А. Мома
Гностицизм и новозаветные тексты
Если внешний наш человек и тлеет,
то внутренний со дня на день обновляется.
2 Кор., 4.16.
Гностицизм в своей сугубо космологической ипостаси
НАПРЯМУЮ повлиял скорее на более позднюю церковно-христианскую ангелологию
календарей и молитвословов, чем на "официальное", новозаветное христианское
Откровение, канонизированное в изрядно усеченном и, как считают многие,
сфальсифицированном виде, лишь в IV веке. Однако, если рассматривать это
новозаветное Откровение, то нам представляется безусловным, хотя и далеко
не всеохватным, гностическое влияние на почти все, как отмечает Е.П. Блаватская,
новозаветные тексты, связанные с именем Св. Иоанна1
- особенно на "Откровение" и на "Четвертое Евангелие"2,
а также на часть Посланий Св. Павла, т.е., как минимум, на Послание Ефесянам
и на Второе Послание Коринфянам.
О Павле как о "выдающемся гностике" Блаватская также
упоминает многократно, но менее аргументированно, чем об Иоанне. В то же
время из Ефес., например, сразу вспоминаются так и напрашивающиеся на цитирование
"устроение полноты (т.е. Плеромы - А.М.) времен, дабы всё небесное и земное
соединить под главою (т.е. при посредничестве - А.М.) Христа" (Ефес., 1.10)
и откровение "всем, в чем состоит домостроительство Тайны, сокрывавшейся
от вечности в Боге... дабы ныне соделалась известной через Церковь (здесь
явно в валентинианском смысле - А.М.) начальствам и властям на небесах
многоразличная премудрость Божия" (там же, 3.9-10), а также призыв "облечься
в нового человека, созданного по Богу,3
в праведности и святости истины" (там же, 4.24) и весьма любопытная констатация
того, что, например, "всё, делающееся явным, Свет есть" (там же, 5.13)
и т.п. В 2 Кор., в свою очередь, можно проследить следующие явно гностические
мотивы: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог4,
который и запечатлел (вспомним гностические Печати - А.М.) нас и дал залог
Духа в сердца наши (2 Кор., 1.21-22); наконец, упомянем замечательный момент
в этом тексте: "Доныне, когда они5
читают Моисея (и, возможно, вовсе не Пятикнижие - А.М.), покров6
лежит на сердце их, но когда обращаются к Господу, тогда этот покров снимается.
Господь есть Дух, а где Дух Господень7
- там свобода. Мы же все, открытым лицем, как в зеркале8,
взирая на Славу Господню, преображаемся в тот же образ от Славы в Славу,
как от Господня Духа (там же, 3.15-18). Это только некоторые примеры подобных
соотношений гностического и канонического в раннехристианских текстах.
Что же касается такого, в общем, ключевого гностического
термина, как Плерома (Полнота), то он, будучи сугубо техническим в валентинианском
(т.е., заметим, наиболее христианизированном) гностицизме, используется
в явно составленном позже нынешнем Новом Завете уже не менее 17 раз (см.,
напр., Мф., 9.16; Мк. 6.43, 8.20, Ин. 1.16, Рим. 11.12, 11.25, 13.10, 15.29;
1 Кор. 10.26; Гал. 4.4, Ефес. 1.10, 1.23 (выше цит. нами), 3.19, 4.13,
Кол. 1.19, 2.9).
Прослеживается также использование термина "Премудрость"
(или "София" у греков и коптов) в литературе иудейской мудрости - от Притч,
Сирах. и Премудр. до трудов Аристобола и Филона Александрийского. Очевидно,
что в новозаветных текстах также есть подобное заимствование у иудеев и
гностиков - например, тот же Павел говорит о Христе-Спасителе9
(см. 1 Кор. 1.24 и ср. 1.30) как о Силе Божьей и Мудрости10
Божьей" - легко вспомнить в этой связи, что, по данным ересиологов, многие
гностики говорили о некоей плероматической андрогинной сизигии Христос
+ София. Слово "Эон" в классических христианских текстах переведено на
русский как "Век" и относится, как видно, строго ко времени, тогда как
в гностицизме - также к эманациям из Первого Божества.
R. Mc. Wilson пишет в этой связи11,
что "гностицизм второго века - не просто отклонение внутри христианства,
но объединение христианских идей с идеями, взятыми из других источников".
Правда, хочется поправить автора процитированного высказывания: не взятыми
из других источников, но оказавшиеся также и в других источниках как частички
некогда единой Божественной Мудрости. Возможно, автор верит в это также,
как и мы, но не может высказать этих мыслей вслух, рискуя лишиться авторитета
"строгого ученого". Мы же здесь не боимся ни "строгих ученых", ни всё крепнущих
у нас клерикалов с их извечным "осуждением новых еретических толкований
Писания".
-------------------------------------------------
Примечания
1 См., среди многих прочих работ Е.П. Блаватской, теософские и во многом
гностические по сути своей "Комментарии на Евангелие от Иоанна".
2 хотя оно прослеживается и в текстах Первого Соборного Послания Иоанна,
дорого, например, стоят в этом смысле такие пассажи, как "Бог есть Свет
(вспомним гностический Свет Светов - А.М.), и нет в Нём никакой (т.е. всё
сгущающейся по мере прохождения Божеством дальнейших эманаций - А.М.) тьмы"
(1 Ин., 1.5), "Кто любит брата своего, тот пребывает во Свете" (там же,
2.10) "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово (Оно же - Сын, или
Логос - А.М.) и Святый Дух, и сии три суть едино (там же, 5.7)
3 т.е. в Первого Адама, тогда как Ветхий человек, очевидно, был создан
теми самыми "начальствами" и "властями" в "небесах"
4 т.е. Бог, причем не иудейский Яхве, но Абсолют, и Христос-Логос
- не одно и то же
5 т.е. "сыны Израилевы", причем под ними явно понимаются не только люди
6 вспомним "Тайну под покровом" в гностической Pistis Sophia
7 т.е. уже эманированный Дух, точнее, один из таких Духов
8 явный намек на гностические "зеркальные эманации"
9 Как отмечает A.F.J. Klijn в своем выступлении на мессинском коллоквиуме
1966 г. (см. ниже, прим. 11), в гностическом мифе о Спасителе важными являются
следующие моменты: 1) Спаситель ниспослан с Небес (т.е. не рожден на Земле,
но лишь со временем входит в приготовленное для него земное тело смертного
человека); 2) Он ниспосылает вниз свою Небесную Славу, облекается в Небесное
Одеяние, нисходит в Область Тьмы и является Силам Небесным в человеческом
облике. Они не распознают Его, хотя и слышат Его голос. 3) Он побеждает
Силы. 4) Он приходит на землю уже как Искупитель, чтобы искупить верующих
в него. Они освобождаются вместе с Ним, т.к. они чужие на этой земле, как
и Он сам. Затем Он открывает врата Гадеса (т.е. ада - А.М.) и указует путь
наверх всем заточенным в земную плоть.
10 см. тж. уже цит. Ефес. 3.9-10
11 см. "Le Origini dello Gnostiсismo. Colloquio i Messina, 13-18 apr.,
1966". Leiden, 1967, стр. 512 и далее