А. Мома
Заметки о гностических книгах Иеу
Все знают о Египетской и Тибетской Книгах Мертвых.
Но есть и Христианские Книги Мертвых, и таковыми являются две гностические
Книги Иеу из Кодекса Брюса. На сегодняшний день даже людям, интересующимся
гностицизмом, мало что известно об этих Книгах (1).
Интервалы в самом тексте занимают комплексные символические
диаграммы, указывающие на многочисленные "Имена Бога и Сил". Не вызывает
сомнений, что эти Имена использовались как мантры, озвучиваемые в ритуальных
декламациях. Имена, приводимые в этих диаграммах (2) состоят из длинных
серий гласных звуков, которые, подобно Великому Имени "ИЕУ", предназначались
для речитатива или пения. Такая техника Посвящения в Божественные Имена
встречается и в других ритуальных традициях Ближнего Востока (например,
в Каббале или в Авраамовой Абуляфии) для изменения сознания в медитации.
Необходимо помнить, что сердцевина Гнозиса - индивидуальный опыт погружений
в божественные сферы. Книги Иеу воспроизводят как часть космологических
построений гностиков, так и часть ритуалов, использовавшихся в мистериях
Посвящения и медитациях, направленных на достижение изменённых состояний
духовного сознания.
Христос в этих книгах является ключевой фигурой (хотя
это именно так далеко не во всех текстах "христианского гностицизма"),
и чтобы осознать его роль в этих Книгах, нам необходимо помнить, что они
были созданы этническими египтянами, ставшими христианами уже в поздне-эллинистический
период, примерно с начала II по начало IV вв. нашей эры (3). Египтяне здесь,
несомненно, преобразовали свои древние верования, выраженные ими в Египетской
Книге Мертвых, в христианскую форму. Так, Христос сочетает в себе функции
Хоруса (или Харона у греков) как проводника душ, Анубиса как поддерживающего
их равновесие и Маата как Принципа Истины (между которыми и вынуждены балансировать
все поступки умерших), Тота как хроникера результатов этого испытания,
Осириса как судьи и Тифона как палача.
Египтяне осознавали сходство между смертью как Посвящением
и эзотерическим символизмом Посвящения как смертью, поскольку понимали,
что оба этих опыта, по самой сути своей, внетелесны. Именно поэтому Христос
наставляет своих учеников придерживаться высочайших этических требований
и духовной дисциплины. Даже поверхностное чтение Книг Иеу ярко высвечивает
такой подход, резюмировать который можно словами, сказанными Иисусом еще
в Первой Главе Первой Книги: "Благословен тот, кто распял мир, и кто не
дал миру распять его".
Книги Иеу насыщены колоссальным материалом для исследователей
гностической космологии и сотереологии (4), поэтому целью данных заметок
является лишь исследование одной, но ключевой их темы - темы восхождения
души (5)
В Книгах Иеу Христос четко дает понять: чему бы он
ни учил, всё это душа должна сделать после того, как покинет тело. Причем
тело здесь явно рассматривается как механизм функционирования сознания,
а душа как носитель личных качеств человека. В тексте Христос затрагивает
различные уровни реальности, отталкиваясь от уровня "здесь и сейчас". Он,
как и в текстах Нового Завета, как и в других гностических евангелиях,
особенно в Книгах Пистис Софии, пользуется языком символов, неких видений,
метафор и аналогий. Так, то, что происходит на данном уровне Реальности
в течении Посвящения переживается здесь также как смерть, поскольку в обоих
случаях душа покидает тело для того, чтобы познать данную Реальность. Следовательно,
Посвящение и есть парафраз смерти, а наиболее близкой аналогией смерти
является Посвящение. Таким образом, резонно изучать герметические и гностические
практики (6), завеса таинственности над которыми приоткрывается нам в Книгах
Иеу, чтобы понять, как гностики понимали процесс умирания человека.
Привилегией людей, как учит нас любая эзотерическая
религиозно-философская система, является то, что люди, в отличие от животных
(которым доступно только посмертное путешествие), могут дважды совершать
путешествие души. Предваряет этот опыт посвятительно-мистериальная стадия,
где они, в том числе, подвергаются весьма тяжелым - и не только духовным
- испытаниям. Затем это уже опыт восхождения души и погружение в движение
сокрытых процессов Космоса для того, чтобы загладить карму (7) и изменить
характер своих будущих инкарнаций (или метемпсихозов у пифагорейцев и платоников);
и, наконец, задачей гностика является повтор этого опыта после смерти тела.
Эти постулаты очень хорошо применимы к практике раннехристианского гностического
эзотеризма (8), равно как и к духовной практике пост-гностических школ:
тамплиеров, франкмасонов, розенкрейцеров и т.п. Хотя женщины также могут
совершать подобное путешествие, а в ряде случаев гностические тексты явно
делают им знаки повышенного внимания (9), в наших Книгах речь идет о т.н.
Мужских Путешествиях.
В основном душа должна управлять внутренним видением
через сознательную и обдуманную визуализацию, фокусирующуюся, в свою очередь,
на каждой планете (10). Поэтому в Первом Мужском Путешествии мы смотрим
на планеты. Но это только некий разбег. Второе Путешествие требует от нас
рассматривать смерть как Посвящение. Таким образом, если Первое Путешествие
священно, то Второе - посвятительное. Вот почему наше Второе Путешествие
дает нам возможность как бы перепрограммировать наши будущие воплощения.
Итак, что мы видим в тексте? В Первом Путешествии,
во-первых, Душа уносится из тела, так что это уже определенно внетелесный
опыт. Во-вторых, грехи смываются, или карма стирается. Они трансформируются
в Чистый Свет. То есть скрытые процессы в Космосе направлены на освобождение
души или, как минимум, на изменение характера будущих воплощений человека.
В-третьих, есть еще и Второе Мужское Путешествие, состоящие из семи
ступеней. Душа достигает Сокровища Света, а уже находясь внутри него -
1. Следует внутрь Смотрителей, символизируемых гностиками буквами ?,
альфа, а в Первом Путешествии - Лунным Путем (Тропой)
2. Следует внутрь Трех Аминь, символизируемых гностиками буквой
?, эпсилон, а в Первом Путешествии - Путем Меркурия.
3. Следует внутрь Близнецов, символизируемых гностиками буквой ?, эта,
а в Первом Путешествии - Путем Венеры.
4. Следует внутрь Троесильного, символизируемых гностиками буквой ?,
йота, а в Первом Путешествии - Путем Солнца.
5. Следует внутрь Порядков (Чинов) Пяти Деревьев, символизируемых гностиками
буквой ?, омикрон, а в Первом Путешествии - Путем Марса.
6. Следует внутрь Семи Гласов, символизируемых гностиками буквой ?,
ипсилон, а в Первом Путешествии - Путем Юпитера.
7. Пребывает в Месте Невыразимых, символизируемых гностиками буквой
?, омега, а в Первом Путешествии - Путем Сатурна. (11)
В-четвертых, освобожденные души пребывают
в Месте Невыразимых (Сущностей) Сокровища Света. В-пятых, на каждом шагу
душе даются Печати и Тайны, поскольку она уже стяжала Тайны прежде, чем
изошла из тела. Это делается для того, чтобы во время Первого Путешествия
мужчина ощутил боль и обрел свою рану, которая исцелит его душу. То есть,
чтобы он осуществил Глубокие Мужские Познания Света. (12)
Хочется надеяться, что Книги Иеу еще найдут в нашей
стране своего достойного и дотошного исследователя (13), ведь они заслуживают
серьезного анализа не меньше, чем любой сложнейший текст, например, из
Кодексов Наг Хаммади.
Примечания
1. (2-я Кн. Иеу частично - гл. 45-47 - в русском переводе публиковалась
М.К. Трофимовой в Вестнике Древней Истории №1\2000, тогда как полностью
2-я Кн. Иеу состоит из 11-ти глав - 42-52.)
2. которые не переведены с коптского и даже не помещены в переводах
на европейские языки в виде транслитерации
3. действительно, здесь вряд ли речь может идти о переводе с греческого,
как это, видимо, было в случае с Пистис Софией; хотя в тексте и используются
греческие буквы, это, скорее всего, заимствования из мистерий Древней Эллады
4. и, кстати, совсем "не избалованы" их вниманием
5. Напомним, что в том же Кодексе Брюса, или Оксфордском Кодексе, есть
фрагмент несохранившегося текста, вероятно, полностью посвященного путешествиям
души, но этот фрагмент по содержанию ближе, скорее, к IV Книге Пистис Софии,
а отчасти и к III-й, чем к нашим Книгам Иеу
6. причем сведений о первых куда больше, чем о вторых - ярким примером
здесь является Библиотека Герметической литературы в Амстердаме, где представлена
hermetica как в узком, так и в широком смысле
7. у гностиков есть божества, ответственные "за карму" - Судьба, она
же, как и у др. греков вообще, Геймарменэ, и Доля
8. тогда как для "традиционного" христианства с точки зрения душеспасения
по-настоящему важен, похоже, только опыт страданий
9. достаточно вспомнить III Книгу Пистис Софии, почти всю состоящую
из "мистической беседы" Иисуса именно с Марией Магдалиной
10. вспомним, что современная астрология именно эту фокусировку нам
и советует, советовали это и гностические астрологи
11. Подобные выкладки, конечно, бессмысленны для непосвященных в гностические
мистерии. Ведь здесь зашифрованы пути правильного разумения, видения, Откровения,
воображения, интуиции и вдохновения. Нам не понять этого, просто читая
об этом, это надо пережить в личном, непосредственном опыте, считали авторы
наших Книг и вкладывали в уста Иисуса именно такое понимание Истины. Всё
вышесказанное, пожалуй, является хорошим ответом недоброжелателям гностиков,
считавшим все их построения надуманными и схоластическими.
12. Вспомним, кстати, о том, что гностические тексты, особенно Пистис
София, населены персонажами с ярко выраженным мужским началом: Дитя Ребенка
(он же, по версии М.К. Трофимовой, - Сын Сына), Троемужеский Ребенок и
т.п.
13. Западные исследования (нам известны только англоязычные их версии):
Ed. by Carl Schmidt. The Books Of JEU and The Untitled Text in the
Bruce Codex. Leiden, 1978.