Валентинианское объяснение
[...] войти [...] Изобилие [...] тех, которые [...]. Я поведаю тайну
мою тем, которые мои и тем, которые будут моими. Более того, именно тем,
кто познали его, являющегося Отцом, то есть Корнем Всего, Несказанным,
обитающим в Монаде. Он пребывает один в Тишине, а Тишина - спокойствие,
ибо, помимо всего прочего, он был Монадой, и не было никого прежде него.
Он обитает в Диаде и в Паре, и Пара его - Тишина. И он обладал Всем, живущим
внутри него. А что касается Намерения и Упорства, Любви и Постоянства,
то они и в самом деле не порождённые.
И вышел Бог: Сын, Разум Всего, то есть именно из
Корня Всего, который (неодуш.) даже его Мысль останавливает, ведь он имел
его (Сына) в Разуме. Ибо, от имени Всего, он получил одинокую Мысль, ведь
не было ничего прежде него. Из Места этого именно он, сместивший [...]
нахлынувшую Весну. Ныне это - Корень Всего и Монада без кого-либо прежде
себя. Ныне же Вторая Пружина пребывает в Тишине и говорит с ним одним.
А Четвёртая, соответственно, - тот, кто ограничил себя в Четвёртой: обитая
в Триста Шестидесятом (Эоне), он первым породил себя, а во Втором открыл
он волю свою, а в Четвёртом он распространился вовне.
Поскольку же всё это причитается Корню Всего, давайте,
в свою очередь, откроем его откровение, и его доброту, и его нисхождение,
и Всё, то есть Сына, (и) Отца Всего, и Разум Духа; ведь он был наделён
им прежде [...]. Он - Пружина. Он - являющийся в Тишине, и он - Разум Всего,
вторично живущий вместе с Жизнью. Ибо он - Замышляющий Всё, и самая Ипостась
Отца, то есть он - Мысль и Нисхождение его.
Когда пожелал он, Первый Отец открылся в нём. Ибо,
помимо всего, из-за него откровение и доступно Всему. Я же, в свою очередь,
называю Всё "Страстью Всего". И он взял эту Мысль, касающуюся Всего - я,
в свою очередь, называю эту Мысль "Моноген'ом". Ибо ныне Бог выносил Истину,
ту, которая прославляет Корень Всего. То есть именно он открылся в Моноген'е,
и в нём же он проповедовал Несказанного [...] Истины. Они увидели его,
пребывающего в Монаде, и в Диаде, и в Тетраде. Он первым породил Моноген'а
и Предел. А Предел - Разделитель Всего и Конфирмация Всего, ибо они [...]
Сотня [...]. Он - Разум [...] Сына. Он - абсолютно несказанный для Всего,
и он - Конфирмация и Ипостась Всего, Тихий Покров, Истинный Высокий Священник,
имеющий власть войти в Святая Святых, проповедуя Славу Эонов, и в [Благоухание]
порождая Изобилие. Восточный [...], который в нём. Он - раскрывшийся как
Первое Святилище и Сокровище Всего. И он заключил в себе Всё - он, который
превыше Всего. Они же, в свою очередь, выслали вперёд Христа, чтобы основать
её, как сами они были основаны перед нисхождением её. И они говорят
о нём: [...]. Он не проявлен, однако невидим для остающихся внутри Предела.
И он обладает четырьмя Силами: Разделителем и Рукополагающим, Наделяющей
Формой и Производящей Субстанции. Несомненно, мы одни смогли бы заметить
их присутствия, и то время, и те Места, которые поддержало Подобие, ибо
у них есть [...] Всецелая Плерома [...]. Настойчивость длится вечно, и
[...], ибо также [...] Время [...] более [...] то есть доказательство его
великой любви.
Так почему же Разделитель - и Рукополагающий, и Производитель Вещества,
и Наделяющий Формой, как говорили другие? Потому, что говорят они о Пределе,
что есть у него Две Силы - Разделяющая и Поддерживающая, ибо он (неодуш.)
отделяет Глубину от Эонов, чтобы [...]. Они же, далее [...] Глубины [...].
Ибо [...] - Форма [...] Отца Истины [...] говорит, что Христос [...] Дух
[...] Моноген [...] имеет [...]. Это - великая и необходимая вещь для нас,
чтобы с большим прилежанием и упорством искать Писания и проповедников
этих доктрин. Ибо, как говорят о них древние: "Они проповедовали именем
Божиим". Так познаем же Его неизмеримое богатство! Он хотел [...] порабощение.
Он не стал [...] их жизни [...]. Они пристально смотрят в свою книгу знания
и высматривают появление друг друга.
Эта Тетрада спроектировала Тетраду, состоящую из
Слова, и Жизни, и Человека, и Церкви. Тогда же задумал Несотворённый Слово
и Жизнь. Слово существует ради славы Несказанного, тогда как Жизнь - ради
славы Тишины, а человек - ради своей собственной славы, тогда как Церковь
- ради славы Истины. Далее, это - Тетрада, порождённая согласно Подобию
Несотворённой (Тетрады). И Тетрада порождена [...] Декадой из Слова и Жизни,
а Додекада - из Человека, и Церковь стала Триаконтадой. Более того, именно
она - из Триаконтады Эонов - вынашивает Плод Триаконтады. Они входят в
союзе, но выходят поодиночке, убегая от Эонов и Невмещаемых. А Невмещаемые,
однажды взглянув на него, восславили Разум, ибо он - Невмещаемый, пребывающий
в Плероме.
И Декада из Слова и Жизни породила Декады, чтобы
Плерома стала Сотней, а Додекада из Человека и Церкви породила и создала
Триаконтаду, чтобы Триста Шестьдесят стали Плеромой Года. И Год Господа
[...] совершенный [...] совершенный [...] согласно [...] Пределу и [...]
Предел [...] Величие, которое [...] Божественность [...] его. Жизнь [...]
страдает [...] лицом [...] в присутствии Плеромы [...], котор(ого) он хотел
[...]. И он хотел покинуть Тридцатый - будучи Сизигией - Человек + Церковь,
то есть Софией - чтобы превзойти Триаконтаду и привнести Плерому [...]
его [...] но [...] и она [...] Всё [...] но [...] кто [...] Всё [...].
Он сделал [...] Мысли (множ.) и [...] Плерому через Слово [...] своей плоти.
Далее, они являются Эонами, подобными им. После [того, как] Слово вошло
в него, как я уже говорил прежде, а также тот, кто начинает пребывать с
Невмещаемым, породил [...] перед тем как они [...] [породили] [...] сокрыть
его от [...] (С)изигии и [...] Движения и [...] проекция Христа [...] и
Семена [...] Креста, ибо [...] Отпечатки Пальца [...] совершенства. Ведь
именно совершенная форма могла войти в Плерому, она не очень хотела принять
страдание, но она была задержана [...] его Пределом, то есть Сизигией,
ибо её исправление не случится через кого бы то ни было кроме её собственного
Сына, они одни - Плерома Божественности. Он же возжелал внутри себя целиком
покинуть эти Силы, и он снизошёл. И всё это (т.е. страсти) София претерпела
после того, как её сын изошёл из неё, ибо знала она, что обитала в [...]
в единении и возобновлении. Они были остановлены [...] собратьями [...]
их. [...] не делали [...]. Я стал(а?) [...]. Кто же они на самом деле?
[...], с одной стороны, оставившие её [...], с другой стороны, [...] вместе
с [...] её. Более того, они - те, кто смотрел на меня, те, кто [...] те,
кто полагали [...] Смерть. Они были остановлены [...] ею, и она раскаивалась,
и она молила Отца Истины, говоря: "Разумеется, я отвергла супруга моего.
Значит, я, кроме того, без поддержки. Я достойна тех (страданий), которые
претерпела. Я привыкла обитать в Плероме, порождая Эоны и вынашивая Плод
вместе с супругом моим". А она знала, чем она была и что с ней стало.
Итак, оба они страдали. Они говорили, что она смеется,
ибо осталась одна и имитировала Невмещаемого, тогда как он говорил, что
она смеётся, потому что оторвалась от супруга своего [...]. В самом деле,
Иисус и София разоблачили Творение. Ибо, помимо этого, Семена Софии неполны
и бесформенны, Иисус же замыслил творение этого рода и взрастил его из
Семян, тогда как София работала с ним (Иисусом). Ибо если уж они - Семена,
и бесформенные, то он снизошёл и породил Плерому Эонов, находящихся в этом
Месте, если даже Несотворённые этих Эонов - от Образчика Плеромы и Невмещаемого
Отца. Несотворённый же породил Образчик Несотворённого, ибо именно из Несотворённого
Отец входит в Форму. Однако Творение - лишь тень Пред-Сущих. Более того,
именно Иисус сотворил Творение, и он действовал из(нутри) Страстей, окружающих
Семена. И он отделил их друг от друга, и лучшие Страсти он приобщил к Духу,
а худшие - к плотскому.
Тогда же Первая из всех этих Страстей [...], ибо,
помимо того, Пронойя побудила Исправление спроектировать Тени и Образы
тех, кто существует изначально, и тех, кто есть, и тех, кто будет. Далее,
вот - исповедание веры в Иисуса ради того, кто вписал Всё (вместе) с Подобиями,
Образами и Тенями.
После того, как Иисус породил дальнейшее, он породил
для Всего тех, кто от Плеромы и от Сизигии, то есть Ангелов. Ибо одновременно
с Согласием Плеромы её супруг спроектировал Ангелов, ведь он пребывает
в воле Отца. Ибо такова воля Отца: не позволять ничему в Плероме происходить
вне Сизигии. Опять же, воля Отца такова: всегда порождать и вынашивать
Плод. Далее, то, что она должна была пострадать, не было волей Отца, ведь
она обитала лишь в себе самой без мужа своего. Давайте же [...] Другого
[...] Второго [...] Сына Другого [...] суть Тетрада мира сего. И Тетрада
эта выдала Плод, как если бы Плерома мира сего была Гебдомадой. И она вошла
в Образы и Подобия, и Ангелов и Архангелов, Божественности и Литургов.
Когда всё это привнесено было для прохода Проной'ей
[...] Иисуса, который [...] Семена [...] Моноген'а [...]. В самом деле,
они - духовные и телесные, Небесные и Земные. Он создал им Место такого
рода и школу его ради Учения и во имя Формы.
Более того, Демиург начал творить человека по образу
своему с одной стороны, а с другой - по подобию от начала сущих. Это было
таким родом местопребывания, что она использовала Семена, а именно [...]
отдельные [...] Бога. Когда они [...] на пользу человеку, ведь на самом
деле Дьявол - одна из Божественных Сущностей. Он переместился и схватил
целую Площадь Ворот, и из этого Места отбросил он свой собственный Корень
в тело и туши плоти, ибо Человеком Божьим окутан он. А Адам посеял его.
Поэтому заполучил он сыновей, гневавшихся друг на друга. И Каин убил Авеля,
брата своего, ибо вдохнул в них свой дух Демиург. И была борьба с отступничеством
Ангелов и Человечества, тех, кто от Правого, и тех, кто от Левого, которые
на Небесах (боролись) с теми, которые на Земле, духов с плотью и Дьявола
с Богом. Поэтому возжелали Ангелы дочерей человеческих и снизошли в плоть,
чтобы Бог мог наслать потоп. И он почти уже пожалел о том, что сотворил
этот мир [...] супругу и Софию, и сына её, и Ангелов, и Семена. Однако
Сизигия полна, а София и Иисус, и Ангелы, и Семена - Образы Плеромы. Более
того, Демиург отбросил тень на Сизигию, и Плерому, и Иисуса, и Софию, и
Ангелов, и Семена. А Целый прославляет Софию; Образ же прославляет Истину.
И Славу Семян, и Иисуса, и тех, кто от Безмолвия, и Моноген'а. А Ангелы
Мужчин, и Семенные Женщин - все (они) Плеромы. Более того, когда София
заполучит супруга своего, а Иисус - Христа, и Семена, и Ангелов, тогда
и Плерома радостно обретёт Софию, и Всё пребудет в единстве и новом примирении.
Ибо тем самым Эоны увеличились, ибо знали они, что, как бы они не менялись,
они неизменны.
О ПОМАЗАНИИ.
[...] Это пригоже тебе в данное время: послать сына
твоего, Иисуса Христа и помазать нас, чтобы мы могли быть способны растоптать
змей и головы скорпионов и всякую силу Дьявола с тех пор, как он является
Пастухом Семени. Через него мы познали Тебя, и мы славим Тебя: Слава тебе,
Отец в Сыне, Отец в Сыне, Отец в святой Церкви и в Святых Ангелах! Отныне
мы блюдём вовеки Вечность Эонов, навечно, вплоть до Бесследных Эонов Эонов.
Аминь.
О КРЕЩЕНИИ (1).
Это - полнота обобщённого знания, которое в общих чертах было открыто
нам нашим Господом Иисусом Христом - Моноген'ом. Вот те несомненные и необходимые
пункты, которые мы можем пробежать. Но они - те, что о Первом Крещении...
[Первое] Крещение суть Прощение грехов......................... есть образец...
Христа, который равен... [без] него... Ибо... Иисуса... Более того, Первое
Крещение есть Прощение грехов. Мы привнесены теми, что из Правого, а значит,
в Нерушимость, которая есть Иордан. Но это место - от мира сего. Так что
мы были посланы из мира сего в Эон. Ибо истолкование Иоанна суть
Эон, другими словами, истолкование того, что есть происхождение Свыше,
то есть, наш Исход из мира сего в Эон.
О КРЕЩЕНИИ (2).
[...][из сего] мира в Иордан, и из слепоты мира сего
в Прозрение Бога, из плотского - в духовное, из физического - в ангельское,
из сотворённого - в Плерому, из мира сего - в Эон, из рабства - в Сыновство,
из переплетений - в Другого, из пустыни - в наше селение, из холода - в
тепло, из [...] в [...] и мы [...] в [...] , [таким же образом как] мы
были привнесены из семенных тел в тела совершенной формы. В самом деле,
я открыл путём примера тот Остаток, ради которого Христос спас нас при
посредничестве своего Духа. И он вознёс нас, тех, которые в нём, и отныне
эти души будут становиться совершенными духами. Ныне же то, что даровано
нам Первым Крещением [...] невидимы(й), [...] [который] в нём, с тех пор
как [...]
О ЕВХАРИСТИИ (1).
Мы благодарим Тебя и мы празднуем Евхаристию, о,
Отец, в память о Сыне Твоём, Иисусе Христе, чтобы они изошли [...] невидим(ый)
[...] Твой [Сын][...] Его [любовь][...] к [знанию][...] они исполняют волю
Твою ныне и всегда. Они преисполнены всякого духовного дара и всякой чистоты.
Так славься же через Сына Твоего, да будут служить они Иисусу Христу ныне
и вовеки веков. Аминь.
О ЕВХАРИСТИИ (2).
[...] в [...] слове [...]
святого это [...] пища и [питьё][...]. Сын, поскольку Ты
[...] пища [...] нам [...] в [жизн(и)] он
[не хвастается...] что есть [...] Церковь [...] Ты -
чист [...] ты - Господь. Когда бы ни умер Ты чисто, ты
будешь чист, с тем, чтобы иметь его [...] всякий, кто станет вести его
к пище и питью. Славься же вовеки веков. Аминь.
* * *
Пер. с коптского - А. Мома