Толкование о душе
Мудрецы, которые были до
нас, назвали душу женским именем. И действительно, она женщина по своей
природе, имеющая даже свое чрево. До тех пор пока она находилась у Отца
одна, была она девственницей и гермафродитом по своему виду, а когда упала
в тело и вошла в эту жизнь, тогда оказалась в руках многочисленных разбойников;
и наглецы перебрасывали ее друг другу и осквернили ее. Одни пользовались
ею насильно, другие же убеждали ее ложным даром. Одним словом, они оскверняли
ее. Она потеряла свою девственность и стала блудодействовать своим телом
и отдавалась каждому, думая о каждом, кто соединится с ней, что это ее
муж. Когда она отдалась наглым и неверным прелюбодеям, чтобы они воспользовались
ею, тогда она стала тяжело воздыхать и каяться. И снова, когда она отворачивает
свое лицо от этих прелюбодеев, она спешит к другим, они вынуждают ее быть
с ними и служить им, как господам, на их ложе. Из-за стыда она не смеет
больше их оставить, а они обманывают ее долгое время, как будто они очень
ценят ее, как мужья верные и истинные; после всего этого они оставляют
ее и уходят, она же становится бедной и оставленной вдовой, не имеющей
помощи, ни даже крупицы пропитания в своей скорби. Ибо ничего не получила
она от них, кроме осквернений, которые они причинили ей, когда общались
с ней, и те, кого она родила от прелюбодеев, - глухие, слепые и больные,
их ум поврежден.
Когда же Отец, который на
небе, обратит на нее внимание, взглянет вниз на нее и увидит ее воздыхающую
в своих страданиях и позоре и кающуюся в своем блуде, который она совершила,
и начинающую призывать его имя, чтобы он пришел к ней на помощь, [воздыхающую]
всем сердцем и говорящую: "Спаси меня, мой Отец, вот я исповедуюсь [тебе,
что покинула] мой дом и бежала из моего девичьего покоя; снова возврати
меня к себе".
Когда он увидит ее в таком
положении, тогда он решит сделать ее достойной своей милости, потому что
много мучений свалилось на нее из-за того, что она оставила свой дом. Между
тем о блуде души пророчествует во многих местах Святой Дух. Ведь сказал
он через пророка Иеремию: "Если муж отпустит свою жену и она пойдет и возьмет
другого, разве сможет она возвратится к нему отныне! Разве не осквернилась
осквернением эта женщина! И ты блудодействовала со многими пастырями и
обратилась ко мне! - Сказал Господь: "Подними свои глаза на правое (дело)
и посмотри, где ты блудодействовала. Разве не сидела ты у дорог, оскверняя
землю блудом пороками своими, и разве не принимала многих пастырей
для преткновения? Ты была бесстыдна со всяким, ты не позвала меня, как
хозяина дома или как Отца, или как источник твоего детства""(Иер. 3: 1-4).
Еще написано через пророка
Осию: "Ступайте, судитесь с вашей матерью, так как не станет она женою
мне и я не стану ей мужем. Я удалю ее блуд от лица моего и удалю ее прелюбодеяние
от грудей ее; я оставлю ее нагой, как в день, когда она родилась, и сделаю
ее опустошенной, как землю без[водную], и [жаждой] сделаю ее бездетной.
Я не смилуюсь над ее детьми, потому что они - дети блуда, потому что их
мать блудила и [опозорила своих детей], потому что она сказала: "Я буду
блудить с теми, кто меня любит, с теми, кто давал мне мой хлеб и мою воду,
и облачения мои, и мое вино, и мой елей, и все, что мне нужно". Поэтому,
вот я удержу их, чтобы она не могла бежать за своими любовниками, и когда
она будет искать их и не найдет их, она скажет: "Возвращусь я к своему
первому мужу, потому что в те дни мне было лучше, чем теперь""(Oc. 11:
4-9).
Еще сказал он через Иезиекииля:
"После многих злодеяний, - сказал Господь, - ты построила себе блудилище
и приготовила себе красивое место на площадях, и построила себе блудилища
у каждой дороги, и погубила свою красоту, и раскидывала ноги на каждой
дороге, и умножила свой блуд. Ты блудодействовала с сынами Египта, теми,
которые твои соседи, толстомясые (мужланы)"(Иезек. 16: 23: 26). Но кто
же эти дети Египта толстомясые, как не плотские и чувственные и дела земли;
те, через кого душа осквернила себя в этих местах, принимая хлеб от них,
принимая вино, принимая елей, принимая одежду и прочее преходящее и внешнее,
касающееся тела, - то, что, как она думает, полезно ей.
Об этом блуде возвестили
апостолы Списителя: "Берегитесь его, очиститесь от него" (Ср. II Кор. 7:1;
I Фес. 4:3), говоря не только о блуде тела, но еще больше о блуде души.
Поэтому пишут апостолы церкви Бога, чтобы подобное не происходило в [ней].
Но великая [брань] происходит из-за блуда души. Из-за него происходит также
и блуд тела. Поэтому Павел, когда он писал коринфянам, сказал: "Я написал
вам в письме, не общайтесь с блудниками: ни вообще с блудниками этого мира,
или лихоимцами, или грабителями, или идолослужителями, - поскольку иначе
надлежало бы вам выйти из мира" (I Кор. 5: 9-10). Так говорит он духовно:
"Наша брань не против плоти и крови, - как он сказал, - но против мироправителей
этой тьмы и духов злобы"(Эф. 6:12). Пока же душа мечется туда и сюда, общаясь
с тем, кого она встретит, оскверняясь и пребывая в страдании от того, что
она заслуживает получить. Когда же она почувствует мучения, в которых
она пребывает, восплачет к Отцу и покается, тогда Отец смилостивится над
ней и отвратит ее чрево от внешней стороны и снова повернет его внутрь,
так что душа обретет свое (первоначальное) состояние. Ибо души - не как
женщины: ведь чрево тела находится внутри тела, как и прочие внутренности.
Чрево же души повернуто наружу, как и естество мужчины, которое находится
снаружи. Но когда чрево души по воле Отца обратится внутрь, оно получит
крещение и немедленно очистится от внешней скверны, которая была запечатлена
на ней: как и одежды, если они грязные, кладут в воду и поворачивают до
тех пор, пока грязь с них не будет убрана и они не очистятся.
Очищение же души состоит
в том, чтобы она обновили свое первоначальное естество и снова обратилась
к себе самой. Это - ее крещение. Тогда начнет она напрягаться, как роженицы
в момент рождения ребенка корчатся в потугах. Но поскольку она женщина,
она одна не может родить ребенка. Поэтому послал ей ее Отец с неба ее мужа,
который и брат ее первородный. Спустился тогда жених к невесте. Оставила
она свой прежний блуд, очистилась от осквернений любовников и обновилась
для брака. Очистила она себя в брачном чертоге, наполнила его благовониями
и села внутри него, высматривая жениха истинного. Больше не спешит она
на площадь, чтобы соединиться с тем, кого пожелает, но осталась, высматривая
его, когда он придет, и боясь его: ведь не знала его образа и больше не
помнит его с того времени, как отпала от дома Отца своего. Но по воле Отца
[...]. Она же грезит о нем, как жены, которые любят своих мужей. Тогда жених
по воле Отца спустился к ней в приготовленный брачный чертог и украсил
брачный чертог. Ибо этот брак происходит не как плотский брак: соединяющиеся
друг с другом наполнены этим соединением, и как ношу они оставляют бремя
страсти и не [отделяются] друг от друга, но это [...] этот брак, но когда
они [достигают] соединения [друг с другом], они становятся одной жизнью.
Поэтому сказал пророк о первом мужчине и первой женщине: "Станут они единой
плотью". Ибо сначала у Отца были они соединены друг с другом, пока
женщина не совратила мужчину, который и брат ее. А этот брак связал их
снова друг с другом, и душа соединилась со своим истинным возлюбленным,
своим естественным господином в соответствии с тем, как написано: "Ибо
господин жены - муж ее". Но она познала его мало-помалу и опять стала радоваться,
плача перед ним, вспоминая свой позор своего прежнего вдовства. И еще больше
украсила себя, чтобы ему было приятно находится возле нее. Сказал же пророк
в псалмах: "Послушай, дочь моя, посмотри и склони ухо свое и забудь свой
народ и дом отца своего; так как царь пожелал твою красоту, потому что
он твой господин".
Ведь он требует от нее, чтобы
она отвернула свое лицо от своего народа и от толпы прелюбодеев, тех, среди
которых прежде находилась, и устремилась к своему царю единственному, своему
естественному господину, и забыла дом земного отца, у которого ей было
плохо, а вспомнила бы своего небесного Отца. Так было сказано и Аврааму:
"Выйди из своей земли, и от своих родственников, и их дома своего отца".
Когда подобным образом душа [украсила] себя в своей красоте, [снова] она
встретила своего возлюбленного и [он также] полюбил ее. И когда она соединилась
с ним, получила она семя от него, т.е. Дух животворящий, чтобы при его
участии смогла родить добрых детей и вскормить их. Ибо это великое и совершенное
чудо рождения, так как этот брак совершается по воле Отца.
Но следует, чтобы душа родилась
сама и оказалась в своем первоначальном положении. Душа же двигается сама
и получила от Отца божественное начало, чтобы обновиться, и чтобы быть
принятой в место, в котором была сначала. Это воскресение из мертвых; это
спасение из плена; это восхождение на небо; это путь к Отцу. Поэтому сказал
пророк: "Благослови, душа моя, Господа, и все мои внутренности благословите
святое имя его. Благослови, душа моя, Бога, который отпустил все твои беззакония,
который излечил все твои болезни, который вырвал твою жизнь у смерти, который
увенчал тебя милостью, который наполнил твое желание благом, и твоя юность
будет обновлена, подобно орлу". И теперь, когда она будет обновлена, она
поднимется, благословляя Отца и брата своего, того, посредством которого
была спасена. Вот так душа будет спасена через возрождение. Но это происходит
не с помощью заученных слов, не с помощью навыков и записанных учений,
но это благодать [Отца], но это духовный дар [истины]. Ибо это дело - дело
[Духа]. Поэтому возгласил Спаситель: "Никто не может прийти ко мне, если
не привлечет его мой Отец и не доставит ко мне, и я воскрешу его в последний
день".
Теперь нужно молиться Отцу
и взывать к нему всей душей не внешними устами, но внутренним духом, который
выходит из глубины, воздыхать и раскаиваться о жизни, которую мы вели,
исповедовать грехи, почувствовать пустое заблуждение, в котором мы находились,
и пустое стремление, оплакать то, как мы находились во тьме и буре, скорбеть
о себе самих, чтобы Он смилостивился к нам, ненавидеть себя такими, какими
мы теперь являемся. Еще сказал Спаситель: "Блаженны алчущие, ибо они насытятся".
И еще сказал он: "Кто не возненавидит свою душу, не сможет следовать за
мной". Ибо начало спасения - покаяние. Поэтому до пришествия Христа пришел
Иоанн, проповедующий крещение покаяния. А покаяние происходит в печали
и скорби сердца. Отец же - человеколюбец добрый, и он слышит душу, которая
призывает его и посылает ей свет спасения. Поэтому сказал он через Духа
- пророка: "Скажи сынам моего народа: когда ваши грехи распространятся
от [земли до] неба и станут [красными], как плоды гранатового дерева, и
чернее, чем власяница, и когда вы обратитесь ко мне всей вашей душей и
скажете мне: "Отец мой", - услышу я вас, как святой народ".
Еще в другом месте: "Так
говорит Господь, святой Израиля: "Когда ты обратишься и станешь воздыхать,
тогда ты спасешься и поймешь, где ты был в дни, когда ты надеялся на суетное".
Еще он сказал в другом месте: "Иерусалим восплакал плачем: "Помилуй меня";
он смилостивится от звука твоего плача. И, увидев, он послушал тебя. И
даст Господь вам хлеб скорби и воду скудную. С этого времени не приблизятся
к тебе обманывающие тебя, так как твои глаза увидят обманывающих тебя".
Так что следует молиться Богу ночь и день, простирая наши руки к Нему,
как плывущие среди моря молятся Богу всем их сердцем без лицемерия. Ибо
молящиеся лицемерно обманывают себя самих. Ведь Бог видит даже внутренности
и постигает глубину сердца, чтобы узнать (человека) достойного спасения.
Ведь тот, кто еще любит место заблуждения, недостоин спасения. Поэтому
записано у поэта: "Одиссей сидел на острове, плача, печалясь и отворачивая
свое лицо от речей Калипсо и ее обманов, страстно желая увидеть свою деревню
и дым, идущий от нее. И [если бы он не получил] помощь с неба, [он не вернулся
бы] в свою деревню". Так же еще говорит [Елена]: ["Мое сердце] отвернулось
от меня, и я хочу вернуться опять в мой дом". Ведь она вздыхала, говоря:
"Афродита обманула меня и увела меня из моего дома. Я оставила свою единственную
дочь и своего мужа доброго, умного и красивого".
Ибо когда душа оставит своего
совершенного мужа из-за обмана Афродиты, который заключается в рождении
здесь, она потерпит ущерб. Но если она будет воздыхать и покается, она
будет возвращена в свой дом. Ведь даже на Израиль не было сначала обращено
внимание Бога, чтобы вывести его из земли Египта, из дома рабства, пока
не стал он воздыхать к Богу и не заплакал от горести своих дел. Еще написано
в псалмах: "Очень устал я от моего стенания; буду я омывать ложе мое и
мою постель по ночам слезами моими; состарился я среди врагов моих. Отступитесь
от меня все совершающие дело беззакония. Ибо вот Господь услышал крик плача
моего и услышал Господь мою молитву". Итак, если мы воистину покаемся,
услышит нас Бог, долготерпивый и великомилостивый, которому слава во веки
веков. Аминь.
Толкование о душе.