Комментарии на Книгу пророка Авакума (1Q pHab)
Среди кумранских свитков обнаружено множество пешарим - комментариев
на Священное Писание. Одним из таких комментариев является приводимый здесь
комментарий на <Книгу пророка Аввакума> (которая вошла в христианский
канон Библии).
["Доколе буду кричать Тебе о злодеяниях, а Ты не спасаешь" (Авв. 1:2)
....
"[Почему Ты допускаешь, чтобы я видел злодеяние и взирае]шь [на бед]ст[вие?]
[предо мной насилие и произвол" (2:3).
Имеется в виду, что они...] Бога, насилием и вероломством... они
гра[бя]т до[бро].
["И появляет]ся вражда...[и поднимается раздор" (1:3).
Имеется в виду, что раз]дор и прег[решение] он...
"Поэтому Учение стало бессильным [и не побеждает правосудие" (1:4).
Имеется в виду], что они отвергли Учение Бога...
["Ибо нечестивый одолева]ет праведника" (1:4).
[Истолкование этого: нечестивец – это Нечестивый священник, праведник]
– это Учитель Праведности....
"Поэтому правосудие оказывается [извращённым" (1:4).
Имеется в виду...] не...
["Взирайте на народы, вглядывайтесь и изумляйтесь. Ибо в ваши дни Я
совершу деяние, которому вы не поверите, когда (об этом)] будет рассказано"
(1:5).
[Истолкование этого: имеются в виду...] отступники вместе с Человеком
лжи, ибо не [поверили словам] Учителя Праведности, (воспринятым им) из
уст Бога; (имеются в виду) также отступ[ники от Учения Бога и] Нового [Завета],
ибо не поверили в Союз Бога [и осквернили] им[я свя]тости Его; и точно
так же толкование этого [относится к тем, которые изме]няют в конце дней;
они притесни[тели...Союз]а, которые не верят в то, что про[изойдёт с] последним
поколением, услышав из уст священника , которому Бог дал [разумен]ие, чтобы
истолковать все слова пророков-рабов, [посредством ко]торых Бог рассказал
обо всём предстоящем своему народу
...
"для суда поставил ты его; Твердыня, для наказания Ты предназначил его;
слишком чисты глаза, чтобы глядеть на зло, и созерцать несправедливость
Ты не можешь" (1:12-13).
Толкование этого: Бог не уничтожит народ Свой руками чужеземцев;
в руки Избранника Своего Бог отдаст суд над всеми народами; а когда они
подвергнутся наказанию, будут также обвинены нечестивцы Его народа (иудеи),
которые соблюдали Его заповеди с сожалением. А относительно того, что он
сказал: "Слишком чисты глаза,чтобы глядеть на зло" (1:13).Толкование этого:
глаза их не совратили их в период нечестия.
"Почему вы, предатели , смотрите и молчите, когда губит нечестивец
( ) того, кто праведнее его ( )?" (1:13).
Истолкование этого: имеется в виду "дом Авессалома" и люди
их совета, которые молчали, когда обличали Учителя Праведности и
не помогли ему против Человека лжи, который презрел Учение ( ) перед
лицом всей их об[щины].
...
"Встану я на стражу свою, и на городской башне обоснуюсь и стану дожидаться,
чтобы узнать, о чём мне скажет (Бог) и чт[о Он ответит н]а моё сетование.
И ответил мне Йахве [и сказал: запиши видение и начер]тай на табличках,
чтобы бег[ло] (прочитал) [читающий их"] (2:1-2).
[Толкование этого:] и велел Бог Аввакуму записать то, что произойдёт
с последним поколением, но тайну срока исполнения Он не возвестил ему.
А относительно того, что Он сказал "Чтобы читающий бегло прочитал" (2:2),
имеется в виду Учитель Праведности, которому Бог поведал все тайны слов
Его пророков-рабов.
"Ибо видение к установленному времени,оно говорит о конце и не обманет"
(2:3).
Это относится к людям истины, исполняющим Учение, руки которых неустанно
будут служить делу истины, (даже) когда затянется для них (наступление)
последнего периода, ибо все сроки, (установленные) Богом, наступят в свой
черёд, как Он предначертал и[м] в тайнах премудрости.
"Вот, надменна, неправедна [душа его в нём]" (2:4).
Толкование этого: имеется в виду, что удвоится [вина их и не будут
п]рощены во время суда над ними.
["А праведник верою своею будет жить"] (2:4).
Толкование этого: к исполняющим Учение в доме Иуды , которых Бог
спасёт от Дома суда за их страдания и веру в Учителя Праведности.
"Богатство развращает высокомерного человека, и он не знает покоя, оно,
как бездну, расширило его вожделение, и он, как смерть, не насытится; и
соберутся народы и сойдутся к нему племена. Разве не произнесут о нём притчу
и насмешливые загадки и скажут: "Горе тому, кто умножает не принадлежащее
ему! До каких пор он будет обогащать себя залогами?"" (2:6).
Толкование этого: это относится к Нечестивому священнику, который
был призван во имя истины, когда впервые был облечён своим саном, но когда
правил в Израиле, вознеслось сердце его, и он оставил Бога и изменил законам
из-за богатства; и он грабил и собирал богатства людей насилия, восставших
против Бога, и имущество народов отбирал, чтобы умножить грех своего преступления,
и путями м[ер]зости он действовал во всей скверне нечистоты.
"Не внезапно ли поднимутся [жалящие] тебя и пробудятся сотрясающие тебя
и станут грабить тебя все остальные народы" (2:8).
[Толкование этого слова: это относится] к священнику, который восстал
...
поразить его (Нечестивого священника) судом нечестия, и ужасы болезней
злых наслали они на него и месть учинили над его плотью. А относительно
того, что он сказал:
"За то, что ты грабил многие народы, и тебя грабить будут все остальные
народы" (2:8),
– имеются в виду последние священники Иерусалима, которые собирают
богатства и добычу из награбленного у народов, но в конце дней их богатство
вместе с их добычей будет отдано в руки воинства киттиев , ибо они являются
"остальными народами".
"За кровь человеческую, за насилие над страной, городом и над всеми
жителями" (2:8).
Толкование этого: к Не[че]стивому священнику, которого за вину (перед)
Учителем Праведности и людей его общины Бог предал в ру[ки вра]гов его,
чтобы истязать его мукой и изнурить в горестях души за то, что он осудил
избранника Его.
"Горе тому, кто нечестную добычу добывает [для до]ма своего, (кто стремится)
поместить высоко гнездо своё, чтобы спастись от злой ладони. Навлёк ты
позор на дом свой,учинил резню многих наро[дов] и (стал ты) грешником перед
душой. Ибо ка[мень из] стены возопиёт [и] балка деревянная будет вторить
ему" (2:9-11).
[Толкование этого: это относится] к [священник]у, который... были
камни её – насилие, а сруб – грабежом. А относительно того,что сказано:
"Ты погубил многие народы, став грешником перед душой" (2:10), –
имеется в виду Дом суда, в котором Бог совершит Свой суд среди многих народов,
и оттуда приведёт его на суд и среди них Он объявит его виновным и серным
огнём накажет его.
"Горе тому, кто на крови строит город и беззаконием сооружает крепость.
Разве не от Господа Воинств это, что народы ради огня трудятся и племена
изнуряют себя понапрасну?" (2:12-13).
Имеется в виду Источающий ложь, который многих ввёл в заблуждение,
чтобы на крови строить город суеты и основать общину на лжи; чтобы ради
богатства изнурить многих бесполезной работой и обучить их деяниям лжи.
Их труд будет напрасным, так как они подвергнутся наказаниям огнём за то,
что поносили и оскорбляли избранников Бога .
"Ибо земля наполнится познанием славы Йахве, как воды наполняют море"
(2:14).
Толкование этого...когда они обратятся....[исчезнет] ложь,
а затем им откроется познание, как воды моря, в изoбилии.
"Горе тому,кто спаивает ближнего своего, кто прибавляет злобу свою,
и опьяняет его чтобы видеть его шатания" (2:15).
Имеется в виду Нечестивый священник, который преследовал Учителя
Праведности, чтобы поглотить его в гневе пыла своего, в доме его изгнания,
и во время праздника Покоя, дня Всепрощения (Йом Киппур) он появился среди
них , чтобы поглотить их и чтобы заставить их споткнуться в День поста,
субботы их покоя.
"Ты насытился позором больше, чем славой, пей также и ты и шатайся.Чаша
правой руки Йахве обернётся против тебя, и позор (падёт) на славу твою"
(2:16).
Это относится к священнику, позор которого превзошёл его славу ,
ибо он не обрезал крайнюю плоть сердца своего и шествовал путями пресыщения,
чтобы утолить жажду. Чаша гнева [Бо]га погубит его, чтобы приумножить его
позор и страдания
...
"[Ибо злодейство твоё на Ливане обрушится на тебя (самого) за истребление
устрашенных животных] потрясёт тебя из-за крови людской, насилия над страной,
городом и над всеми жителями" (2:17).
Это относится к Нечестивому священнику, чтобы воздать ему за содеянное
им над бедными, ибо "Ливан" – это Совет единства , а "животные" – малые
(или: простецы) Иуды (самоназвание кумранитов. – А.В.), исполняющие Учение.
Бог осудит его (Нечестивого священника) на уничтожение, как он (сам) замыслил
истребить бедных. А относительно того, что он (пророк Аввакум) сказал:
"За кровь города и насилие над страной", – имеется в виду: "город" – это
Иерусалим, в котором Нечестивый священник творил мерзкие дeла и осквернил
храм Бога, а "насилие над страной" – это города Иудеи, в которых он (Нечестивый
священник) грабил имущество бедных.