ПЭМАНДР - пастырь человеческий
Однажды размышлял я о существах; мысль моя реяла в высотах, и все телесные
чувства застыли словно в тяжелом сне, последствии насыщения, излишеств
или утомления. Мне почудилось, будто огромное существо без определённых
очертаний по имени звало меня и говорило мне: "Что хочешь ты услышать или
увидеть, чему хочешь научиться и чего узнать?" Я сказал ему: Кто же ты?
Он отвечал: "Я Пэмандр - верховный разум. Я знаю, чего ты хочешь, и я с
тобою повсюду." И я сказал: "хочу быть сведущим в тварях, постигнуть их
естество и познать Бога". - "Прими в свой ум всё, что ты хочешь знать,
я научу тебя", сказал он. При этих словах он изменил свой облик, и тотчас
всё открылось мне в одно мгновение, и увидел я зрелище необъяснимое: всё
претворилось в нежный и приятный свет, чарующий взоры. Вслед затем опустился,
колыхаясь, страшный ужасающий мрак. Мне привиделось, будто мрак превращается
в какое-то неведомое естество, влажное и трепетное, издающее, дымясь, словно
огонь, какой-то зловещий шум. И раздался оттуда вопль, как будто голос
огня. Святое слово снизошло из света в природу, и чистый огонь взметнулся
из влажной природы к высотам; он был тонок, проницателен, и в тоже время
деятелен. И воздух, по лёгкости своей, последовал за огнём; от земли и
воды он поднялся к огню и там как-будто повис. Земля и вода пребывали в
смешении, и нельзя было различить землю с водою, и поколеблены были они
дыханием верховного Слова.
И сказал мне Пэмандр: "Что означает это видение?" - "Я научусь этому"
- отвечал я. "Этот свет, - сказал он, - Я, разум, твой Бог, предтеча влажной
природы, выходящей из мрака. Лучезарное Слово, исходящее от разума, сын
божий". "И что же?" - молвил я. - "Узнай: то, что видит и слышит в тебе,
есть Слово Господне; Разум же - Бог Отец. - Они неотделимы один от другого,
ибо единство - их жизнь". - "Благодарю тебя", - отвечал я. - "Постигни
же свет и познай его."
Говоря так, он долго глядел мне в лицо, и я трепетал от взора его; и
по знаку его, увидел я в уме моём свет и его неисчислимые могущества, порождение
бесконечного мира и приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной
силе. Это постиг я из слов Пэмандра.
И так как я был в обомлении, он прибавил: "Ты созерцаешь в уме своём
первичный образ, предтечу безграничного начала". Так сказал мне Пэмандр.
- "Откуда, - возразил я, - явились стихии природы?" Он сказал мне: "По
воле Бог Он же взяв Разум (Слово) и видя в нём строй и красоту, построил
мир по этому образцу, со стихиями, исшедшими из него же, и зачатками душ.
Разум, Бог мужской и женский. Он же есть жизнь и свет, порождает словами
другой творческий разум, Бога огня и дыхания, который образовал в свой
черёд правителей, в их круги заключил чувственный мир и стал им править
посредством того, что называется судьбой.
Слово или разум божий устремилось вскоре от низших стихий и примкнуло
к творческой мысли, ибо они одного естества. И низшие, неразумные стихии
оставлены были в состоянии простой материи. Творческая мысль, соединённая
с разумом, охватив круги и придав им быстрое вращение, возвратила создания
свои к себе и установила круговорот от начала к концу, как между двумя
недоступными гранями, ибо там, где всё кончается, всё начинается вечно.
И повелел Разум, да произведёт круговращение низших стихий бессловесных
животных, лишённых рассудка, воздух понёс летучих, вода же плавающих. Земля
и вода отделены были одна от другой, ибо так повелел Разум; и земля извела
из недр своих содержащихся там животных, четвероногих, пресмыкающихся,
зверей диких и домашних. Но Разум, Отец всех, он же есть жизнь и свет,
породил челове-ка, подобного себе самому, и возлюбил его, как собственное
дитя. Красотою воспроизводил он образ Отца, и Бог возлюбил воистину свой
собственный образ и вручил ему всех тварей. Но человек, размыслив над делом
творения, захотел творить в свою очередь и разлучился с отцом, вступая
в область творчества. Полновластный, он задумал дело сотворения братьев
своих, и те полюбили его, и каждый из них уподоблял его своему положению.
Тогда, зная своё естество и участвуя в их природе, захотел преступить он
грани кругов и превзойти могущество, что зиждется на огне.
И этот властитель мира и смертных существ, лишённых рассудка, через
гармонию и мощную преграду кругов, явил низшей природе прекрасный образ
Бога. Пред этой дивной красотою, в которой все силы семи правлений сочетались
с подобием Бога, природа улыбнулась от любви, ибо увидела она красоту человека
в воде и тень его на земле. И он, заметив в воде отражение своего собственного
облика, возгорелся любовью к нему и захотел обладать им. Усилие последовало
за желанием и зачата была форма, лишённая рассудка. Природа охватила возлюбленного
своего и окутала его всего, и соединились они обоюдной любовью. И вот почему,
один из всех существ, живущих на земле, человек двойственен, смертный телом,
в своём естестве же бессмертный; превосходя гармонию мира, он раб своих
оков; мужеский и женский, как его Отец, и превышая сон, он под властью
сна."
Чарует меня эта речь, - молвил тогда мой ум. А Пэмандр сказал: "Вот
тайна, скрываемая доныне. Природа, соединясь с человеком, произвела удивительнейшее
из чудес. Он состоял, как я сказал тебе, из воздуха и огня, подобно семи
начальникам гармонии; природа не остановилась и произвела семь человек,
мужчин и женщин, высшего строя, сообразно семи правителям." "О Пэмандр,
- воскликнул я, - продолжай, любознание моё усугубляется." - "Умолкни же,
- молвил Пэмандр, ибо не кончил я мою речь." - "Молчу", - отвечал я.
"Порождение этих семерых человек, как сказал я, произошло таким образом:
земля явила женское естество, вода - произрождающее начало, огонь доставил
жар, воздух - дыхание и природа произвела тела человеческого вида. Человек
получил от жизни и света душу и разум; душа явилась к нему от жизни, от
света же разум. И все части чувственного мира пребывали так до полного
развития начал и родов. Теперь выслушай остальное, желаемое тобою услышать.
И тогда период закончился, всемирная связь расторгнута была волею Бога;
ибо все животные, вначале двуполые, одновременно с человеком разделились
и образовались самцы с одной стороны и самки с другой. Тотчас же Бог изрёк
своё святое слово: возрастайте в произращении и умножайтесь в приумножении,
и всё моё деяние и творенья мои; и да знает обладающий разумом, что он
бессмертен, и что причина смерти есть любовь к плоти и да познает он все
существа.
И при этих словах Провидение соединило четы, по законам необходимым
и гармоническим, и установило произрождения. И все существа размножились
по родам, а тот, кто познал самого себя, пришёл к совершенному благу; но
тот, кто в заблуждении любви, возлюбил тело, тот и остался блуждающим во
мраке, из-за чувств подвластный условиями смерти." - "Какова же, - воскликнул
я, - великая ошибка невежд, что из-за неё они лишаются бессмертия?" - "Кажется,
- ответил он, - не понял ты того, что слышал; не велел ли я тебе поразмыслить?"
- "Я размышляю, - сказал я, - и вспоминаю, и благодарю тебя." - "Если ты
обдумал, скажи мне, почему пребывающие в смерти достойны смерти?" - "Потому
что наше тело происходит от той угрюмой мглы, откуда вышла влажная природа;
поэтому и тело, построенное в чувственном мире, кладезь смерти." - "Ты
понял, - сказал он, - почему тот, кто размышлял над собою, идёт к Богу,
как сказано божественным словом?" Я возразил ему: "Потому что из жизни
и света состоит Отец всех вещей, от него же родился человек." - "Благие
слова, - сказал он, - Бог и Отец, от которого родился человек, - свет и
жизнь. Если же ведомо тебе, что произошёл ты от жизни и света и состоишь
из них - пойдёшь ты в жизнь." Таковы были слова Пэмандра. - Скажи мне ещё,
о Разум, как я могу войти в жизнь", - сказал я. И ответил мой Бог: "Человек,
обладающий разумом, да познает себя самого в бессмертии сущего." - "Итак,
не все люди обладают разумом." - "Благие слова, - сказал он, - подумай,
о чём говоришь. Я, разум, присутствую у святых, у добрых, у чистых, у милостивых,
у благочестивых. Моё могущество в помощь им и тотчас познают они все вещи
и призывают Отца с любовью, и к нему обращают молитвы, благословения и
хвалы, ему подобающие, и прежде даже, нежели покинуть тело своё смерти,
ненавидят чувства, деяния которых им ведомы; или, вернее, я, разум, не
допускаю свершиться деяниям плоти. Словно привратник закрываю я вход деяниям
дурным и постыдным, отвращая желанья. Но что касается безрассудных, порочных
и злых, завистливых и корыстных убийц нечестивых, я далёк от них и предаю
их демону-мстителю, он же изливает в чувство их проницающий огонь, толкает
их всё больше ко злу, чтобы усугубить их кару и беспрерывно растравляет
их страсти ненасытными желаниями, пытает их невидимый враг и живёт в них
неугасимое пламя."
"Ты научил меня всему, чего я желал, о Разум; но просвети меня ещё в
том, как совершается восхождение." На это Пэмандр сказал: "Сначала тление
материального тела предаст его составные части превращениям; видимый облик
становится зримым; (личный) нрав, теряя свою силу, предаётся демону, чувства
возвращаются сообразно к своим источникам и расплываются в силах (мира).
Страсти и желания возвращаются в неразумную природу; остальное возносится
через гармонию, покидая в первой стадии свойства роста или ущерба, во второй
- сноровку зла и уже бессильную хитрость; в третьей - иллюзию, отныне не
властную над желаниями, в четвёртой - тщеславие власти, отныне неудовлетворимое;
в пятой - нечестивую надменность и безрассудное дерзновение; в шестой -
привязанность к богатствам, теперь бесплодную; в седьмой - коварную ложь.
И избавленный таким образом от деяний гармонии (мира), он является в восьмую
стадию, сохраняя лишь свою личную сущность и поёт с существами гимны в
честь Отца. Пребывающие там ликуют с ним, а он, уподобленный им, внемлет
мелодичному голосу сил, которые превосходят восьмую природу и воспевают
хвалы Богу. И тогда стройно возносятся они к Отцу и примыкают к силам,
и, ставши сами силами, рождаются в Боге. Таково конечное благо для обладающих
знамением - стать Богом. Чего же ты теперь ожидаешь? Ты научился всему;
надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог через тебя человеческий
род."
Сказавши так, Пэмандр присоединился к силам. А я, благословляя Отца
всех вещей и воздав ему молитву, воспрянул укреплённый им, постигнув природу
вселенной и великое видение. И начал я проповедовать людям красоту религии
и Знания. О народы, земнородные люди, погружённые в опьянение, дрёму и
Неведение Бога, стряхните ваши чувственные оковы, очнитесь от вашего оцепенения.
Они услышали и собрались вокруг меня. Я же заговорил: "Почему, о земнородные
люди, предаётесь вы смерти, когда дозволено вам достигнуть бессмертия?
Придите в себя, шествующие в заблуждении, изнывающие в не-ведении, бегите
мрачного света, причаститесь бессмертию, отступив от тлена."
И одни, насмехаясь, устремлялись в путь смерти; другие, припадая к
ногам моим, умоляли их научить. И я, воспрянув, стал руководителем человеческого
рода, наставлял их моими речами на путь спасения. Я засевал в них слова
мудрости, и питаемы они были водою амброзии (бессмертия); когда же настал
вечер, и померкли последние проблески солнца, я призвал их к молитве. И
совершив евхаристию (дела благочестия), каждый вернулся к себе на ложе.
А я начертал в себе повесть благостыни Пэмандра и, обладая предметом желаний
моих, почил исполненный радости. Дремота тела произвела прояснение души,
мои сомкнутые очи лицезрели истину, плодотворное молчание принесло в своём
лоне всевышнее благо, наречённые слова были семенами благ. Вот благодать,
высказанная мною от разума моего, т. е. от Пэмандра, верховного ума; так
через божест-венное вдохновение овладел я истиной. Вот почему всей душою
моею и всеми силами благословляю я божественного Отца:
Свят Бог, Отец всего сущего,
Свят Бог, чья воля совершается его могуществом.
Свят Бог, восхотевший быть познанным теми, что принадлежат ему.
Свят ты, создавший бытиё словом твоим;
Свят ты, чей образ являет природа.
Свят ты, не сотворённый природою.
Свят ты, который сильнее всякой силы.
Свят ты, который превыше всякого величия.
Свят ты , который превыше всякой хвалы.
Прими чистую, словесную жертву души и сердца, устремленных к тебе,
о Неназываемый, Неизреченный, призываемый в молчании.
Услышь мое желание не уклониться от знания, доступрно моему существу,
укрепи меня и исполни этой благодати, чтобы я просветил пребывающих
в невежестве людей,
моих братьев, твоих сыновей.
Верую в тебя и свидетельствую: я иду к жизни и свету.
Будь благословлен Отец.
Твой сын хочет быть святым с тобою,
поскольку ты дал ему полную власть.