ПЛАТОН. Фр. из "ГОСУДАРСТВА" (588а-589б).
(Книга девятая, "я" - Сократ, "мой" собеседник - Главкон.)
(Начало главки: Недостаточность показной справедливости.)
- Раз уж мы подошли к этому месту в дискуссии,
давай снова вернёмся к первым постулатам, которые были сказаны нам. И мы
обнаружим, что он сказал: "Добр тот, кто всецело творил несправедливость".
Не этим ли его так попрекали?
- Несомненно, это было заслуженно!
- Давай же теперь обсудим это утверждение, раз мы
пришли к согласию насчёт значения справедливой и несправедливой деятельности.
- Как же?
- Он сказал: "Образ, не имеющий подобия - это рациональность
души", чтобы сказавший всё это смог понять. Он [...] или нет? Мы [...]
ради меня. Но все [...], которые рассказали им [...], эти стали ныне природными
тварями - даже Химера и Кербер и все остальные, которые упоминались. Все
они изошли вниз и сбросили формы и образы. И все они стали одним образом.
Сказано же было: "Работайте теперь!". Несомненно, это - один образ, ставший
образом сложного зверя с множеством голов. Он и в самом деле несколько
дней подобен образу дикого зверя. Затем он может отбросить первый образ.
И все эти трудные и сложные формы эманируют из него с усилием, ведь они
составлены ныне с высокомерием. А также все остальные, подобные им, ныне
составлены посредством слова. Ибо сейчас это - один образ. Ибо образ льва
- одно, а образ человека - другое. [...] один [...] есть [...][...] соединиться.
И этот [...] ещё более сложен, [чем первый]. Второй же [мал].
- Он был сформован.
- Ныне же соедини их друг с другом и сделай их одним
- ибо их трое - чтобы они росли вместе и все в едином образе вне образа
человека, подобного тому, кто неспособен увидеть нечто внутри себя. но
что же вовне? Только то, что он видит. Это же очевидно, что тварь его образ(а)
внутри и что он(а) был(а) составлена в человеческом образе.
- И я обратился к тому, кто сказал, что есть выгода
для человека в творении несправедливости. Тот, кто творит несправедливость,
воистину, не творит ни выгоды, ни пользы. Но вот что выгодно для него:
чтобы он сбросил всякий образ злого зверя и топтал бы их всех вместе с
образами льва. Но человек пребывает во слабости в этом отношении. И всё
то, что он делает - слабо. В результате его и утащили в то место, где он
тратит с ними время. [...]. И он [...] ему в [...]. Но он приводит к [...]
вражде [...]. И распрями меж собой они пожирают друг друга. Да, всё это
он говорил всякому, превозносящему несправедливое дело.
- Тогда не выгодно ли оно тому, кто говорит
справедливо?
- Если же он делает всё это и говорит об этом,
то внутри человека они держатся твёрдо. Потому особенно он старается позаботиться
о них и питает их словно фермер, ежедневно питающий своё стадо. И дикие
звери удерживают его (неодуш.) от роста.
* * *
[Пер. с коптского - А. Мома.]