мудрого, что могло бы вызвать его
зависть.
2. И если из всех этих страстей ни одна не принадлежит к Его сущности,
что же ему остается, если не Благость. И как у этой сущности нет никаких
иных свойств (Скотт; зла), так Благости нет ни в каком ином существе. Разнообразие
свойств (Скотт: зло) существует во всех отдельных вещах, маленьких и больших,
и даже в самом большом и самом сильном из существ. Все рожденное полно
страданий, поскольку само рождение уже есть страдание. Ибо там, где есть
страдание, нет места для Благости; и там, где есть Благость, нет страдания,
так же как там, где есть день, нет ночи, и там, где есть ночь, нет дня.
Вот почему Благость не может существовать в рожденном, но есть только в
нерожденном. Однако материя получила в дар участие во всех прообразах и
тем самым получила причастность Благости. Таким образом, мир благ, поскольку
он сам также все творит и в связи со своим производящим назначением. Во
всем же остальном он не благ, ибо он способен страдать, подвижен и порождает
творения, способные страдать/
3. В человеке, когда речь идет о благе, то лишь в сравнении со злом;
в подлунном мире все, что не слишком плохое, считается благим, и благо,
получается, не что иное, как наименьшее зло. Но благо здесь не может быть
полностью чистым от зла, оно ухудшается, смешиваясь со злом, и тогда оно
перестает быть благом и становится злом. Таким образом, Благо существует
только в Боге одном, или Бог есть Благой Среди людей, о Асклепий, благо
существует только на словах, отнюдь не в делах - это действительно невозможно.
Благо несовместимо с материальным телом, со всех сторон окруженным злом,
болью и страданиями, вожделением, гневом, заблуждениями, наваждениями.
Но самое худшее, о Асклепий, что на земле за Благо принимают зло, причем
чем хуже зло, тем большим Благом оно считается, например, чревоугодие заблуждение,
порождающее зло и удаляющее нас от Блага [текст испорчен; Скотт: заблуждение
влечет за собой зло; Фестюжьер: чревоугодие - наихудшее из зол... заблуждение
есть отсутствие Блага].
4. Что касается меня, я благодарю Бога, который вселил в мой ум Знание
Блага, Знание того, что Благо само по себе не может существовать в мире;
ведь мир полон (плерома) зла, в то время как Бог преисполнен Благости,
или Благость преисполнена Бога. [...] Прекрасное излучается во все стороны
из божественной сущности, возможно, именно в нем она проявляется в наиболее
прозрачной, наиболее чистой и наиболее достоверной форме [предложение,
вероятно, искажено). Не побоимся сказать, о Асклепий, что сущность Бога,
если Он имеет сущность, это Прекрасное, и невозможно Прекрасное-и-Благо
приписать чему-либо иному в мире; все видимые объекты суть только образы
или нечто вроде очертаний. Сущность Прекрасного и Блага следует искать
в том, что невидимо для очей, [...] и око не может это увидеть, как оно
не может узреть Бога; это составные части
Бога, совершенные, достояние только Его, неотделимые от Его сущности,
которые Он любит или которые Его любят.
5. Если ты способен постигнуть Бога, ты постигнешь Прекрасное-и-Благо,
высшее чистое излучение Бога, несравненную и неподдельную красоту, Благо,
не имеющее равных, как Сам Бог. С этого момента насколько ты постигаешь
Бога, настолько же ты постигаешь Прекрасное-и-Благо; они не могут быть
переданы иным существам, ибо они неотъемлемы от Бога. Когда ты ищешь Бога,
ты ищешь также Прекрасное. Единственный путь к этому набожность в соединении
со Знанием.
6. Поэтому те, кто не имеет Знания и кто не идет по пути благочестия,
осмеливаются человека называть прекрасным и благим - человека, который
не видел, даже во сне, ничего благого, человека, со всех сторон окруженного
всяческим злом, который рассматривает зло как Благо, кормясь им ненасытно,
страшится его потерять и изо всех сил старается его не только сохранить,
но и приумножить. Таковы суть вещи, которые человек считает благими и прекрасными,
о Асклепий, и мы не можем ни избежать, ни ненавидеть, ибо, что досаднее
всего, это то, что мы в них нуждаемся и что мы не можем без них жить.