Г. Г. Литаврин
Как жили византийцы (Отрывок о дуалистических ересях)
Наиболее распространенной формой классовой борьбы эксплуатируемых крестьян
и горожан была богословская ересь.
"Божий страх", постоянно внушаемый церковью глубоко религиозному средневековому
человеку, предполагал безусловное смирение перед властью, ибо "нет власти
- аще не от бога". Ропот, протест, сопротивление трактовались всегда как
тяжкий грех. Возникала безвыходная ситуация: тяготы и гнет невыносимы,
но бороться против них - значит впасть во грех. Для богатых и сильных такой
дилеммы не существовало: они законно используют труд неимущих и богатеют,
не совершая греха, если не крадут, не лихоимствуют, не занимаются разбоем.
Если все-таки порой не обходится и без этого, то можно добиться прощения
у бога, подав нищим, уделив толику бедным, одарив монастырь либо основав
новый.
Но как бедняку улучшить свое положение? И вот тут на помощь приходила
ересь. Представлявшийся ранее греховным путь борьбы со светской властью
и официальной церковью объявлялся подвигом во славу "истинного бога". Так
учили и манихеи, и павликиане, и богомилы, отвергавшие официальную церковь
со всеми ее учреждениями, служителями и обрядами и светскую власть с подвластным
василевсу аппаратом насилия.
Сила ереси состояла не в конструктивной программе - ересь не сулила
своим приверженцам счастья в этой жизни: она утверждала лишь суровое подвижничество;
ее сила заключалась в острой критике существующих социальных порядков.
Павликиане, например, доказывали, что весь материальный мир есть творение
дьявола (поэтому богородица не могла родить богочеловека, и Христос никак
не мог иметь телесной оболочки), лишь мир духовный - мир божий. В самих
еретических трактатах обычно не содержится призывов к ниспровержению несправедливого
правопорядка (материальное зло неустранимо с помощью материальных средств)
- ересь звала к пассивному сопротивлению господам, правителям, иерархам.
Однако еретики в Византии, как и в странах Западной Европы, брались
иногда за оружие, защищаясь от репрессий властей. В IX в. павликиане вели
настоящую затяжную войну против императорских войск. Своеобразное государство
павликиан с центром в городе Тефрике в Малой Азии (на востоке фемы Армениак)
пало только после того, как силы его окончательно истощились в длительной
и кровавой борьбе. Вслед за решительной победой правительственных войск
в 872 г. началось беспощадное истребление десятков тысяч еретиков, которых
рубили, топили, вешали, сжигали, распинали.
Но ересь не была уничтожена окончательно. В середине Х в. она возродилась
- и прежде всего в Северной Сирии. Иоанн I Цимисхий переселил еретиков
в Северную Фракию (где уже в VIII в., если не ранее, находилась армянская
колония и где широко были распространены и монофиситство, и павликианство),
обязав их нести военную службу на границе с болгарами. Однако еретики стали
не врагами болгар, а их добрыми соседями. Это способствовало возникновению
новой дуалистической ереси (в ее славянской редакции) - болгарского богомильства.
Павликиане и богомилы района Филиппополя оказывали влияние на окрестное
греческое население. Они имели приверженцев и на юге Фракии, и в Малой
Азии, и в самом Константинополе.
Отказ от труда на господ являлся одной из главных социальных идей богомильства.
Ересиарх-богомил Василий, врач по профессии, пользовался авторитетом даже
в столице империи. Его 12 помощников (столько же учеников было у Христа)
назывались апостолами. Около 1111 г. Василия сожгли на ипподроме, а его
учеников, как и вождей филиппопольских еретиков, - сгноили в тюрьмах.
Известно, что богомилы принимали активное участие в народно-освободительных
восстаниях против византийского господства на землях бывшего Болгарского
царства. В 1078 г. под руководством павликианина (богомила?) Леки восставшие
захватили Сердику (Софию), а ее епископа убили. В 1084 г. богомил Травл,
узнав о том, что его родные под Филиппополем пострадали как еретики, организовал
из павликиан отряд и присоединился к печенегам. Укрепившись в заброшенной
крепости, он совершал дерзкие набеги на окрестности Филиппополя. В битве
с ним и его союзниками-печенегами был разгромлен и убит крупнейший полководец
империи Григорий Бакуриани.
В Константинополе время от времени возникала то та, то другая ересь,
о социальном составе приверженцев которой чаще всего почти ничего не известно.
Рано или поздно ересиархи подвергались репрессиям, как некий Нифонт, произносивший
при Иоанне II Комнине в собраниях и на площадях столицы речи против ветхозаветного
"еврейского бога". Нифонт был брошен в темницу. Официальные церковнослужители
и представители светской власти стремились опорочить личность учителей
ереси как носителей порока с самого их рождения, а также доказать, что
истоки ереси имеют иноземное происхождение. Анна Комнин, говоря об Иоанне
Итале, и ее современник Киннам, рассказывая о некоем Димитрии, подчеркивают,
что те долго жили на Западе, где понахватались всяких сомнительных идей,
и мудрствуют, доказывая, что один и тот же (Христос) не может одновременно
и равняться богу и быть менее его... (В евангелии действительно утверждалось,
что сын божий равен богу-отцу, но там же Христу приписывалось высказывание:
"Отец мой более меня есть").
http://www.biblicalstudies.ru/Books/Litav6.html