VIII. О том, что ни одно из существ не погибает и заблуждение есть то, что люди называют перемены разрушением и смертью
Речь Гермеса Триждывеличайшего
1. Поговорим теперь, сын мой, о душе и теле, о бессмертия души, о силе,
которая есть причина создания тела и его расчленения. Ибо смерть не существует;
слово "смертный" лишено смысла или же есть не что иное, как слово "бессмертный",
потерявшее свой первый слог (а-танатос). Смерть была бы уничтожением, но
ничто в мире не уничтожается. Если мир есть второй бог, бессмертное существо,
то никакая часть существа живого и бессмертного не может умереть. Ибо все
есть часть мира, в особенности человек - существо, наделенное рассудком.
2. Первый из сущего есть вечный несотворенный Бог Творец Вселенной.
Второе сотворено Первым по образу Своему; это мир, который Он породил,
который Он сохраняет и питает: мир произошел от своего Отца и посему он
вечно живой. Бессмертие отличается от вечности (Фестюжьер: мир бессмертен,
но не вечен). Бог не был рожден кем-либо иным; если он вообще был рожден,
то Самим Собой. Но в действительности Он никогда не был рожден, Он рождает
себя вечно (Менар: Вечность не была порождена чем-либо иным; она сама себя
сотворила или, скорее, она себя творит вечно. Кто говорит "вечное", подразумевает
"вселенское"). Отец, рожденный Сам из Себя, вечен, а мир, рожденный Отцом,
бессмертен.
3. Изо всей материи, которая была в Его распоряжении, Отец сделал тело
Вселенной, дал ему объем, придал ему шарообразную форму, установил ее качества
и сделал ее бессмертной и вечно материальной. Имея в своем распоряжении
качества множества форм, Отец распространил их в шаре и закрыл их там,
как в пещере, желая украсить Свое творение всеми качествами. Он окружил
тело Вселенной бессмертием, опасаясь, чтобы материя, стремясь рассеяться,
не вернулась в состояние хаоса, которое для нее естественно. Ведь когда
материя была бестелесна, она была беспорядочна. Даже здесь, на земле, она
сохранила слабые следы этого в способности к увеличению и уменьшению, то,
что люди называют "смерть".
4. Этот хаос производится только в земных тварях; тела (Фестюжьер: существа;
Скотт: боги) небесные сохраняют единый Порядок, полученный ими от Отца
в самом начале. Порядок сей сохраняется нерушимым благодаря возвращению
каждого из них на исходное место. Что касается возвращения тел земных к
их исходному состоянию, то оно заключается в расщеплении их до неделимых
тел, то есть тел бессмертных, и таким образом происходит потеря, прекращение
сознания, но не уничтожение тела (Скотт: жизни).
5. Третье существо есть человек, сделанный по образу мира; Волею Божией
у него есть ум, в отличие от иных земных животных; посредством чувств (Фестюжьер:
узами симпатии) он связан со вторым богом, посредством ума - с Первым;
он воспринимает одного через ощущения как телесное, Другого же - посредством
мысли как бестелесное, Ум и Благо.
Тат: Значит, тварь сия не погибает (Фестюжьер: не уходит в небытие)?
Гермес: Говори верно, сын мой, и постигни, что есть Бог, что есть мир,
что есть существо бессмертное, а что есть животное, подверженное разложению.
Постигни, что мир исходит от Бога и есть в Боге, что человек происходит
из мира и пребывает в мире. Начало, совершенство и непрерывность всех вещей
есть Бог.