Русская апокрифическая студия

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм
Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования | Ссылки | Гостевая книга

Джон Зибер

Эон "Барбело" в "Зостриане" и связанных с ним трактатах


Небесный мир, в котором побывал Зостриан, и которой был описан в одноименном трактате / VIII. 1 /, возглавляется Незримым Духом, как истинным Богом. Под ним располагаются четыре Эона:
Барбело,
Калиптос,
Протофанес
и Аутогенес.

Последние три, в свою очередь, соответствуют философским понятиям: Бытию, Уму и Жизни.

Исследования Дж.Тернера и Дж. М. Робинсона1 показали, что этот небесный мир упоминается в трактатах "Аллоген"/ XI, З/ и "Три стелы Сифа" /VII. 5/, и что философская триада соотностися с философией неоплатонизма.
В системе Плотина космос имеет три уровня: первый занимает Единое, на втором пребывает ипостась Разума, третий содержит физический или материальный мир.
В сифианских гностических документах Дух соответствует Единому Плотина, его Разум, иногда трехчастный, представлен эонами Барбело.
В "Трех стелах Сифа" и у "Аллогена" имя Барбело дано первому эону Незримого Духа. в числе ее эпитетов - "Троесильная", "первая Мысль", "Мужедева", "Совершенная", "Тень святого Отца". Как первый эон, она происходит из Единого Духа и сохраняет качество единства. И хотя Барбело нечасто упоминается в сохранившемся тексте Зостриана, ее место и значимость в мироздании не меньше, чем в двух других трактатах. Она обычно назвается Девой Барбело или Мужедевой Барбело.

Два отрывка в конце трактата раскрывают ее, как первое проявление Духа.

В первом она названа Гнозисом Духа /118:9-13/: "когда она усилила того, кто знал ее, эон Барбело, познание Незримого Трижды - Сильного Совершенного Духа, дала /.../ ей, говоря /.../".

Второй текст - часть описания нисхождения Зостриана с целью передачи его гнозиса избранным Сифа - содержится в формуле славословия: "Я объединился с ними всеми и благословил Эона Калиптос, и Деву Барбело и Незримого Духа." /129:8-12/. Аналогичные отрывки можно найти и в других местах. Наиболее важной характеристикой эона Барбело у "Зостриана" является то, что она - источник трех эонов неоплатонической триады.

Ключевой отрывок находится в начале описания восхождения Зостриана: "Он (Эфесех) сказал: Зостриан, слушай об этом /.../, для первого /.../ начал три, ибо они явились из единого начала, эона Барбело"/14:1-6/.

Порядок эманации может быть определен из описания восхождения и нисхождения и из различных литургических славословий, встречающихся в тексте. Ее первый эон это Калиптос, то есть Сокровенный, из которого, в свою очередь, происходят Протофанес, то есть Первоявленный, и Аутогенес - Саморожденный. Эти трое, в свою очередь, соответствуют философской триаде нео- платонической мысли: Калиптос - Бытию, Протофанес - Уму (часто также называемому Блаженством), а Аутогенес - Жизни (15:4-17) : "Это вода Жизни, принадлежащая Жизненности, в которой ныне вы были крещены в Аутогенеса. Это вода Блаженства, принадлежащая Познанию, в которой вы будете крещены в Протофанеса. Это вода Бытия, принадлежащая Божественности и Сокровенному".
Это раскрытие Барбело как источника трех остальных Эонов совпадает с ее эпитетом "дающая эоны", в "Трех стелах Сифа", где она представлена как единство, ставшее множеством. Она троична, оставаясь единой. Также и у "Аллогена" определение "Троесильный" должно пониматься, вероятно, как эпитет Барбело, ибо он становится поочередно Калиптосом /45:31/, Протофанесом /45:34-35/, и содержит в себе Аутогенеса /46:10-11/. Фактически, Барбело является собирательным именем для всей системы эонов, которая представленна триадой, что позволяет отдельным членам системы также называться "Барбело", например, эон Калиптос "приходит в бытие, как Барбело" /Зостр.122:1/. Это также позволяет понять фрагментарный отрывок в середине кодекса, где Зостриан призывает Светочей, эонов Барбело, на помощь в дальнейших открытиях . Этих Светочей трое, но они не носят уже известных имен эонов. Сохранились только два имени: Саламекс и Селмен; имя третьего начинается Ар/.../ и должно быть дополнено двумя или тремя буквами. Эти имена появляется только у "Зостриана" и должны пониматься как иные имена триады. Одно упоминание располагает Селмена в связи с  Протофанесом /54:15-21/: "Самовластная слава, мать /.../ слав, Иуэль, и четыре совершенных Света, Протофанес великого Ума, Селмен и те, кто с ним". Поскольку Саламекс назван первым в этом отрывке, он должен пониматься, как иное имя Калиптоса.
Будучи началом трех эонов, Барбело фактически является источником всего существующего. Каждый из четырех ее великих эонов2 содержит в себе три других эона вместе с многочисленными небесными сущностями, называемыми славами, силами, ангелами и т.д.. Эоны Калиптоса названы Хармедон, Дифанес, Малседон и Солмис. В Протофанесе пребывают Солмис, Акремон, Амбросиос и четвертый, чье имя не сохранилось, но который назван "благословляющим". Более известны имена Хармозель, Орояэлъ, Давейфе и Элелет, появляющиеся, как имена эонов Аутогенеса. Как эон ближайший к материальному миру, система Аутогенеса - единственная, несущая ответственность за его сотворение.
Далее, чтобы понять роль истории Софии у "Зостриана", мы должны присмотреться к самому эону Аутогенесу. С сифианской точки зрения наиболее важными членами Аутогенеса должны быть небесный Адам и его сын Сиф, отец избранного рода. Они упоминается вместе с эонами Аутогенеса, как можно видеть из отрывка / Зостр.30:4-14/ : "Адам - это совершенный Человек, ибо он око Аутогенеса, его восходящее познание, ибо Аутогенес - это Слово совершенного Ума Истины. Сын Адама, Сиф, приходит к каждой душе, ибо он - познание, достаточное для них. Итак, живое семя пришло от него".
Точно также, одно из славословий, адресованных всем трем эонам Барбело, включает также слово восхваления Герадамаса. Герадамас , что означает "древний Адам", является другим именем для Адама, также известного, как око Аутогенеса, названного здесь Совершенным Ребенком /13:1-7/: "/Я/ прославляю Бога, который над великими эонами, и нерожденного Калиптоса. и великого Мужа Протофанеса, и совершенного Ребенка и его око, Герадамаса". Наряду с упоминанием Адама и Сифа как членов Аутогенеса, присут- ствуют несколько очень фрагментарных упоминаний имени Мирофея и слова "мать". В "Трех стелах Сифа" Мирофея присутствует, как одно из предназначении Аутогенеса /VII, 119:11-18/: "Ты Мирофеас, Ты мой Мирофеос, я славлю тебя как Бога, я славлю твою божественность. Велик благой Саморожденный, который явлен, и Бог, первый явившийся". Та же фигура появляется и в Евангелии Египтян, где она названа матерью Адама /IV. 60:30 - 61:8-11 и III. 49:1-10/: "Тогда пришло в /из?/ то место облако великого света, живая сила, мать святых нетленных, великая сила Мирофея. И она дала рождение тому, чье имя я называю, говоря "ЙЭН ЙЭН ЭА ЭА ЭА" трижды. Для него, Адамаса, свет воссиял из света, он - око света". Из этого и подобных упоминаний мы можем заключить, что Мирофея могла также появиться у "Зостриана", как мать Адама и часть эона Аутогенеса.
Другая заметная фигура - София или Премудрость, появляется также среди участников эона Аутогенеса. Ее роль в системе не совсем ясна из сохранившихся упоминаний у Зостриана. Она вовсе не упоминается у "Аллогена" и только в качестве термина "премудрость" в "Трех отелах Сифа". Основываясь на упоминании в книге "Против симониан" у Епифания, мы можем идентифицировать Софию с Барбело, поскольку он пишет /Наеr.21.2.5/: "симониане говорят, что она Пруника, но остальные секты называют ее Барберо или Барбело" . Поскольку Барбело, очевидно, является началом мира, первой эманацией, из которой произошли все остальные, она в не- которой степени несет ответственность за дуализм, существующий в этом мире, и от которого гнозис Зостриана может спасти. Тем не менее, приравнивание Барбело к Софии отсутствует. Упоминания Софии у "Зостриана" и параллельные места в других документах решительно не позволяют идентифицировать Барбело с Софией и понимать Софию, как часть системы Аутогенеса, а также Барбело. Самый длинный и ясный отрывок мы видим при первоначальном восхождении Зостриана через четыре эона к Аутогенесу. На каждом уровне он крестится во имя или имена сил этого места. Крестившись в четвертый раз и став совершенным ангелом, он задает ряд вопросов, касающихся происхождения небесного мира, через который он начал проходить. Из ответов на его вопросы формируется содержание гнозиса, который он передает грядущим поколениям. Метод вопросов и ответов проходит через весь трактат, хотя небесные собеседники меняются по мере его восхождения все выше и выше. Аутруниос, названный "владыкой /правителем/ высоты", начинает свой ответ на первый ряд вопросов кратким вариантом истории Софии и ее отпрыска - Творца-Архонта /9:16 - 10:17/: "Но когда София посмотрела на сих, она произвола мрак, /.../ он увидел отражение и в соответствии отражением, которое он увидел в нем, он создал мир. С отражением отражения он трудился над миром, и тогда даже отражение видимости было взято у него. Но место покоя было дано Софии в ответ на ее покаяние. Поэтому в ней не осталось прежнего отражения, чистого в себе, как ранее. Когда они уже возникли через него, он воображением воспроизвел воспоминание, ведь образ Софии был / утрачен/ навсегда, поскольку ее облик был обманчив". После этого ответа, направленного в основном на разъяснение разных видов душ в людях, другой наставник по имени Эфесех, названный ангелом Божьим, призывается, чтобы дать гнозис об эонах Барбело. Это он вводит в гнозис материал о Жизни-Бытии-Уме. Как часть его откровения, второе упоминание об истории Софии сделано - почти мимоходом - в рассказе о причинах различия душ /27:9-1/: "Другие бессмертные души - товарищи всех этих душ благодаря Софии, посмотревшей вниз". Итак, история Софии появляется у "Зостриана" прежде всего как разъяснение гностической антропологии, В каждом случае это объяснение появляется, как часть гнозиса, связанного с эоном Аутогенеса. Есть еще одна часть "Зостриана", которая может содержать аллюзию к Софии, хотя ее имени нет в сохранившемся тексте. В сильно поврежденном отрывке в середине кодекса мы находим довольно длинный рассказ, посвященный женскому персонажу. Контекст, очевидно, содержит дальнейшее описание трех эонов Барбело. Возможно, "Она" этого раздела может быть идентифицирована с самой Барбело. Сказано, что она "самопознание предсуществующего / предсущего/ Бога" /82:23 - 83:1/, и что "Барбело назвала ее Мыслью" /83:7- 10/. Но мы также читаем о ней, что "она была омрачена через величие /•••/ его"/78:17-19/ что "она стала незнапщей" /81:1/, и что нечто произошло, "чтобы она не могла больше отступить и явиться вне совершенства" / 81:8-10/. И хотя этот последний отрывок может быть интерпретирован, как отсылающий к эону Барбело в целом, более вероятно, что София была введена, как один из эонов Барбело, поскольку она была связана с низшими уровнями Аутогенеса. Поскольку, как было показано выше, все участники системы могли быть названы "Барбело", и София может именоваться "Барбело". Упоминание о Барбело как о "премудрости" в "Трех стелах Сифа" следует понимать, как обратную направленность того же процесса - Барбело принимает вид множества своих частей /У11, 123:15-17/: "Спасение пришло к нам; от Тебя - спасение. Ты - Премудрость, Ты - Познание, Ты Истинность". Использование сифианского материала в "Апокрифе Иоанна" подтверждает этот вывод. И хотя "Апокриф" является примером христианского сифианского гнозиса и не связан тесным образом с "Зострианом", "Аллогеном" и "Тремя стелами Сифа", он во многом разделяет эту космологию, особеннов том, что касается эона Аутогенеса. Один отрывок особо называет Софию последним, самым нижним эоном Аутогенеса /II, 8:16-20/: "Четвертый эон был помещен в четвертый Светоч, Элелет. Там три других эона с ним: Совершенство, Мир, София. Это четыре Света, предстоящие божественному Аутогенесу...". Это та самая София, которая несколькими строками ниже порождает из себя одной творца, архонта Ялдаваофа. Несмотря на заметные различия между этим мнением и точкой зрения "Зостриана", их согласие в именах четырех эонов- Светочей, также как и о Духе, Барбело и Аутогенесе, показывает, что оба принадлежат единому мировоззрению и что "Апокриф" может помочь в понимании космологии Зостриана . Итак, мы заключаем, что эон Барбело у Зостриана - это имя, данное промежуточному уровню космоса. Она является космической сущностью, включающей в себя весь небесный мир вне Незримого Духа. Составляющие ее эоны идентифицируются с неоплатонической триадой Бытия, Ума и Жизни. Именно из-за неведения и ошибки ее нижнего уровня, Софии эона Аутогенеса материальный мир или природа, третий уровень реальности у неоплатоников, стал существовать.

Перевод Дм. Алексеева.
 

ПРИМЕЧАНИЯ. (в сокращении) 1. J.M. Robinson. "The three Steles of Seth" and the gnostics of Plotinus//Proceedings of the Intern. Coll. on Gnosticism, Leiden, Brill, 1977, pp. 132- 142. J.Turner. The gnostic threefold path to enlightement, 1975, unpubl.   2. Т. е. Светочей. Термины "эон" и "Светоч" взаимозаменяемы.






2001-2020 | Русская апокрифическая студия | О студии